logo
Organizatsia_statistiki_v_RF

4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике

Государственная статистика как совокупность многогранных видов информационной деятельности регламентирована статистическими стандартами на процессы сбора, обработки и представления статистических данных.

Статистические стандарты – это научно-обоснованные статистические показатели и методы их исчисления, отчетно-статистическая документация, порядок сбора и обработки статистических показателей.

Статистические стандарты образуют единую нормативную базу статистики, устанавливая общие стандартные требования к методологии и организации каждого вида статистической деятельности, включая выполнение проектно-технологических и опытно-конструкторских работ. Именно стандартизация обеспечивает согласованность и гармонизацию данных на всех стадиях функционирования государственной статистической системы.

Статистические стандарты относятся к категории ведомственных или отраслевых стандартов, разработку и внедрение которых осуществляет Госкомстат России в лице своих основных функциональных подразделений. Совершенствование этих стандартов направлено на обеспечение прогрессивности и соответствия новейшим достижениям науки и техники, а, следовательно, и современным стандартам Российской Федерации, с одной стороны, и на гармонизацию с международными требованиями - с другой. Создание и внедрение статистических стандартов призвано способствовать повышению качества и достоверности статистической информации, а также снижению связанных со статистической деятельностью расходов.

В ходе реформирования государственной статистики важное место отводится ее приведению в соответствие с международными статистическими стандартами.

Все технологические этапы сбора, обработки социально-экономической информации и обмен данными между различными подсистемами государственной статистики базируются на применении различных комплексов статистических стандартов.

Самостоятельным и основополагающим комплексом статистических стандартов является система общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, призванная удовлетворять международным требованиям гармонизации с классификаторами и стандартами ООН и ЕС. Совокупность общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации приравнена федеральным законодательством к государственным стандартам.

К числу статистических стандартов относится и Система национальных счетов (ООН, 1993). СНС принята в настоящее время в качестве стандарта для определения макроэкономических показателей в стране. По существу, это стандарт статистического учета результатов хозяйственной деятельности.

Следующую группу статистических стандартов составляют стандарты, формирующие требования к конкретным сторонам статистической деятельности и основным этапам формирования единого информационного ресурса.

Самостоятельное направление стандартизации связано с обеспечением унификации методологических подходов к формированию состава показателей форм федерального государственного статистического наблюдения, что является одним из приоритетных направлений деятельности Госкомстата России. Унификация направлена на оптимизацию потоков всей статистической информации, разрабатываемой как Госкомстатом России, так и министерствами и ведомствами в соответствии с предметом их ведения. Посредством унификации удается исключить дублирование показателей, снизить нагрузки на отчитывающиеся субъекты и бюджет, обеспечить формирование на федеральном уровне единого информационного статистического ресурса.

Территориальным органам государственной статистики предоставлено право осуществлять договорные работы по сбору и обработке информации, не являющейся официальной статистической отчетностью, так же как и разработку проектов статистического инструментария и программ регионального обследования для последующего их утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В этих условиях немаловажной проблемой представляется преодоление дублирования такого рода информации с другими составляющими элементами единого информационного статистического ресурса.

Решение таких проблем обеспечивается с помощью специального статистического стандарта, такого как «Отраслевой/ведомственный стандарт на формуляр-образец государственного статистического наблюдения», утвержденный постановлением Госкомстата России от 22.09.2001 г. № 61. Данный стандарт устанавливает требования к составу, построению и оформлению форм унифицированной системы отчетно-статистической документации, используемой для организации государственных статистических наблюдений.

В унифицированную систему отчетно-статистической документации включаются формы, утверждаемые Госкомстатом России и регистрируемые в Общероссийском классификаторе управленческой документации (ОКУД), ведение которого обеспечивается Госстандартом России. В ОКУД определен перечень форм документов, на основе которых осуществляется государственное статистическое наблюдение и которые представляются в органы государственной статистики. Это – формы для получения первичной и единовременной статистической информации. По каждой из форм в ОКУД указываются: идентификационный код, индекс и периодичность представления.

