6. Качество и конкурентоспособность продукции
№6
Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.
Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением»1.
Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять.
Действительно, совокупность свойств продукции может быть той же (т. е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой.
Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.
Следовательно, качество как экономическая категория – это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.
Потребности обычно выражаются в свойствах, в их сравнении с аналогичными свойствами базового, или эталонного, образца.
Все свойства продукции выделены в группы: показатели назначения (производительность, модность, диапазон измерения); показатели надежности и технологичности; показатели унификации и стандартизации; эстетические показатели; эргономические показатели; показатели транспортабельности; патентно-правовые показатели; экологические показатели; показатели безопасности.
В зависимости от потребности используется тот или иной показатель. Так, например, в целях безопасности эксплуатации важен показатель безотказности; в целях экономии финансовых средств на проведение ремонтов – ремонтопригодность, а в целях снижения затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии – долговечность.
Показатели назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Показатели надежности характеризуют изделие с точки зрения надежности эксплуатации – безотказность, ремонтопригодность, долговечность и т.д.
Показатели технологичности – показатели, обеспечивающие рациональное использование материалов, средств труда и времени в процессе технологического цикла. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями
Экономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. Эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия (сочетание цветов, выразительность формы).
Показатели транспортабельности отражают степень возможности транспортировки изделия различным транспортом без нарушения его свойств. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции. Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции. Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделия, т.е. обеспечивают безопасность при соблюдении условий эксплуатации, ремонта, простоя.
В условиях рынка удовлетворенность конкретного потребителя совокупностью предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.
Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта.
Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.
'Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.
Товарная стратегия разрабатывается на перспективу и может включать три стратегических направления по улучшению привлекательности имеющегося на фирме товарного микса: инновация товара, вариация товара, элиминация товара.
Стратегия инновации товара определяет программу разработки и внедрения новых товаров. Инновация товара является основой устойчивости и стабильной деятельности предприятия. Инновация товара предполагает разработку и внедрение новых товаров и по форме осуществления подразделяется на прогрессивную, дегрессивную инновации и диверсификацию.
Прогрессивная инновация предполагает разработку подлинно нового товара. Дегрессивная инновация - разработка товара рыночной новизны.
Диверсификация продукта - выпуск нового товара, не связанного с основным производством. Диверсификация продукта распространена среди крупных компаний, так как требует значительных затрат. С точки зрения канала товародвижения различают:
- горизонтальную диверсификацию - выпуск технологически близкого товара;
- вертикальную диверсификацию - внедрение в бизнес поставщиков или посредников;
- продольно-параллельную или латеральную диверсификацию - внедрение в новый бизнес.
По соотношению «товар-клиент» выделяются стратегии:
- концентрическая диверсификация (прежний товар - новый клиент);
- горизонтальная диверсификация (новый товар - прежний клиент);
- конгломератная диверсификация (новый товар - новый клиент).
Следующей разновидностью товарной стратегии является стратегия вариации, которая включает модификацию продукта и дифференциацию.
Модификация продукта - изменение прежних свойств товара.
Дифференцирование - изменение свойств товара при условии сохранения старых товаров на рынке. Дифференциация товара представляет собой процесс разработки ряда существенных модификаций товара, которые делают его отличным от товаров- конкурентов. Дифференциация основана на улучшении привлекательности товара за счет его разнообразия. Концептуально дифференциация - это разработка различных вариантов товарного предложения на двух уровнях: между конкурентами по однотипным товарам и между товарами одного изготовителя, ориентированными на разные сегменты рынка. Целью дифференциации товара является увеличение его конкурентоспособности, повышение привлекательности товара за счет учета особенностей отдельных рынков или сегментов рынка, предпочтений потребителей.
Дифференциация товара осуществляется по следующим факторам: дополнительные возможности товара, эффективность использования товара, комфортность, надежность, стиль и дизайн товара.
Третьим типом товарной стратегии является стратегия сохранения: основного продукта и сохранение всего ассортимента продукции.
Стратегия элиминиции предполагает: снятие данной продукции с производства или же специализацию на производстве конкретного товара.
Таким образом, фирме необходимо иметь и постоянно совершенствовать товарную стратегию, что позволит ей обеспечить устойчивую структуру ассортимента, постоянный сбыт и стабильную прибыль.
Стандартизация – деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.
Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (иди предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.
Объектом стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции.
