logo
шпоры к госу 2 группа (1)

Общая схема предпринимательской деятельности

Предпринимательская идея имеет две особенности:

Предпринимательская деятельность – это особый вид деятельности, направленный на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка, или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка с возможностями предпринимателя.

Понятие договора в сфере предпринимательской деятельности (предпринимательского договора) основано на определении договора, содержащемся в ГК РФ: договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ). В данном значении предпринимательский договор является сделкой. Учитывая многозначность понятия «договор», предпринимательский договор трактуется также как правоотношение - договорное обязательство.

СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ПАРТНЕРОВ

 

 

Предпринимателю при внедрении какого-либо проекта необходимо представлять схему конкретных действий по его реализации. Она представляет собой конкретизированный план действий предпринимателя, в котором существенное место отводится взаимоотношениям с партнерами.

Если ранее мы рассматривали в основном проблемы, связанные с подготовкой самого предпринимателя к профессиональным действиям, то сейчас предметом анализа будут партнерские связи. Под партнерами в данном случае понимают поставщиков всего того, что необходимо предпринимателю для организации нормального производственного процесса, а также потребителей продукции, производимой его предприятием.

К примеру, в основе вашего проекта лежит производство садовой мебели из дерева. Разрабатывая бизнес-план, вы набрасываете схему действий ( 6). Разработка такой схемы поможет предпринимателю выработать порядок практических действий на наиболее экономичном уровне, сократить время подготовительного периода, не оставить без внимания какие-либо определенные действия, без которых реализация проекта будет затруднена. Самое главное заключается в том, что такая заранее подготовленная схема может явиться основой заблаговременного установления партнерских связей.

Партнерские связи — это такие договорные отношения, которые устанавливаются между предпринимателями и дают возможность каждому из них получить искомый уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности (покупка, поставка продукции), выступающими в товарной или денежной форме. Каждый предприниматель заинтересован в установлении наиболее эффективных форм партнерских связей. Определить самую эффективную форму взаимоотношений с партнером можно лишь путем сравнительного анализа различных вариантов. Схема предпринимательских действий как раз дает возможность выбрать ее для каждого партнера.

Важнейшая составляющая схемы предпринимательских действий — экономико-правовая форма реализации предпринимательской цели. Под данной формой понимается конкретный вид сделки, которая может быть приемлема для партнера и отвечает цели, поставленной предпринимателем.

Сделкой называют коммерческий (т. е. с целью получения прибыли) обмен ценностями между партнерами или объединение их усилий для достижения коммерческой выгоды. Сделку следует отличать от простой передачи. Если вы передаете партнеру какой-то товар, а он вам взамен — деньги или другой товар, то это сделка. Если же вы передаете товар, но взамен не получаете ничего, то это передача. Если вы договариваетесь с партнером о том, что будете производить полуфабрикаты, а он из полуфабрикатов будет выпускать товары, готовые к потреблению, то это сделка. Если же вы в кооперации с другими партнерами договорились произвести товар на тех же условиях, но не продать его, а передать (бесплатно) школе, то это передача.

Сделки могут быть выгодные и невыгодные. Отметим., что сделки с одним и тем же товаром могут иметь разный эффект (вчера сделка с данным товаром принесла прибыль 20 тыс. руб., а сегодня уже 35 тыс. руб.). Отчего зависит коммерческая результативность сделки? Прежде всего оттого, какие условия закладываются в процесс подготовки и осуществления сделки, т. е. в какую экономико-правовую форму облекается и сама предпринимательская цель, и средство ее достижения. В этой связи говорят о формах партнерских связей (и формах сделок как средства внешнего оформления таких связей).

Форма партнерских связей всегда предлагается одним из партнеров (инициатором) другому. Иными словами, каждый предприниматель в своей практической деятельности или должен предложить какую-либо конкретную форму сотрудничества, или дать ответ своему партнеру на его предложение об избранной им или предпочтительной для него форме сотрудничества. Но для того, чтобы преддожить или ответить на предложения, необходимо достаточно полно представить себе все разнообразие партнерских связей в сфере предпринимательства.

Все разнообразие партнерских связей в предпринимательстве можно сгруппировать по трем основным сферам (направлениям предпринимательского сотрудничества):

1)         сотрудничество в сфере производства;

2)         сотрудничество в сфере товарообмена;

3)         сотрудничество в сфере финансовых отношений.

Сделка считается заключенной, когда на каждую из сторон возлагаются определенные данной сделкой права и обязанности. В целом выстраивается следующая логическая цепочка: вначале предприниматель-инициатор определяет сферу сотрудничества с возможными партнерами, затем ищет конкретную форму сотрудничества, а после этого предлагает заключить договор.

Среди многообразия организационных форм поддержки развития предпринимательской деятельности особое внимание следует уделить такому малоизученному направлению как формирование и совершенствование различных видов партнерских связей, позволяющих выбрать самую эффективную форму взаимоотношений с каждым отдельным партнером-предпринимателем для достижения коммерческой выгоды. Партнерские связи в сфере бизнеса выступают не только важным составным элементом предпринимательских действий по реализации делового проекта /взаимоотношения с рынком, с коллективом наемных работников, с партнерами/, но и необходимым условием договорных отношений между несколькими предпринимателями, давая возможность каждому из них получить определенный уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности.

Таким образом, партнерство выступает одной из важнейших правовых, организационных и экономических /хозяйственных/ форм организации предприятия, фирмы, предпринимательской структуры.

Партнерские связи предпринимателей развиваются по трем основным направлениям:

отношения с поставщиками всего необходимого для нормальной организации хозяйственного процесса предпринимательской деятельности;

отношения с потребителями продукции /услуг/, производимой предпринимателем;

отношения с партнерами, оказывающими предпринимателю услуги /консалтинг, аудит, обучение и т.д./.

Важно, чтобы каждый предприниматель осознал необходимость культуры договорных отношений. Партнерские отношения предполагают осуществление прав и обязательств, которые предприниматель дает своим партнерам, коллегам по предпринимательской деятельности при установлении с ними сотрудничества. Такие права и обязательства предпринимателя закрепляются в договоре, подписываемом предпринимателем с его партнерами.

Выполнение заключенных договоров во многом определяется этикой предпринимателей и бизнесменов, т.е. соблюдением действующего законодательства, честностью и порядочностью в делах, обязательным исполнением всех пунктов принятых соглашений независимо от сложившейся ситуации на рынке. В противном случае проигрывают все.

Договор /соглашение, контракт/ - документальная форма закрепления партнерских связей, т. е. закрепление обязательств, которые берет на себя каждая из сторон для реализации какой-либо конкретной предпринимательской идеи или получения того эффекта, который лежит в основе сделки. Поскольку договор представляет собой компромисс сторон, то и форма, в которой он заключается, носит произвольный характер. Существуют и почти повсеместно применяются типовые формы договоров, они не носят обязательного характера, а служат основой для заключения какого-либо конкретного соглашения.

Для более эффективного выбора форм взаимоотношений с каждым отдельным партнером нами разработаны и обобщены основные направления развития возможных партнерских связей и дана их группировка по сферам предпринимательской деятельности. Это позволяет целенаправленно выбрать самую эффективную форму взаимоотношений с каждым отдельным партнером в зависимости от поставленной задачи /получение кредита или необходимого оборудования, поиск и наем на работу специалистов, подготовка и переподготовка квалифицированных работников, получение необходимого сырья и транспортировка продукции, оказание других видов деловых услуг и т.п./. Все формы взаимоотношений между партнерами с целью получения прибыли или объединения их усилий для достижения коммерческой выгоды должны быть зафиксированы в экономико-правовой форме в виде сделок, фиксирующих обмен ценностями между партнерами или объединениями усилий для достижения определенных коммерческих интересов.

Особую сферу партнерства составляет материально-техническое обслуживание. Сюда входят такие формы партнерских связей как концессия, франчайзинг, лизинговая деятельность и др. Однако это не означает, что и франчайзинг и лизинг не могут быть использованы в любой отрасли народного хозяйства.

Сфера финансового и страхового обслуживания регулируется в основном такими формами партнерских связей как факторинг, коммерческий трансферт, венчурное финансирование, финансовый лизинг, страховые договора /хеджирование/, эккаунтинг и др.

Совместное предпринимательство означает целый комплекс форм производственно-хозяйственной деятельности партнеров двух или нескольких стран, содержанием которой является кооперация в сферах производства, торговле, в научно-технической, инвестиционной и сервисной областях.

Общим признаком конкретных форм совместного предпринимательства является необходимость согласовать экономические интересы всех участников такого рода связей, так как в основе партнерства лежит конфликтная ситуация нестыковки их позиций (по кадровой, производственной и торговой политике, способам управления, оплате труда), и обеспечивать движение товаров (услуг) от производителей к потребителям.

В современной практике мирового хозяйствования понятие "совместной предприятие" трактуется довольно широко, объединяя в себе как соглашения по ВЭД фирмами, включающие требования об участии в акционерной капитале совместного предприятия, так и соглашения, не включающие такие требования. Поэтому в мировую практику были введены понятия:

акционерное совместное предприятие;

контрактное (договорное) совместное предприятие.