72. Влияние нетарифных ограничений на отечественный экспорт и защитные меры в российской практике
В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы - количественные, скрытые и финансовые - как часть своей политики протекционизма.
Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.
Цели и задачи введения нетарифных мер
В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:
1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка. 2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений. 3.Выполнение международных обязательств 4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров 5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер 6.Защита общественной морали и правопорядка 7.Защита культурных ценностей 8. Обеспечение национальной безопасности
Классификация нетарифных методов
Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П.Х. Линдерта насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы:
1.Меры прямого ограничения 2.Таможенные и административные формальности 3. Прочие нетарифные методы
Большинство из нетарифных методов, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и, поэтому, плохо отражены в статистике. Именно эта их характеристика дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговли в
рамках политики протекционизма.
Специальные защитные меры
В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». К ним относятся:
•Импортные квоты •Специальные пошлины •Антидемпинговые пошлины • Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера • Компенсационные пошлины
Специальные защитные меры с точки зрения изложенной выше классификации представляют комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения.
Меры прямого ограничения
К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование.
Лицензирование
Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).
Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:
1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; 2. Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений; 3. Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники); 4. Выполнение Российской Федерацией международных обязательств.
Квотирование
Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).
Квота - это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).
В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые "добровольные" ограничения экспорта (англ. voluntary export restrictions). Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.
Например, в феврале 1995 года было подписано соглашение РФ с ЕОУС, содержащие такое обязательство по некоторым изделиям из стали. В 1994 году, например, были введены "добровольные" ограничения по поставке в ЕС карбида кремния, алюминия, текстильных товаров.
Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. В ст. 21 закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" говорится, что импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений.
Протекционистская внешнеторговая политика предполагает защиту отечественного производства, и для регулирования в сфере внешнеторговых операций государство использует тарифные и нетарифные инструменты.
Когда же тарифные методы регулирования внешней торговли становятся неэффективными в силу своей «открытости», государство использует нетарифные методы, степень воздействия которых на внешнюю торговлю возросла в последние годы. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на население.
Эффективность использования нетарифных ограничений в
российской экономике.
Россия несет убытки в размере свыше $,5 млрд в год из-за нетарифных ограничений на ее товары на международном рынке. По этим признакам Россия является одним из самых дискриминируемых государств мира, занимая 2-е место после Китая. Об этом заявила на заседании коллегии Минпромнауки РФ, рассмотревшей проблемы присоединения России к ВТО, руководитель департамента поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей на товарных рынках и сотрудничества с международными торговыми организациями Минпромнауки РФ Светлана Степанова.
Она сказала, что в России созданы базовые условия для вступления во Всемирную торговую организацию, однако современное состояние интеграции отечественной экономики в международную торговлю характеризуется постоянным ухудшением условий доступа российских товаров на рынке зарубежных стран. Так, на сегодня выдвинуто более 50 антидемпинговых процедур против изделий российской металлургической промышленности. Антидемпинговые процедуры проводятся также в отношении российской химической, текстильной, легкой, целлюлозно-бумажной и лесной промышленности.
С.Степанова при этом признала, что в настоящее время во многих случаях цены экспорта российской продукции в страны дальнего зарубежья ниже цен продаж на внутреннем рынке. Так, по прокату черных металлов это составляет порядка 40 % по полиэтилену - 50 % по целлюлозе - около 30 % по шинам для грузовых автомобилей - около 30 % а легковых автомобилей - более 50 % по тракторам - более 40 % обуви - в 2 раза, а льняным тканям - более чем в 2 раза.
В предыдущем пункте упоминалось об экспортных квотах на драгметаллы. На долю России на мировых рынках палладия, например, приходится 70%, платины - до 20%. Часть драгметаллов, на которые введена квота, используются для изготовления ювелирных изделий на экспорт. Однако их объем не превышает 5% общего выпуска ювелирных изделий в РФ из-за сложной процедуры лицензирования. Следовательно, с одной стороны, от введения данной квоты Россия не получает ожидаемого эффекта, т.к. импортирующие драгметаллы страны, вводят ответные меры, как то препятствия в получении лицензии. С другой стороны, тот факт, что часть выручки от продажи драгметаллов, оставшаяся после сбора государства, должна идти на поддержание производства - и только в этом случае будет разрешен их экспорт - свидетельствует о том, что государство заинтересовано в определенном уровне экспорта и развитии отрасли, т.к., очевидно, получает от этого немалые доходы и считает это достаточно эффективным.