В Российской Федерации существуют следующие нормативные документы по стандартизации:
государственные стандарты РФ (ГОСТ);
отраслевые стандарты (ОСТ);
технические условия (ТУ);
стандарты предприятий и объединений, ассоциаций, концернов;
стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных организаций.
Существующая система стандартов преследует правовые и социально-экономические цели. Во-первых, в законодательном порядке обеспечивается защита интересов потребителя и государства в вопросах качества продукции, охраны окружающей среды, безопасности жизни и здоровья населения. Во-вторых, гарантируется техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции. В-третьих, система стандартов служит нормативно-технической базой социально-экономических программ и проектов.
Сертификация – совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством сертификата соответствия или знака соответствия) того, что товар соответствует требованиям стандартов.
В развитии сертификации отмечается смещение акцента от сертификации продукции к сертификации используемых на предприятиях систем обеспечения качества. В последнем случае она может осуществляться по моделям, установленным МС ИСО и соответствующими государственными стандартами. Российское предприятие может выбрать модель, сообразуясь с потребностями рынка и конкретных потребителей.
В Российской Федерации в апреле 1992 г. был принят Закон о защите прав потребителей, в котором нашли отражение и вопросы сертификации, а в июле 1992 г. – постановление Правительства России по этапному введению обязательной сертификации товаров и услуг.
Накапливаемый опыт в области обеспечения качества постоянно нуждается в осмыслении, анализе и систематизации. Вопросами этого опыта и юридическим его оформлением занимается Международная организация по стандартизации (ИСО). Основной задачей ИСО является разработка международных стандартов для содействия международной торговле, ликвидации «нетаможенных» барьеров, возникающих в силу действия различных национальных стандартов, изданных правительствами законов и правил.
В 1987 г. были одобрены и введены в действие пять международных стандартов серии ИСО 9000 на системы качества: МС ИСО 9000; МС ИСО 9001; МС ИСО 9002; МС ИСО 9003; МС ИСО 9004.
В соответствии с международными стандартами ИСО 900 выделяются основные направления деятельности в области качества: планирование качества; управление качеством; обеспечение качества; улучшение качества.
Международный опыт организации систем качества на предприятиях отражен в стандартах МС ИСО 9004 – «Общее руководство качеством и элементы системы качества».
Стандарт рекомендует выбор основных элементов системы качества предприятия-изготовителя и определяет их место в общей системе руководства качеством. В основе организации систем качества лежат шесть принципов: соответствия; документирования; единоначалия; подконтрольности; комплексности; законности.
В Международном стандарте ИСО 9004 отмечается, что реализация целей системы качества обеспечивается техническими, административными и человеческими факторами, влияющими на качество.
- 1. Трудовая теория стоимости. Закон стоимости
- 2. Теория предельной полезности
- 3. Рыночная структура: понятие и виды
- 4. Экономические ресурсы предприятия
- Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства
- 5. Издержки производства и себестоимость продукции
- 6. Качество и конкурентоспособность продукции
- 7. Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия
- 8. Сущность и функции финансов. Характеристика финансовой системы рф
- 9. Бюджетная система рф
- 10. Кредитная система рф
- 11. Кредитно-денежная политика Центрального Банка России
- 12. Методы и приемы экономического анализа
- 13. Анализ производства и реализации продукции
- 14. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
- 15. Диагностика риска банкротства
- 16. Сущность и модели менеджмента
- 1. Исторические предпосылки, основы и содержание менеджмента
- 17. Миссия организации и её цели
- 18. Сущность функций управления, их классификация
- Понятие и классификация функций управления
- 19. Понятие структуры управления, факторы ее определяющие
- 1.2 Определение понятий структуры управления
- Построение вертикальной структуры
- 20. Механизмы и методы управления предприятием
- 1.4. Социально-психологические методы
- 21. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга
- Понятие маркетинга и его цели
- Функции маркетинга
- Принципы маркетинга
- 22. Концепции маркетинга и их характеристика
- 4. Современные концепции управления маркетингом
- 23. Маркетинговая среда и ее структура
- Тема 2. Маркетинговая среда
- Микросреда маркетинга и ее составляющие
- Макросреда функционирования компании
- 1. Микросреда маркетинга и её составляющие
- Макросреда функционирования компании
- 1. Демографическая среда включает:
- 24. Комплекс маркетинга (маркетинг-микс) Тема: Разработка комплекса маркетинга
- Определение, понятие и сущность комплекса маркетинга
- Содержание элементов комплекса маркетинга
- Определение, понятие и сущность комплекса маркетинга
- 2. Содержание элементов комплекса маркетинга
- Инструменты маркетинговой политики
- 25. Сущность и особенности международного маркетинга
- 1. Особенности, цели и основные задачи международного маркетинга
- Международная окружающая среда
- 5. Факторами государственною регулирования в международном маркетинге являются:
- 26. Стратегия и тактика проникновения на международные рынки
- 3. Стратегии проникновения на зарубежные рынки
- 3. Производственная кооперация.
