2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
Основным звеном планирования и координации в сфере государственной статистики является ежегодно формируемая Федеральная программа статистических работ (далее именуемая Программой), определяющая основные направления статистических наблюдений за социально-экономическими и демографическими процессами, происходящими в российской экономике. Программа формируется на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других пользователей статистической информации и утверждается Госкомстатом России после рассмотрения её в Правительстве Российской Федерации.
Целью Программы является обеспечение своевременного представления органам государственной власти и управления всех уровней объективной и полной официальной статистической информации по вопросам социального, экономического, демографического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей и секторов экономики, удовлетворение спроса на статистические данные со стороны хозяйствующих субъектов, средств массовой информации, научных учреждений, населения, международных организаций.
Программа предусматривает информационное обеспечение хода выполнения ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), Программы развития государственной статистической системы до 2005 г., важнейших программных документов Правительства Российской Федерации.
Сроки выполнения статистических работ, установленные в Программе, позволяют комплексно сформировать оперативную информацию по основным показателям социально-экономического положения страны ежемесячно на 12-14-й рабочий день, своевременно обеспечить информационную базу для разработки прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов. При составлении Программы учитываются международные информационные обязательства Российской Федерации.
С учетом возложенных на Госкомстат России Правительством Российской Федерации задач по межотраслевой координации и функциональному регулированию в сфере государственной статистики Программа составляется как межведомственный документ, содержащий задания Госкомстату России и другим федеральным органам государственной власти в части статистических работ, относящихся законодательно к предмету их ведения, и сроков представления информации пользователям. При этом обеспечивается повышение надежности информации за счет создания единого взаимоувязанного информационного статистического ресурса на федеральном уровне, исключения параллелизма в работе ведомств и дублирования информации при одновременном снижении нагрузки на отчитывающиеся организации и бюджет.
Информация, представляемая федеральными органами государственной власти, используется Госкомстатом России при подготовке макроэкономических расчетов и публикаций сводно-информационных материалов.
Реализация Программы осуществляется на основе разработанной Госкомстатом России научно-обоснованной официальной статистической методологии, обеспечивающей адекватное отражение экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, и ее соответствия международным статистическим стандартам. При этом предусматривается обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в сфере государственной статистики на всех этапах сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных. В этих целях разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на повышение полноты и достоверности статистической информации, внедрение организационно-распорядительных и проектно-технологических решений для обеспечения технической защищенности государственных статистических информационных ресурсов Госкомстата России, неукоснительное соблюдение установленного законодательством порядка их коммерческого использования.
Приоритетной задачей органов государственной статистики при выполнении Программы является повышение качества и достоверности представляемой пользователям статистической информации.
Кроме приоритетных общенациональных статистических работ, выполняемых органами государственной статистики совместно с органами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления, таких как проведение сплошных обследований (переписей), Программой предусматривается выполнение органами государственной статистики крупных базовых статистических работ: составление национальных счетов, расчет валового регионального продукта; разработка сводного финансового баланса; обследование населения по проблемам занятости, охватывающее 250 тыс. человек; формирование показателей уровня жизни населения на основе обследования бюджетов 49 тыс. домашних хозяйств; статистическое наблюдение за уровнем и изменением цен и тарифов во всех секторах экономики и ряд других.
В состав мероприятий Программы включается проведение ежемесячных мониторингов по наиболее актуальным вопросам социально-экономического развития страны: показателей, необходимых для разработки прогноза социально-экономического развития России; факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности Российской Федерации; производства, потребления и уровня потребительских цен важнейших потребительских товаров и лекарственных средств, а также нефтепродуктов (еженедельно). Периодичность проведения соответствующих мониторингов устанавливается, как правило, Правительством Российской Федерации.
Госкомстат России ежегодно выполняет ряд новых статистических разработок, программа осуществления которых согласовывается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Важное место в организации и функционировании государственной статистики в России имеет организация научно-методологической деятельности Госкомстата России. Госкомстат России в пределах своих полномочий определяет соответствующие приоритетные направления научно-методологической деятельности, осуществляет ее межотраслевую координацию, разрабатывает и реализует научные и научно-технические программы и проекты, развивает формы интеграции науки и практической статистической деятельности, реализует в статистике достижения науки и техники.