Требования к этапу обработки статистической информации содержатся в отраслевом стандарте «Требования к экономическому описанию задач электронной обработки статистической информации» (СТ-11, утвержден 30.10.98 г.). Он регламентирует порядок и процедуру подготовки экономического описания задач, определяет предъявляемые к нему требования. Это, прежде всего, требования к обработке статистической информации, перечень реализуемых при обработке статистической информации задач по уровням системы Госкомстата России. В нем также предусмотрены: описание совокупности обследуемых объектов с указанием алгоритма ее формирования из состава генеральной совокупности объектов статистического наблюдения, схема информационных потоков, то есть описание схемы прохождения статистической информации, способы представления входной и выходной информации по уровням системы Госкомстата России в соответствии с технологией электронной обработки данных, паспорт форм государственного статистического наблюдения, описание входной и выходной информации, ее контроля и корректировки. В стандарте содержатся требования к соблюдению нормативных сроков разработки, перечень используемых общероссийских классификаторов, технологические схемы электронной обработки данных.

Комплексом отраслевых стандартов, введенных в действие с 01.01.95 г. в Госкомстате России (табл. 1), регламентированы все аспекты работы информационно-вычислительной системы статистики (ИВСС). Они обязательны для всех организаций Госкомстата России.

При организации распространения данных в Госкомстате России применяется «Специальный стандарт по распространению данных» (май 1998 г.), созданный Международным валютным фондом и представляющий собой руководство по публикации экономических и финансовых данных. Соблюдение этого стандарта на представление указанной информации является обязательным для Госкомстата России, Центрального банка и Министерства финансов России. В его основе лежит комплексный подход к распространению экономических и финансовых данных, включающий четыре основных параметра:

Отраслевой стандарт подготовки и выпуска официальных статистических изданий Госкомстата России регламентирует их подготовку и выпуск, в том числе определяет основные этапы подготовки сводных и отраслевых изданий, исполнителей по этапам и взаимодействие исполнителей.

Приравненными к отраслевым стандартам являются такие материалы, как «Требования к оформлению информационно-аналитических материалов Госкомстата России», которыми необходимо руководствоваться при подготовке материалов (утверждены 11.04.2000 г. № 4-1-14/181). В них содержатся требования к оформлению оперативного и полного докладов о социально-экономическом положении России, статистических бюллетеней, тематических статистических бюллетеней и срочной информации.

таблица 1

Комплекс отраслевых стандартов

Наименование отраслевого стандарта

Краткое наименование

Содержание

Отраслевой стандарт на ИВСС «Программно-технологическое обеспечение СТОСИ/ЭПС»

Ст-01.01

Определяет назначение, структуру, функциональные возможности и соглашение по работе системы телеобработки статистической информации со средствами электронной почты ИВСС

Отраслевой стандарт ИВСС «Банк данных показателей (БДП)»

Ст-02.01

Определяет назначение, структуру, функциональные возможности и соглашение по работе автоматизированного банка данных показателей ИВСС

Отраслевой стандарт ИВСС «Технологическая база данных»

Ст-03.01

Определяет назначение, структуру, функциональные возможности и соглашение по работе с программными средствами технической базы данных ИВСС

Отраслевой стандарт ИВСС «Обменные массивы при взаимодействии программно-технологических компонентов ИВСС»

Ст-04.01

Определяет структуру и соглашения по обменным массивам при взаимодействии программно-технологических комплексов на всех уровнях ИВСС

Отраслевой стандарт ИВСС «Банк готовых документов (БГД)»

Ст-05.01

Определяет назначение, структуру и функциональные возможности по работе банка готовых документов ИВСС

Отраслевой стандарт ИВСС «Режим «запрос-ответ» для АБД и регистров»

Ст-06.01

Определяет назначение, структуру и функциональные возможности по работе программных средств в режиме «запрос-ответ»

В целях внедрения безбумажной технологии подготовки официальных статистических публикаций разработана нормативная документация, обеспечивающая соблюдение единых стандартов подготовки, выпуска и распространения официальных статистических публикаций, прежде всего: