logo
шпоры к госу 2 группа (1)

1. Трудовая теория стоимости. Закон стоимости

1Трудовая теория стоимости

Основоположниками трудовой теории стоимости являются Адам Смит, Давид Рикардо, Карл Маркс.

Фундаментом марксистской политической экономии является так называемая трудовая теория стоимости. Сущность ее заключается в том, что обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем количеством человеческого труда, которое затрачено на их производство. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции.

И если Адам Смит заложил основы теории, то Маркс внес принципиально новый элемент - представление о двойственном характере труда. Труд в его теории одновременно является и конкретным, и абстрактным.

Конкретным трудом признается любая трудовая деятельность. Конкретная форма труда обусловлена тем, что он всегда направлен на создание вполне конкретных потребительных стоимостей.

Труд, обезличенный или взятый вне его конкретной формы и овеществленный в продукте, называют абстрактным трудом. Абстрактный труд создает стоимость.

Таким образом, труд имеет двойственный характер и обуславливает два свойства товара. С одной стороны, он выступает в форме конкретного труда, направленного на создание потребительной стоимости, а с другой стороны, он выступает в форме абстрактного труда, который создает стоимость товара.

Конкретный труд и потребительная стоимость выступают как стоимостеобразующая основа, находящая свое проявление в качественных характеристиках абстрактного труда (сверхсложный, сложный, менее сложный, простой труд) и соответственно в больших или меньших величинах создаваемой стоимости. Раздвоение труда на конкретный и абстрактный есть специфическое явление товарного производства.

Абстрактный труд имеет две стороны: общественную и естественную. Естественная сторона подразумевает под собой затраты человеческой энергии, мускулов, нервов и т.д. Естественная сторона не обуславливает абстрактный характер труда. Сущность абстрактного труда определяет общественная сторона.

Стоимость товаров создается общественным трудом производителей. Этот труд является потому, что изготовитель рыночного продукта создает его для других. Следовательно, стоимость - это общественный труд, воплощенный в товаре. Если стоимость различных товаров одинакова, то это значит, что на их производство затрачено одинаковое количество труда. Труд, образующий стоимость различается по его сложности и качеству.

Выделяют:

Простой труд - это труд неквалифицированный, который в состоянии выполнить любой здоровый человек без предварительного получения какой-либо специальности.

Сложный труд - это труд квалифицированный, для выполнения которого требуется получение какой-либо специальности. Товары, произведенные сложным трудом, имеют более высокую стоимость, чем товары, содержащие в себе такое же количество простого труда.

Индивидуальная стоимость товара образуется из затрат труда каждого отдельного производителя на выпуск того или иного товара. У лучших, более оснащенных предприятий индивидуальная стоимость будет ниже, а у худших - выше.

Однако на рынке товары не могут продаваться по индивидуальной стоимости их владельцев. Поэтому на рынке на одинаковые товары устанавливается общественная стоимость. В основе рыночной цены будет лежать та стоимость или те затраты труда, которые будут признаны покупателями как необходимые для общества, т.е. признанные обществом посредством акта купли-продажи. Такие затраты труда называются общественно необходимыми затратами труда. Для того, чтобы определить, какие затраты труда будут признаны общественно необходимыми затратами труда, рассмотрим следующий пример.

Индивидуальная и общественная стоимость не совпадает по величине. Это определяется следующими причинами:

объективными причинами - близость сырья, уровень специализации, уровень механизации и автоматизации производства, фондооснащенность;

субъективными причинами - плохая организация производства, низкая дисциплина труда, перерасход сырья и заработной платы, низкий уровень интенсивности труда, брак в производстве.

Таким образом, трудовая теория стоимости устанавливает такие экономические связи, которые схематично можно изобразить так: «товаропроизводитель - общественный труд - товар - общественная стоимость - рыночная цена».

Поскольку каждый предприниматель вместе с трудом его работников использует результаты труда в социальной сфере, науке и продукты природы, то совокупная, или рыночная стоимость, его товара включает трудовую стоимость, социальную и нарицательную стоимость. В процессе обращения товара под воздействием законов рынка рыночная стоимость превращается в конкретную цену каждого для купли-продажи.

Трудовая стоимость товара представляет собой ту часть ценности товара, которую определяет человеческая производительная сила, взятая в обособленном труде. Трудовая стоимость создается в обособленном процессе производства отдельного предпринимателя. Однако каждое предприятие выпускает свою продукцию, сотрудничая с другими предприятиями и структурами, которые поставляют материалы, рабочую силу, информацию и т.п. Поэтому, на данном этапе вводится такое понятие, как социальная стоимость. Социальная стоимость - это результат совместного труда социально-экономических структур, расчленение которых приводит к разрушению кооперации труда и исчезновению ее производительной силы.