Научно-методологическая деятельность в Госкомстате России проводится в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-Ф3 «О науке и государственной научно-технической политике», Положением о Госкомстате России, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2001 г. № 85, Федеральным законом от 6 мая 1999 г. № 97-Ф3 «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», другими правовыми актами по вопросам науки, федеральными целевыми комплексными программами, Федеральной программой статистических работ, приказами Госкомстата России, Положением об организации научно-методологической деятельности и организуется на основе Программы долгосрочного развития государственной статистической системы до 2005 г. и Плана научно-методологической работы Госкомстата России (на соответствующий год).
Под научно-методологической деятельностью Госкомстата России понимается разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения государственных статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия официальной статистической методологии международным статистическим стандартам.
Основными целями и задачами научно-методологической деятельности Госкомстата России являются:
переход к применению научно обоснованной системы статистических показателей, характеризующих состояние рыночной экономики и социальной сферы страны и отвечающих требованиям эффективного ее функционирования в интересах общества;
формирование единой методологической основы разработки статистической информации как в целом, так и по отдельным отраслям экономики и социальной сферы;
обеспечение соответствия официальной статистической методологии в Российской Федерации международным статистическим стандартам;
совершенствование методов сбора, обработки, хранения и представления статистических данных, в том числе на основе современных информационных технологий;
обеспечение максимальной оперативности, объективности и качества разрабатываемой статистической информации.
Научно-методологическая деятельность Госкомстата России осуществляется по следующим направлениям:
разработка и совершенствование научно обоснованной методологии проведения государственных статистических наблюдений и формирования статистических показателей;
разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы страны;
совершенствование методов анализа и обработки информации, получаемой в ходе статистических наблюдений;
развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами по формированию государственных информационных ресурсов об экономическом, демографическом и социальном положении страны в едином информационном пространстве Российской Федерации;
обеспечение хранения и защиты официальной статистической информации.
Общее руководство организацией научно-методологической деятельности в системе государственной статистики осуществляют председатель Госкомстата России, коллегия Комитета с привлечением Научно-методологического совета Госкомстата России.
Организацией и координацией научно-методологической деятельности в центральном аппарате Госкомстата России занимается Управление статистического планирования и организации статистического наблюдения. Структурные подразделения центрального аппарата Госкомстата России согласно функциональным обязанностям, определенным организационно-штатной структурой центрального аппарата Госкомстата России и положениями о структурных подразделениях, осуществляют разработки научно-методологических и методических материалов по следующим взаимоувязанным направлениям:
построение системы национальных счетов и международные макроэкономические сопоставления;
перепись населения и демографическая статистика;
распространение статистических данных;
статистическое изучение состояния отдельных отраслей экономики и социальной сферы;
предпринимательство и промышленность;
национальное богатство, основные фонды, инвестиции в нефинансовые активы и строительство;
сельское хозяйство, природные ресурсы и охрана окружающей среды;
внутренняя и внешняя торговля;
услуги, транспорт, связь, наука и инновации, социальная сфера (здравоохранение, образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, правонарушения);
финансы и цены;
труд;
уровень жизни населения;
социально-экономическое положение России и регионов.
Планирование научно-методологической работы Госкомстата России на год осуществляется на основе Программы долгосрочного развития государственной статистической системы до 2005 г. и программ развития отраслей статистики в пределах выделяемых средств бюджетных ассигнований на «фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу», а также средств из других предусмотренных законодательством источников.
Разработку Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год осуществляет Управление статистического планирования и организации статистического наблюдения совместно со структурными подразделениями центрального аппарата Госкомстата России с привлечением научно-исследовательских организаций Госкомстата России, территориальных органов Госкомстата России и других организаций, ведущих научно-исследовательскую и методологическую деятельность в области статистики.
