logo
шпоры к госу 2 группа (1)

1. Информационные потоки в логистике

В основе процесса управления материальными потока­ми лежит обработка информации1, циркулирующей в ло­гистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного по­тока.

Информационный поток — это совокупность циркули­рующих в логистической системе, между логистической си­стемой и внешней средой сообщений, необходимых для уп­равления и контроля логистических операций. Информаци­онный поток может существовать в виде бумажных и элек­тронных документов.

В логистике выделяют следующие виды информацион­ных потоков (рис. 10.1):

.

Рис. 10.1. Виды информационных потоков в логистике

Информационный поток может опережать материаль­ный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

Путь, по которому движется информационный поток, в общем случае, может не совпадать с маршрутом движе­ния материального потока.

Информационный поток характеризуется следующими показателями:

Управлять информационным потоком можно следую­щим образом:

Измеряется информационный поток количеством обра­батываемой или передаваемой информации за единицу вре­мени.

Способы измерения количества информации, содержа­щейся в каком-либо сообщении, изучаются в разделе ки­бернетики, который называется теорией информации-Согласно этой теории за единицу количества информации принята так называемая двоичная единица — бит. При ис­пользовании электронно-вычислительной техники информа­ция измеряется байтами. Байт — это часть машинного слова, состоящая обычно из 8 бит и используемая как одно целое при обработке информации в ЭВМ.

Применяются также производные единицы количества информации: килобайт, мегабайт и гигабайт.

В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также:

Следует иметь в виду, что помимо логистических опе­раций в экономических системах осуществляются и иные операции, также сопровождающиеся возникновением и пе­редачей потоков информации. Однако логистические инфор­мационные потоки составляют наиболее значимую часть совокупного потока информации.

Рассмотрим в качестве примера структуру совокупно­го информационного потока в крупном магазине продоволь­ственных товаров. Основную часть общего объема обраща­ющейся здесь информации (более 50%) составляет инфор­мация, поступающая в магазин от поставщиков. Это, как правило, документы, сопровождающие поступающий в ма­газин товар, так называемые товарно-сопроводительные документы, которые в соответствии с вышеприведенными определениями образуют входящий информационный по­ток.

Логистические операции в магазине не ограничивают­ся получением товаров от поставщиков. Внутримагазинный торгово-технологический процесс также включает в себя Многочисленные логистические операции, которые сопро­вождаются возникновением и передачей информации, ис­пользуемой внутри магазина. При этом доля образованной Информации, используемой внутри магазина, составляет Приблизительно 20%.

В целом примерно 2/3 общего объема обрабатываемой в магазине информации может составлять информация,

необходимая для контроля и управления логистическими операциями. На производственных предприятиях или пред­приятиях оптовой торговли доля логистических информа­ционных потоков еще значительней.

В дальнейшем вместо термина "логистический инфор­мационный поток" мы будем пользоваться термином "ин­формационный поток", не забывая при этом о его логисти­ческом содержании.