Особый способ оценки в товарных отношениях имеют продукты производительной силы природы. В том происхождении, в котором не приложен человеческий труд, они не имеют стоимости и не являются товарами. Но вовлекаемые в товарно-денежные отношения они принимают товарную форму, приобретают цену. Под воздействием спроса покупателей складывается определенная, нарицательная стоимость. Эта стоимость противостоит той стоимости, которую уплачивают покупатели.

Формирование закона стоимости с точки зрения теории стоимости

Возникновение закона стоимости относится к тому времени, когда продукты начали превращаться в товары. Как указывал Энгельс, начало обмена товаров уходит в глубь веков. В Египте это произошло, по меньшей мере, за три, а возможно, и за пять тысяч лет до нашего времени, в Вавилоне - за 4-6 тысяч лет. Появившись вместе с возникновением товарного производства и существуя на протяжении тысячелетий, закон стоимости получает наиболее широкую сферу действий лишь в условиях капитализма. Это связано с тем, что в это время товарное производство приобретает всеобщий характер.

Сущность закона стоимости сводится к тому, что производство и обмен товаров осуществляются в соответствии с его стоимостью и общественно необходимыми затратами труда. Необходимо заметить, что данный закон возник на базе товарного производства и действует в любом обществе, где имеют место товарные отношения. Закон стоимости - основной закон товарного хозяйства - выражает объективную необходимость, чтобы стоимость товаров определялась общественно необходимым временем. Это то рабочее время, которое затрачивается на изготовление продуктов при следующих условиях:

при общественно нормальном состоянии производства;

при средней квалификации работников;

при средней интенсивности труда.

Практически данное время расходуется на создание большинства товаров.

Закон стоимости выражает причинно-следственную зависимость между формированием цены на базе стоимости производства каждого товара, с одной стороны, и образованием экономических стимулов для прогресса производительных сил общества, с другой стороны.

Закон стоимости требует сведения индивидуального рабочего времени к общественно необходимому, индивидуальной стоимости к общественной. В данном случае общественно необходимые затраты труда выступают в роли своеобразного общественного норматива, который выявляется на рынке и в который хозяйствующие субъекты должны укладываться. Если индивидуальные затраты меньше общественно необходимых, то товаропроизводители выигрывают, а когда они выше, их экономическое положение ухудшается.

Закон стоимости обуславливает не только определенное соотношение между индивидуальными и общественно необходимыми затратами труда, но и соответствие объема и структуры производства общественным потребностям. Это условие особенно важно для регулирования общественного производства с помощью закона стоимости.

Закон стоимости является законом цен, он регулирует ценообразование, составляя его исходную основу. В реальной жизни в процессе установления рыночных цен учитываются и такие условия, как соотношение спроса и предложения, соотношения цен на одноименные товары. Поэтому в процессе использования закона стоимости могут сочетаться свободные, договорные, лимитные, контрактные, коммерческие и другие разновидности цен. На цены сильное влияние оказывают методы их установления. Данные методы называются механизмом ценообразования. В экономической теории выделяют два основных подхода к установлению цен:

рыночный. При нем определяющими факторами выступают конъюнктура рынка, спрос и предложение товаров.

затратный. Согласно этому подходу в основу установления цены кладутся производственные затраты, и прежде всего, трудовые, связанные с созданием товаров.

Большое влияние на ценообразование оказывает невозможность повторного производства продуктов.

Закон стоимости - это закон товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с общественно необходимыми затратами труда. Другими словами, закон стоимости - это закон, согласно которому цена должна соответствовать стоимости товара. Однако следует иметь в виду, что товар есть совокупность потребительной стоимости и стоимости. Поэтому цена как денежное выражение стоимости товара определяется не только общественно необходимыми затратами на его производство, но и другими факторами, и в первую очередь, спросом и предложением. По этой причине в реальной жизни цена, как правило, не совпадает со стоимостью. Свое действие в условиях товарного производства закон стоимости проявляет именно через колебание цен вокруг стоимости. Из этого видим, что закон стоимости тесно связан с законом спроса и предложения. Последний выступает как форма реализации первого. Закон спроса и предложения - это экономический закон, действующий в условиях товарного производства. Он отражает взаимосвязь спроса и предложения при обмене товаров. Если предложение намного превышает спрос, цена на рынке снижается и становится ниже стоимости. Дальнейшее снижение цены вызывает еще большее увеличение спроса. Противоположная ситуация складывается, если спрос превышает предложение. В этом случае рыночные цены повышаются, что создает благоприятные условия для роста предложения данного вида товаров. В отрасли, спрос на продукцию которой превышает предложение, а цены соответственно превышают стоимость, осуществляется перелив капитала и со временем предложение продукции этой отрасли увеличивается. В результате цены приближаются к уровню, при котором происходит равновесие между спросом и предложением, формируется рыночная цена, или цена равновесия.