- 6. Прямое инвестирование.
- Экономическое содержание и принципы разработки стратегии маркетинга
- 2. Функции и задачи стратегического маркетинга
- 3.Принципы стратегии маркетинга
- 28. Логистика: понятие, цели и задачи
- Логистика. Понятие, цели и задачи.
- Краткий исторический очерк развития логистики.
- Определение понятия логистики. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками.
- Объект и предмет логистики. «6 правил логистики». Концепция логистики. Принципы и задачи логистики. Логистические функции.
- 29. Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия
- 30. Логистические информационные системы
- Логические информационные системы
- 1. Информационные потоки в логистике
- 2. Информационные системы в логистике
- 3. Виды информационных систем в логистике
- 4. Принципы построения информационных систем в логистике
- 5. Информационные технологии в логистике
- 6. Использование в логистике технологии автоматической идентификации штриховых кодов
- 7. Маркировка грузовых пакетов машиночитаемым кодом
- 31. Закупочная, производственная и распределительная виды логистики Закупочная логистика
- Производственная логистика
- Материальное
- Традиционная и логистическая концепции организации производства
- Распределительная логистика
- 32. Разработка систем складирования в логистике
- Система складирования и складского хранения продукции. Управление запасами в логистической системе
- Функционирование складского хозяйства
- 2 Характеристика и классификация складов.
- 3 Издержки складской системы.
- 33. Транспортная логистика Транспортная логистика
- 1. Транспортная система России: технико-экономические особенности, состояние, характеристика
- 2. Классификация и характеристика грузовых перевозок
- 3. Транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров
- 34. Экономические показатели оценки работы транспорта
- 36. Разработка систем складирования в логистике
- Система складирования и складского хранения продукции. Управление запасами в логистической системе
- Функционирование складского хозяйства
- 2 Характеристика и классификация складов.
- 3 Издержки складской системы.
- 37. Управление запасами в логистике Лекция № 9. Логистика запасов
- Назначение и виды товарно-материальных запасов
- По месту нахождения запасы делят на производственные и товарные.
- 2. Управление запасами на предприятии
- 3. Системы контроля за состоянием запасов
- 38. Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации
- 39. Предмет, цели, задачи, принципы и методы товароведения
- 40. Ассортимент товаров: понятие, классификация и свойства
- 41. Экспертиза товаров: понятие, цели и задачи
- Стандартизация: сущность, содержание и основные цели
- 43. Типология, формы и виды предпринимательства Два основных типа профессиональной предпринимательской деятельности
- Формы производительной предпринимательской деятельности
- Традиционалистское и инновационное предпринимательство
- Посредническая предпринимательская деятельность
- 3.3. Агентирование
- 3.4. Конкретные формы агентирования
- Предпринимательство в финансовой сфере
- 4.1. Финансовые институты как основа предпринимательской инфраструктуры
- 4.2. Банки
- 4.3. Инвестиционные компании и фонды
- Субъекты и объекты предпринимательской деятельности
- Концепция жизненного цикла товара
- 45. Принятие предпринимательского решения. Возможные формы партнерских связей в предпринимательстве
- Глава 2. Принятие предпринимательского решения
- 2.1. Сфера принятия управленческих решений
- 2.2. Технология принятия предпринимательских решений
- 2.3. Экономические методы принятия предпринимательских решений
- Общая схема предпринимательской деятельности
- 1. Формы совместного предпринимательства.