- 1. Трудовая теория стоимости. Закон стоимости
- 2. Теория предельной полезности
- 3. Рыночная структура: понятие и виды
- 4. Экономические ресурсы предприятия
- Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства
- 5. Издержки производства и себестоимость продукции
- 6. Качество и конкурентоспособность продукции
- 7. Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия
- 8. Сущность и функции финансов. Характеристика финансовой системы рф
- 9. Бюджетная система рф
- 10. Кредитная система рф
- 11. Кредитно-денежная политика Центрального Банка России
- 12. Методы и приемы экономического анализа
- 13. Анализ производства и реализации продукции
- 14. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
- 15. Диагностика риска банкротства
- 16. Сущность и модели менеджмента
- 1. Исторические предпосылки, основы и содержание менеджмента
- 17. Миссия организации и её цели
- 18. Сущность функций управления, их классификация
- Понятие и классификация функций управления
- 19. Понятие структуры управления, факторы ее определяющие
- 1.2 Определение понятий структуры управления
- Построение вертикальной структуры
- 20. Механизмы и методы управления предприятием
- 1.4. Социально-психологические методы
- 21. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга
- Понятие маркетинга и его цели
- Функции маркетинга
- Принципы маркетинга
- 22. Концепции маркетинга и их характеристика
- 4. Современные концепции управления маркетингом
- 23. Маркетинговая среда и ее структура
- Тема 2. Маркетинговая среда
- Микросреда маркетинга и ее составляющие
- Макросреда функционирования компании
- 1. Микросреда маркетинга и её составляющие
- Макросреда функционирования компании
- 1. Демографическая среда включает:
- 24. Комплекс маркетинга (маркетинг-микс) Тема: Разработка комплекса маркетинга
- Определение, понятие и сущность комплекса маркетинга
- Содержание элементов комплекса маркетинга
- Определение, понятие и сущность комплекса маркетинга
- 2. Содержание элементов комплекса маркетинга
- Инструменты маркетинговой политики
- 25. Сущность и особенности международного маркетинга
- 1. Особенности, цели и основные задачи международного маркетинга
- Международная окружающая среда
- 5. Факторами государственною регулирования в международном маркетинге являются:
- 26. Стратегия и тактика проникновения на международные рынки
- 3. Стратегии проникновения на зарубежные рынки
- 3. Производственная кооперация.
- 6. Прямое инвестирование.
- Экономическое содержание и принципы разработки стратегии маркетинга
- 2. Функции и задачи стратегического маркетинга
- 3.Принципы стратегии маркетинга
- 28. Логистика: понятие, цели и задачи
- Логистика. Понятие, цели и задачи.
- Краткий исторический очерк развития логистики.
- Определение понятия логистики. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками.
- Объект и предмет логистики. «6 правил логистики». Концепция логистики. Принципы и задачи логистики. Логистические функции.
- 29. Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия
- 30. Логистические информационные системы
- Логические информационные системы
- 1. Информационные потоки в логистике
- 2. Информационные системы в логистике
- 3. Виды информационных систем в логистике
- 4. Принципы построения информационных систем в логистике
- 5. Информационные технологии в логистике
- 6. Использование в логистике технологии автоматической идентификации штриховых кодов
- 7. Маркировка грузовых пакетов машиночитаемым кодом
- 31. Закупочная, производственная и распределительная виды логистики Закупочная логистика
- Производственная логистика
- Материальное
- Традиционная и логистическая концепции организации производства
- Распределительная логистика
- 32. Разработка систем складирования в логистике
- Система складирования и складского хранения продукции. Управление запасами в логистической системе
- Функционирование складского хозяйства
- 2 Характеристика и классификация складов.
- 3 Издержки складской системы.
- 33. Транспортная логистика Транспортная логистика
- 1. Транспортная система России: технико-экономические особенности, состояние, характеристика
- 2. Классификация и характеристика грузовых перевозок
- 3. Транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров
- 34. Экономические показатели оценки работы транспорта
- 36. Разработка систем складирования в логистике
- Система складирования и складского хранения продукции. Управление запасами в логистической системе
- Функционирование складского хозяйства
- 2 Характеристика и классификация складов.
- 3 Издержки складской системы.
- 37. Управление запасами в логистике Лекция № 9. Логистика запасов
- Назначение и виды товарно-материальных запасов
- По месту нахождения запасы делят на производственные и товарные.
- 2. Управление запасами на предприятии
- 3. Системы контроля за состоянием запасов
- 38. Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации
- 39. Предмет, цели, задачи, принципы и методы товароведения
- 40. Ассортимент товаров: понятие, классификация и свойства
- 41. Экспертиза товаров: понятие, цели и задачи
- Стандартизация: сущность, содержание и основные цели
- 43. Типология, формы и виды предпринимательства Два основных типа профессиональной предпринимательской деятельности
- Формы производительной предпринимательской деятельности
- Традиционалистское и инновационное предпринимательство
- Посредническая предпринимательская деятельность
- 3.3. Агентирование
- 3.4. Конкретные формы агентирования
- Предпринимательство в финансовой сфере
- 4.1. Финансовые институты как основа предпринимательской инфраструктуры
- 4.2. Банки
- 4.3. Инвестиционные компании и фонды
- Субъекты и объекты предпринимательской деятельности
- Концепция жизненного цикла товара
- 45. Принятие предпринимательского решения. Возможные формы партнерских связей в предпринимательстве
- Глава 2. Принятие предпринимательского решения
- 2.1. Сфера принятия управленческих решений
- 2.2. Технология принятия предпринимательских решений
- 2.3. Экономические методы принятия предпринимательских решений
- Общая схема предпринимательской деятельности
- 1. Формы совместного предпринимательства.