Законом стоимости называется экономический закон, согласно которому товары на рынке обмениваются в соответствии с количеством и качеством затраченного на их производство труда.

Важным условием является то, что цена есть денежное выражение стоимости. Стоимость и цена соотносятся как содержание и форма. В основе движения цен лежит движение стоимостей. Однако, цены, получив самостоятельное существование на рынке, также имеют свои законы установления динамики, так как на их величину влияет не только стоимость. Но именно она является тем якорем, который возвращает их к исходному началу, как бы они высоко не взлетали и как бы низко они не падали.

Закону стоимости присущи следующие черты:

в основе стоимости лежит общественно необходимый труд;

величина стоимости товаров прямо пропорциональна количеству воплощенного в нем общественно необходимого труда и обратно пропорциональна его производительной силе;

обмен товаров совершается в соответствии с количеством воплощенного в них общественно необходимого труда;

с возникновением денег и цены закон стоимости выступает в качестве регулятора цен, определяя их уровень;

через механизм рыночных цен закон стоимости распространяет свою регулирующую роль на процесс производства, способствуя его сокращению или расширению;

индивидуальные затраты труда сводятся к общественно необходимым, индивидуальные стоимости - к общественной стоимости, которая является основой цены.

Функции закона стоимости

Функциональное значение закона стоимости заключается в обеспечении факторов экономического стимулирования развития производительных сил. закон стоимости выполняет ряд следующих функций.

1. Первая функция заключается в осуществлении учета общественного труда через формирование общественно необходимых затрат труда.

2. Вторая функция состоит в том, что закон обеспечивает распределение труда между различными сферами производства. Иначе говоря, закон стоимости является стихийным регулятором в распределении ресурсов товарного производства.

3. Третья функция - стимулирующая. Закон стоимости способствует снижению производительных затрат, что происходит вследствие развития производительных сил в товарном производстве. Если индивидуальные затраты труда товаропроизводителя превышают общественно необходимые, то для того, чтобы не разориться, он обязан снизить величину своих затрат. Закон стоимости как бы «наказывает» его, тем самым, заставляя товаропроизводителя повышать производительность труда, либо переключаться на выпуск другого вида изделия.

4. Четвертая функция состоит в том, что закон стоимости является основой для дифференциации товаропроизводителей. Причиной дифференциации является несовпадение, неравенство индивидуальной и общественной стоимости. Таким образом, происходящая на основе действия закона стоимости дифференциация товаропроизводителей ведет к переходу от простого товарного производства к капиталистическому.

5. Пятая функция - распределительная, которая осуществляется с помощью цен. Данная функция заключает в распределении общественного продукта между регионами и предприятиями.

Товарное производство представляет собой такую организацию общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через куплю-продажу продуктов их труда.

Товарное производство - это специфический способ отношений между товаропроизводителями и потребителями, измерения труда и включения его в совокупный труд общества. Товарное производство - это производство продуктов для обмена, продажи.

Для возникновения товарного производства необходимы определенные условия. Прежде всего необходимо общественное разделение труда, т.е. обособление различных видов производственной деятельности людей. Общественное разделение труда порождает специализацию отдельных производителей и необходимость обмена продуктами труда между ними.

Вторым условием возникновения товарного производства является обособление собственников средств производства. Собственниками не обязательно должны быть только частные лица, ими могут быть и коллективные владельцы средств производства: товарищества, кооперативы, государство.

Необходимость данного условия объясняется тем, что одного разделения труда недостаточно для превращения продукта труда в товар.

Различают два типа товарного производства: 1)простое2)капиталистическое.

Простое товарное производство: основано на собственном труде товаропроизводителя, средства производства и результаты труда принадлежат самому производителю, носит ограниченный характер и не является преобладающей формой хозяйства.

Капиталистическое товарное производство: рабочая силы становиться товаром, средства производства и результаты труда являются собственностью работодателя, носит всеобщий характер, т.к. основная часть продуктов принимает форму товаров