- 46. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 5.2. Хозяйственные товарищества и общества
- Хозяйственные товарищества
- Хозяйственные общества
- Акционерное общество
- Открытое акционерное общество (оао)
- 5.3. Производственные кооперативы
- 5.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 5.5. Некоммерческие организации
- Потребительские кооперативы
- Общественные и религиозные организации (объединения)
- Учреждения
- Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
- Объединения предпринимателей. Ассоциативные формы организации бизнеса
- 47. Статистические методы исследования социально-экономических процессов
- 48. Статистика использования трудовых ресурсов
- 49. Статистика издержек производства
- 50. Статистика основных фондов
- 51. Анализ использования производственных ресурсов
- Анализ основных средств предприятия
- 2. Анализ эффективности затрат по содержанию и эксплуатации оборудования:
- 3. Анализ структурной динамики основных средств:
- 4. Анализ эффективности инвестиций в основные средства:
- 52. Анализ и управление объемом производства и продаж Анализ динамики и выполнения плана производство продукции
- Анализ ассортимента и структуры продукции
- Анализ качества продукции
- Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
- 53. Экономический анализ инвестиций
- Прогнозирование эффективности инвестиционных проектов
- 54. Технология и модели процесса разработки управленческих решений
- 55. Разработка и принятие управленческих решений в условиях риска и неопределенности
- 2.2 Способы оценки степени риска
- 2.3 Управление рисками при принятии управленческих решений
- 56. Организация и контроль выполнения управленческих решений
- 57. Причины возникновения кризисов и их роль в социально – экономическом развитии Понятие кризиса в социально-экономическом развитии
- Причины возникновения кризисов
- Виды экономических кризисов
- 58. Механизмы антикризисного управления
- Необходимость и проблематика антикризисного управления
- 59. Государственное регулирование кризисных ситуаций Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций
- Роль государства в антикризисном управлении
- Виды государственного регулирования кризисных ситуаций
- 60. Стратегия и тактика в антикризисном управлении
- 61. Правовые основы организации таможенной деятельности в рф
- 62. Таможенное регулирование пропуска товаров через таможенную границу
- 63. Структура, задачи и функции таможенных органов
- 64. Пропуск и декларирование товаров
- 65. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу
- 66. Порядок заполнения таможенных деклараций
- 67. Лицензирование и квотирование при экспортных и импортных операциях
- Организация и функционирование таможенных складов
- 69. Порядок ввоза и вывоза товаров для переработки
- 70. Понятие и виды нетарифных ограничений
- 71. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в рф
- 1. Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):
- 72. Влияние нетарифных ограничений на отечественный экспорт и защитные меры в российской практике
- 73. Национальный и международные режимы экспортного контроля Основные международные режимы экспортного контроля
- Международный режим экспортного контроля за товарами и технологиями двойного назначения и обычными вооружениями
- Раздел 1 — базовый список,
- Раздел 2 — список «чувствительных» товаров и технологий,
- Раздел 3 — список «весьма чувствительных» товаров и технологий.
- Международный режим экспортного контроля за ракетной технологией
- Комитет Цангера и Группа ядерных поставщиков
- Австралийская группа
- 74. Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами
- Глава 46 "Особенности совершения таможенных
- 75. Административная ответственность за несоблюдение установленных запретов и ограничений во внешнеэкономической деятельности
- 76. Понятие, виды таможенных режимов и их классификация
- Глава 30. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
- Глава 31. Таможенная процедура экспорта
- Глава 32. Таможенная процедура таможенного транзита
- Глава 33. Таможенная процедура таможенного склада
- Глава 34. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
- Глава 35. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
- Глава 36. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
- Глава 37. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- Глава 38. Таможенная процедура временного вывоза
- Глава 39. Таможенная процедура реимпорта
- Глава 40. Таможенная процедура реэкспорта
- Глава 41. Таможенная процедура беспошлинной торговли
- Глава 42. Таможенная процедура уничтожения
- Глава 43. Таможенная процедура отказа в пользу государства
- 77. Таможенный контроль: понятие, виды, форма
- 78. Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей
- 79. Таможенные льготы
- 80. Таможенная статистика внешней торговли: понятие, цели и общая характеристика
- 81. Исчисление и уплата таможенных пошлин, акцизов и ндс при перемещении товаров через таможенную границу
- 82. Виды таможенных платежей и таможенные сборы
- 83. Классификация валют и их конвертируемость
- 7) По функциональной роли валюты:
- 84. Валютный рынок и валютные курсы
- 85. Международные расчеты, их условия и формы
- 86. Правовые и организационные основы валютного контроля, осуществляемого таможенными органами рф
- 87. Таможенно-банковский валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров
- Глава 10. Государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок
- 89. Таможенно-банковский валютный контроль за экспортом кредитными организациями аффинированного золота и серебра
- 90. Перемещение валюты Российской Федерации и валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации федеральный закон "о валютном регулировании и валютном контроле"
- Порядок оформления квитанции формы тс-21