logo
шпоры к госу 2 группа (1)

6. Использование в логистике технологии автоматической идентификации штриховых кодов

Через каждое звено логистической цепи проходит большое количество единиц товаров. При этом внутри каж­дого звена товары неоднократно перемещаются по мес­там хранения и обработки. "Вся система движения това­ров — это непрерывно пульсирующие дискретные пото­ки, скорость которых зависит как от потенциала (мощнос­ти) производства, ритмичности поставок, размеров имею­щихся запасов, так и от скорости реализации и потребле­ния"1. Для того, чтобы иметь возможность эффективно управлять этой динамичной логистической системой, не­обходимо в любой момент иметь информацию в детальном ассортименте о входящих и выходящих из нее матери­альных потоках, а также о материальных потоках, цир­кулирующих внутри нее.

Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, данная проблема решается путем использования при осуществлении логистических операций с материальным потоком микропроцессорной техники, способной иденти­фицировать (распознавать) отдельную грузовую единицу. Речь идет об оборудовании, способном сканировать (счи­тывать) разнообразные штриховые коды. Это оборудова­ние позволяет получать информацию о логистической опе­рации в момент и в месте ее совершения — на складах Промышленных предприятий, оптовых баз, магазинов, на транспорте. Полученная информация обрабатывается в режиме реального масштаба времени, что позволяет уп­равляющей системе реагировать на нее в оптимальные сроки.

Автоматический сбор информации основан на исполь­зовании штриховых кодов разных видов, каждый из кото­рых имеет свои технологические преимущества. Например, код с прямоугольным контуром — код ITF-14 (рис. 10.6) печа­тается намного легче остальных кодов, что позволяет применять его на гофрированных упаковках. Используется для кодирования товарных партий.

Рис. 10.6. Код ITF-14. Применяется для кодирования отгрузочных упаковок

В логистике дополнительно к другим кодам может при­меняться код 128 (рис. 10.7). Этим кодом могут быть закодиро­ваны номер партии, дата изготовления, срок реализации и т. д.

Рис. 10.7. Код 128. Применяется вместе с другими кодами для кодирования дополнительной информации

В сфере обращения широкое применение получил код EAN' (рис. 10.8), который часто можно встретить на товарах кассового потребления. Остановимся подробнее на техно­логии использования кода EAN в логистических процессах.

Рис10.8 Код EAN-13. Внешний вид и структура.

В основном применяется для кодирования товаровнародного потребления

Имеется алфавит кода EAN, в котором каждой цифре соответствует определенный набор штрихов и пробелов. На этапе запуска товара в производство ему присваивается тринадцатизначный цифровой код, который впоследствии в виде штрихов и пробелов будет нанесен на этот товар. Пер. вые две или три цифры обозначают код страны, который присвоен ей ассоциацией EAN в установленном порядке. Принято называть эту часть кода префиксом. Следующие шесть цифр — регистрационный номер предприятия внутри национальной организации. Совокуп­ность кода страны и кода предприятия является уникаль­ной комбинацией цифр, которая однозначно идентифици­рует зарегистрированное предприятие.

Оставшиеся цифры кода предоставляются предприя­тию для кодирования своей продукции по собственному ус­мотрению. При этом кодирование можно просто начать с нуля и продолжать до 999. Таким образом, первые двенад­цать цифр кода EAN однозначно идентифицируют любой товар в общей совокупности товарной массы.

Последняя, тринадцатая цифра кода является конт­рольной. Она рассчитывается по специальному алгоритму на основе двенадцати предшествующих цифр. Неправиль­ная расшифровка одной или нескольких цифр штрихового кода приведет к тому, что ЭВМ, рассчитав по двенадцати цифрам контрольную, обнаружит ее несоответствие конт­рольной цифре, нанесенной на товаре. Прием сканирования не подтвердится, и считывание кода придется повторить. Таким образом, контрольная цифра обеспечивает надеж­ное действие штрихового кода, является гарантией устой­чивости и надежности всей системы.

Проведенные исследования показывают, что введенные с клавиатуры компьютера вручную данные о товаре содер­жат, в среднем, одну ошибку на каждые 300 введенных знаков. При использовании штриховых кодов этот показа­тель снижается до одной ошибки на 3 миллиона знаков. Сред­нюю стоимость работ по выявлению и устранению послед­ствий одной такой ошибки американская ассоциация менеджмента определила в 25 долл. Согласно другим исследо­ваниям цена одной ошибки превышает 100 долл.

EAN (European Article Numbering) International) — добровольная неком­мерческая неправительственная международная ассоциация. Ассоциация EAN управляет международной многоотраслевой системой товарной нуме­рации и стандартов штрихового кодирования, позволяющей идентифици­ровать и передавать информацию о продукции, услугах, предприятиях и транспортных единицах.

Национальные организации товарной нумерации EAN уполномочены дан­ной ассоциацией использовать систему EAN на национальном или регио­нальном уровнях в качестве официальных представителей EAN в соответствующем регионе.

На территории Российской Федерации действует ассоциация автоматичес­кой идентификации ЮНИСКАН / EAN. ЮНИСКАН, так же как и ассоци­ация EAN, является добровольной некоммерческой и неправительственной Организацией, состоящей из предприятий — членов ассоциации, использующих системы товарной нумерации и штрихового кодирования международной системы EAN. По состоянию на начало 2001 г. ассоциация ЮНИ­СКАН включала около 5000 предприятий-членов.