- 46. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 5.2. Хозяйственные товарищества и общества
- Хозяйственные товарищества
- Хозяйственные общества
- Акционерное общество
- Открытое акционерное общество (оао)
- 5.3. Производственные кооперативы
- 5.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 5.5. Некоммерческие организации
- Потребительские кооперативы
- Общественные и религиозные организации (объединения)
- Учреждения
- Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
- Объединения предпринимателей. Ассоциативные формы организации бизнеса
- 47. Статистические методы исследования социально-экономических процессов
- 48. Статистика использования трудовых ресурсов
- 49. Статистика издержек производства
- 50. Статистика основных фондов
- 51. Анализ использования производственных ресурсов
- Анализ основных средств предприятия
- 2. Анализ эффективности затрат по содержанию и эксплуатации оборудования:
- 3. Анализ структурной динамики основных средств:
- 4. Анализ эффективности инвестиций в основные средства:
- 52. Анализ и управление объемом производства и продаж Анализ динамики и выполнения плана производство продукции
- Анализ ассортимента и структуры продукции
- Анализ качества продукции
- Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
- 53. Экономический анализ инвестиций
- Прогнозирование эффективности инвестиционных проектов
- 54. Технология и модели процесса разработки управленческих решений
- 55. Разработка и принятие управленческих решений в условиях риска и неопределенности
- 2.2 Способы оценки степени риска
- 2.3 Управление рисками при принятии управленческих решений
- 56. Организация и контроль выполнения управленческих решений
- 57. Причины возникновения кризисов и их роль в социально – экономическом развитии Понятие кризиса в социально-экономическом развитии
- Причины возникновения кризисов
- Виды экономических кризисов
- 58. Механизмы антикризисного управления
- Необходимость и проблематика антикризисного управления
- 59. Государственное регулирование кризисных ситуаций Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций
- Роль государства в антикризисном управлении
- Виды государственного регулирования кризисных ситуаций
- 60. Стратегия и тактика в антикризисном управлении
- 61. Правовые основы организации таможенной деятельности в рф
- 62. Таможенное регулирование пропуска товаров через таможенную границу
- 63. Структура, задачи и функции таможенных органов
- 64. Пропуск и декларирование товаров
- 65. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу
- 66. Порядок заполнения таможенных деклараций
- 67. Лицензирование и квотирование при экспортных и импортных операциях
- Организация и функционирование таможенных складов
- 69. Порядок ввоза и вывоза товаров для переработки
- 70. Понятие и виды нетарифных ограничений
- 71. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в рф
- 1. Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):
- 72. Влияние нетарифных ограничений на отечественный экспорт и защитные меры в российской практике
- 73. Национальный и международные режимы экспортного контроля Основные международные режимы экспортного контроля
- Международный режим экспортного контроля за товарами и технологиями двойного назначения и обычными вооружениями
- Раздел 1 — базовый список,
- Раздел 2 — список «чувствительных» товаров и технологий,
- Раздел 3 — список «весьма чувствительных» товаров и технологий.
- Международный режим экспортного контроля за ракетной технологией
- Комитет Цангера и Группа ядерных поставщиков
- Австралийская группа
- 74. Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами
- Глава 46 "Особенности совершения таможенных
- 75. Административная ответственность за несоблюдение установленных запретов и ограничений во внешнеэкономической деятельности
- 76. Понятие, виды таможенных режимов и их классификация
- Глава 30. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
- Глава 31. Таможенная процедура экспорта
- Глава 32. Таможенная процедура таможенного транзита
- Глава 33. Таможенная процедура таможенного склада
- Глава 34. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
- Глава 35. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
- Глава 36. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
- Глава 37. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- Глава 38. Таможенная процедура временного вывоза
- Глава 39. Таможенная процедура реимпорта
- Глава 40. Таможенная процедура реэкспорта
- Глава 41. Таможенная процедура беспошлинной торговли
- Глава 42. Таможенная процедура уничтожения
- Глава 43. Таможенная процедура отказа в пользу государства
- 77. Таможенный контроль: понятие, виды, форма
- 78. Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей
- 79. Таможенные льготы
- 80. Таможенная статистика внешней торговли: понятие, цели и общая характеристика
- 81. Исчисление и уплата таможенных пошлин, акцизов и ндс при перемещении товаров через таможенную границу
- 82. Виды таможенных платежей и таможенные сборы
- 83. Классификация валют и их конвертируемость
- 7) По функциональной роли валюты:
- 84. Валютный рынок и валютные курсы
- 85. Международные расчеты, их условия и формы
- 86. Правовые и организационные основы валютного контроля, осуществляемого таможенными органами рф
- 87. Таможенно-банковский валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров
- Глава 10. Государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок
- 89. Таможенно-банковский валютный контроль за экспортом кредитными организациями аффинированного золота и серебра
- 90. Перемещение валюты Российской Федерации и валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации федеральный закон "о валютном регулировании и валютном контроле"
- Порядок оформления квитанции формы тс-21