План научно-методологической работы Госкомстата России на год включает научно-методологические работы, выполняемые по заказу Госкомстата России за счет средств федерального бюджета, методологические работы, выполняемые структурными подразделениями центрального аппарата Госкомстата России (собственными силами работников управлений), и научно-методологические работы, выполняемые по заказу Госкомстата России в соответствии с международными проектами.
Структурные подразделения центрального аппарата Госкомстата России на базе Программы долгосрочного развития государственной статистической системы и программ развития отраслей статистики разрабатывают Перечень научно-методологических работ, предлагаемых управлениями в проект Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год.
По каждой научно-методологической работе, выполняемой по заказу Госкомстата России за счет средств федерального бюджета, включенной в Перечень научно-методологических работ, предлагаемых управлениями в проект Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год, оформляются документы, необходимые для формирования Плана научно-методологической работы на год и организации проведения конкурсов на размещение заказов на выполнение работ для государственных нужд:
техническое задание на выполнение научно-методологической работы;
квалификационные требования к исполнителям научно-методологических работ;
список потенциальных исполнителей научно-методологической работы для направления персональных приглашений к участию в конкурсе;
в исключительном случае – обоснование выполнения конкретной работы единственным исполнителем.
После согласования с курирующим руководителем Госкомстата России Перечня научно-методологических работ, предлагаемых управлением в проект Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год, и утверждения технических заданий на выполнение научно-методологических работ, списков потенциальных исполнителей научно-методологических работ для направления персональных приглашений к участию в конкурсе или обоснований выполнения конкретных работ единственным исполнителем, документы до 1 октября года, предшествующего планируемому, представляются в Управление статистического планирования и организации статистического наблюдения.
На основании представленных структурными подразделениями центрального аппарата Госкомстата России документов и Программы долгосрочного развития государственной статистической системы Управление статистического планирования и организации статистического наблюдения разрабатывает проект Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год.
Финансово-экономическое управление доводит до Производственно-технологического управления установленные лимиты бюджетных обязательств по финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) на текущий год с предварительным сообщением предельных объемов бюджетного финансирования на будущий год. Производственно-технологическое управление на основании доведенных до него лимитов бюджетных ассигнований подготавливает предложения руководству Госкомстата России по распределению бюджетных ассигнований на выполнение научно-исследовательских (в рамках проекта Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год) и опытно-конструкторских работ.
После согласования с руководством Госкомстата России разработанных предложений по распределению бюджетных ассигнований на выполнение научно-методологических работ структурные подразделения центрального аппарата Госкомстата России совместно с Производственно-технологическим управлением определяют по методике, разработанной Производственно-технологическим управлением, лимитные стоимости научно-методологических работ, выполняемых по заказу Госкомстата России за счет средств федерального бюджета.
Управление статистического планирования и организации статистического наблюдения после внесения значений лимитных стоимостей научно-методологических работ в проект Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год представляет до 15 ноября года, предшествующего планируемому, проект Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год на согласование курирующему руководителю Госкомстата России.
Проект Плана после согласования в установленном порядке рассматривается на заседании коллегии Госкомстата России, дорабатывается с учетом решения коллегии и представляется в установленном порядке до 10 декабря года, предшествующего планируемому, к утверждению приказом Госкомстата России.
Внесение дополнений (дополнительные работы) или изменений (изменение сроков окончания или названия работы, исключение работы) в утвержденный План научно-методологической работы Госкомстата России на год осуществляется только с разрешения председателя Госкомстата России.
Все заказы на выполнение научно-методологических работ размещаются путем проведения конкурсов. В исключительных случаях, по согласованию с Минэкономразвития России, научно-методологическая работа может быть выполнена единственным исполнителем, а именно:
при наличии срочной потребности в научно-методологической продукции (постановление Правительства Российской Федерации, указ Президента Российской Федерации и др.), в связи с чем проведение конкурса или применение иного способа размещения заказов на выполнение научно-методологической работы нецелесообразно при условии, что обстоятельства, обусловившие срочную потребность, невозможно было предусмотреть заранее и они не явились результатом медлительности действий заказчика;
если научно-методологическая продукция может быть получена только от одного исполнителя, либо единственный исполнитель обладает исключительными правами в отношении данной продукции и отсутствует его равноценная замена.
После утверждения Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год Управление статистического планирования и организации статистического наблюдения:
передает Производственно-технологическому управлению все необходимые документы по научно-методологическим работам, выполняемым по заказу Госкомстата России за счет средств федерального бюджета;
подготавливает, утверждает у председателя Госкомстата России и передает Производственно-технологическому управлению перечень научно-методологических работ, предлагаемых Госкомстатом России на выполнение единственным исполнителем.
Производственно-технологическое управление на основании представленных документов осуществляет:
организационно-технические мероприятия по подготовке и проведению конкурсов по размещению заказов на научно-методологические работы, выполняемые за счет средств федерального бюджета;
согласование совместно с Управлением статистического планирования и организации статистического наблюдения с Минэкономразвития России перечня научно-методологических работ, предлагаемых Госкомстатом России на выполнение единственным исполнителем.
После определения победителей конкурса – исполнителей научно-методологических работ и согласования в Минэкономразвития России единственных исполнителей по конкретным работам Производственно-технологическое управление производит подготовку проектов Государственных контрактов на выполнение конкурсных научно-методологических работ (далее Государственных контрактов) и работ, выполняемых единственным исполнителем, с приложениями и передает их в соответствующие структурные подразделения центрального аппарата Госкомстата России, которые в трехдневный срок осуществляют передачу в Производственно-технологическое управление подписанных руководителем структурного подразделения и курирующим соответствующее структурное подразделение руководителем Госкомстата России проектов Государственных контрактов с приложениями.
Работу по заключению Государственных контрактов на выполнение научно-методологических работ для государственных нужд организует Производственно-технологическое управление.
В период выполнения научно-методологических работ Производственно-технологическое управление осуществляет ведение Государственных контрактов на выполнение научно-методологических работ для государственных нужд.
Структурные подразделения центрального аппарата Госкомстата России проводят:
контроль хода и качества проводимых научно-методологических работ;
оказание помощи исполнителям в получении необходимых исходных данных;
назначение из числа квалифицированных специалистов внутренних комиссий для рассмотрения (приемки) результатов выполненных научно-методологических работ;
внесение, в случае необходимости, предложений по рассмотрению работы на заседании Научно-методологического совета Госкомстата России;
тематическую приемку выполненных научно-методологических работ;
реализацию результатов научно-методологических работ;
доведение утвержденных в установленном порядке методологических разработок до территориальных органов Госкомстата России.
Управление статистического планирования и организации статистического наблюдения осуществляет периодический контроль за ходом выполнения научно-методологических работ: ежеквартально (10 числа следующего за отчетным кварталом месяца) докладывает председателю Госкомстата России о ходе выполнения Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год.
Структурные подразделения центрального аппарата Госкомстата России – заказчики научно-методологических работ в сроки, указанные в календарных планах выполнения научно-методологических работ, организуют их приемку. Для этого из числа квалифицированных специалистов назначается внутренняя комиссия, рассматривающая результаты выполненных научно-методологических работ. Тематическая приемка работы подтверждается подписью акта сдачи-приемки работы руководителем структурного подразделения центрального аппарата Госкомстата России. По результатам приемки готовится заключение на выполненную работу.
Каждая утвержденная Госкомстатом России научно-методологическая работа, выполненная в соответствии с Планом научно-методологической работы Госкомстата России на год, должна быть реализована. Ответственными за реализацию выполненных работ являются руководители структурных подразделений центрального аппарата Госкомстата России – заказчики научно-методологических работ.
Научно-методологические работы считаются реализованными, если они утверждены заказчиком в установленном порядке и их результаты использованы:
при организации статистических наблюдений и формировании статистических показателей;
в постановлениях Правительства Российской Федерации;
в постановлениях и приказах Госкомстата России;
в федеральных целевых программах;
в различных публикациях (энциклопедических словарях, сборниках, монографиях, учебниках, информационных выпусках, пособиях, справочниках и других научно-практических изданиях).
Ежегодно итоги выполнения Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год и реализации выполненных научно-методологических работ рассматриваются на заседании коллегии Госкомстата России.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации