logo
шпоры к госу 2 группа (1)

73. Национальный и международные режимы экспортного контроля Основные международные режимы экспортного контроля

Прежде, чем рассматривать существующие международные режимы экспортного контроля необходимо рассмотреть общие концептуальные принципы экспортного контроля, для того, чтобы определиться, что же все-таки дает система экспортного контроля предприятиям-экспортерам.

В 1949 г. по инициативе США был создан первый международный режим экспортного контроля — Координационный ко­митет по контролю над экспортом (КОКОМ), осуществляющий непосредственный политический контроль в сфере международных экономических отношений, в том числе и в области военного экспорта ведущих западных стран. В него первоначально вошли все страны НАТО (кроме Исландии), а несколько позже Япо­ния и Австралия. Этот режим являлся центральным звеном ши­роко разветвленной системы, в рамках которой западные страны разрабатывали и осуществляли совместные мероприятия по контролю за экспортом своих промышленных технологий, прежде всего, двойного назначения. Основная задача КОКОМ, которая ставилась при его создании, заключалась в жестко контролируемом сдерживании темпов экономического и научно-технического развития СССР и его союзников путем ограничения, а в ряде случаев и исключения их участия в международном разделении труда и рынков, а также доступа к новейшим высоким технологиям и товарам двойного назначения.

Формально КОКОМ был добровольной организацией, без договорно-правовой основы и его решения носили рекомендательный характер. Практически же деятельность КОКОМ состояла в разработке и согласовании позиций между государствами-участниками по вопросам экспорта товаров и технологий, экспорт которых не должен пересекаться, или, по крайней мере, строго контролироваться. Кроме того, были созданы контрольные списки товаров и технологий, в отношении которых осуществлялись согласованные позиции. Было создано три списка: Список военных технологий; Список ядерных технологий и Промыш-ленно-торговый список, известный как «Международный список КОКОМ». В Промышленно-торговый список были включены товары и технологии двойного назначения, которые могли быть использованы при создании вооружения и военной техники.

Кроме указанных международных списков каждая страна-участница КОКОМ могла, в соответствии со своими национальными интересами создать свой национальный список товаров или наложить ограничения на экспорт, входящих в него товаров и технологий.

Другой деятельностью КОКОМ было рассмотрение заявок стран-участниц на осуществления экспорта их компаниями товаров и технологий, подпадающих под списки в страны не являющиеся участниками КОКОМ. Формально факт внесения товара или технологии в «Международный список КОКОМ» не означал запрета на экспорт, фактически же странам-участницам не рекомендовалось осуществлять такой экспорт без рассмотрения другими странами-участницами КОКОМ.

С 1984 г. в системах экспортного контроля стран-участниц КОКОМ действовал принцип всеобъемлющего контроля (catch-all), который предполагал гражданскую или уголовную ответственность экспортера в случае, если знал или имел информацию о том, что экспортируемый товар или технология предназначаются для использования в военных программах страны конечного пользователя и не прошел согласование в комитете.

По мере развития политической ситуации в Европе и прекращения периода холодной войны, возникла необходимость пересмотра отношений между Западом и Востоком, что в свою очередь привело к прекращению действия КОКОМ и созданию новых международных режимов экспортного контроля.

Создание новых международных режимов экспортного контроля имело целью укрепление безопасности и доверия между государствами путем сотрудничества в вопросах нераспространения оружия массового поражения и контроля за распространением товаров и технологий двойного назначения. В этом проявляется понимание того, что совместные усилия значительно облегчают достижение не только общих, но и некоторых национальных целей.

Существенным является то, что действующие международные режимы экспортного контроля функционируют не только на основе принципа запретов на поставки в третьи страны, а на основе обмена информацией между партнерами и принятых единых правил осуществления экспорта, выработанных путем взаимных консультаций.

Это означает, что при выполнении указанных правил, государства-участники осуществляют торговлю товарами и технологиями двойного назначения в собственных национальных интересах.

Существуют около десяти международных режимов экспор­тного контроля.

Основными являются четыре международных режима (таб­лица 1).

Таблица 1

п/п

Наименование режима экспортного контроля

Год созда­ния

Основные направления

Примечание

1

Вассенаарские договоренности

1995

Обеспечивает контроль за экспортом товаров и технологий двойного назначения и обычных вооружений

Создан на замену КОКОМ. Россия принята в 1995 г.

2

Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ)

1987

Обеспечивает ограничение распространению ракетной техники, а также товаров и технологий, использующихся при создании ракетного оружия

Россия принята в 1995 г.

3

Комитет Цангера Группа ядерных поставщиков (ГЯП).

1974 1976

Обеспечивают контроль за экспортом ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий

Россия принята в 1974 и 1976 гг. соответственно

4

Австралийская группа

1995

Обеспечивает контроль за распространением химического и бактериологического (биологического) оружия

Россия не является ее членом

Для каждого из режимов создан свой механизм консультаций и обмена информацией между партнерами. Государства обеспечивают друг друга информацией о случаях отказа в выдаче лицензий и о компаниях и отдельных лицах, в отношении которых имеются материалы об их причастности к созданию военных программ.

Административная структура международных режимов экспортного контроля направлена, в основном, на поиск согласия при принятии решений о коллективных действиях.

Благодаря этому каждая страна имеет определенную свободу действий в отношении экспортных операций и сама осуществляет их регулирование собственным законодательством и с помощью собственных административных и контрольных органов.