В основе технологии штрихового кодирования и авто­матического сбора данных лежат простые физические за­коны. Штриховой код представляет собой чередование тем­ных и светлых полос разной ширины, построенных в соот­ветствии с определенными правилами. Изображение штри­хового кода наносится на предмет, который является объек­том управления в системе. Для регистрации этого предме­та проводят операцию сканирования. При этом небольшое светящееся пятно или луч лазера от сканирующего уст­ройства движется по штриховому коду, пересекая попере­менно темные и светлые полосы. Отраженный от светлых полос световой луч (в отличие от падающего луча имеет дискретный характер) улавливается светочувствительным "устройством и преобразуется в дискретный электрический сигнал. Вариации полученного сигнала зависят от вариаций отраженного света. ЭВМ, расшифровав электрический сиг­нал, преобразует его в цифровой код.

Сам по себе цифровой код товара информации о его свойствах, как правило, не несет. Уникальное тринадцатизначное число является лишь адресом ячейки памяти в ЭВМ, которая содержит об этом товаре все сведения, не­обходимые для формирования машиночитаемых докумен­тов. Совокупность этих сведений образует так называемую базу данных о товаре. В последующем база данных должна передаваться по цепи товародвижения с помощью сети элек­тронной связи или на машиночитаемых носителях.

Страны с развитой рыночной экономикой в начале 80-х гг. стали разрабатывать и внедрять АСУ, основанные на авто­матическом сборе данных о товаре.

Сегодня свыше сотни тысяч магазинов в различных стра­нах мира оборудованы системами для считывания кодов.

В области внешней торговли наличие штрихового кода на товаре является обязательным требованием при постав­ке товаров на экспорт. Отсутствие кода в значительной степени влияет на конкурентоспособность продукции, а порой делает ее реализацию невозможной.

Широкое применение открытые системы автоматизи­рованного управления товародвижением с применением штрихового кодирования получили во многих странах За­падной Европы, в США, Японии, в ряде стран Восточной Европы.

Эффективность АСУ, основанных на сканировании штриховых кодов, хорошо иллюстрирует пример крупной американской торговой компании "Kmart Corporation", ко­торая широко использует систему управления товародви­жением, построенную на базе автоматического считывания информации о товаре со штриховых кодов. Эта технология позволяет безошибочно определять, какой товар (напри­мер, джинсы определенного цвета и размера), в каком ко­личестве, куда и когда надо поставить и по какой цене продать, чтобы это принесло прибыль. Если принять во внимание, что в начале 90-х гг. в разных регионах США компания обслуживала более 2200 магазинов, ассортимент которых включал приблизительно сто тысяч наименований, то можно ориентировочно оценить возможности управля­ющей системы.

Как уже отмечалось, база данных о товаре формиру­ется на предприятии-изготовителе в период запуска изде­лия в производство и присвоения ему кода EAN. На гото­вое изделие различными способами наносится штриховой Код, соответствующий коду цифровому.

Существуют разные технологии печати штрихового кода, в том числе — мастерфильмы (фотопленочные шаб­лоны), офсетная литография, точечно-матричная печать и др.

Если между ЭВМ поставщика и ЭВМ получателя това­ра имеется электронная связь, то информация о кодах то­варов, составляющих партию, об их количествах, а также база данных о самих товарах передается автоматически. Если такой связи нет, то информация передается на маг­нитных дисках. В случае необходимости электронную технологию передачи информации можно дополнить распечат­кой сопроводительных документов на бумажной основе.

На складе получателя во время приемки товаров про­изводится сканирование штрихового кода при помощи спе­циального устройства. Это может быть контактный ска­нер-карандаш, портативный лазерный сканер или стаци­онарное сканирующее устройство. Количество товаров (в товарных кодах) запоминается переносным устройством сбора данных. Затем эта информация перегружается в складскую ЭВМ, где сверяется с данными о партии, по­ступившими на гибком магнитном диске или по сети элек­тронной связи.

При продаже товара в магазине кассир считывает штри­ховой код с выбранного покупателем изделия. Около двух секунд уходит на сканирование товара и идентификацию его товарного кода. После этого кассовый компьютер, отыс­кав в памяти цену и другие необходимые реквизиты изде­лия, выдает их на экран и печатает чек.

В момент выдачи чека кассовым компьютером главный компьютер секции принимает в свою память информацию о том, что данный товар продан. Получение товаров со склада и их реализацию этот компьютер сопровождает ариф­метической увязкой массивов в картотеке наличия. Таким образом система перманентно обеспечивает не только сум­мовой, но и количественный учет товаров, что невозмож­но организовать без кодирования товаров.

Количественный учет реализации товара используется для своевременного пополнения торгового ассортимента. Автоматически составленный и переданный по сети элект­ронной связи заказ на завоз товаров в магазин или подачу их в торговый зал учитывает складывающийся спрос по каждой товарной позиции.

Использование в логистике технологии автоматической идентификации штриховых кодов позволяет существенно улучшить управление материальными потоками на всех этапах логистического процесса. Отметим ее основные пре­имущества.

На производстве:

В складском хозяйстве:

В торговле: