5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
Современная система учета населения складывалась в Европе с начала XIX века.
В Российской Империи она была весьма несовершенной. К концу XIX века страна еще не имела достаточно развитой системы как сбора первичных данных о населении, так и их свода, обработки и анализа. В то же время крестьянское в большинстве своем население, лишь в середине XIX века освобожденное от крепостной зависимости, не имело навыков сообщать необходимые для этого сведения. Все же во второй половине этого столетия в России стали публиковаться данные о числе вступивших в брак, рождений и смертей, хотя еще неполные и недостаточно достоверные.
В XX веке на становлении статистики населения в стране сказывались все события ее трудной истории. Налаживавшаяся система сбора первичных данных неоднократно разрушалась: сначала послереволюционными изменениями в государственном управлении, затем - многочисленными реорганизациями, в конце 30-х и в 40-х гг. - войнами, и ее неоднократно приходилось налаживать вновь.
На протяжении XVIII и XIX веков сведения о численности населения в России собирались на основании поименных списков жителей, периодически подвергавшихся проверкам, так называемым «ревизиям». Всего их было проведено 10, последняя – в 1857-1858 гг. Ревизии охватывали только податные сословия и они не давали точных сведений о числе жителей, т.к. сбор данных растягивался на месяцы, а не был приурочен к определенному дню.
С середины 60-х годов XIX века под влиянием насущных потребностей экономического развития стали проводиться «однодневные», по состоянию на определенный день и час, переписи населения в отдельных городах (до первой мировой войны их было не менее 200), а земства некоторых губерний стали предпринимать подворные переписи крестьянского населения.
Первая всеобщая перепись населения современного типа состоялась, после многолетних настояний прогрессивных российских статистиков, лишь почти через сорок лет со времени последней ревизии, в 1897 гг. Несмотря на плохую организацию и несовершенство методологии, она впервые дала возможность получить относительно полные данные обо всем населении России. Это позволяет считать перепись 1897 г. важной вехой в накоплении знаний о населении страны и рассматривать ее как начало нового, современного периода истории российской статистики населения. К этому времени Центральный статистический комитет МВД начинает регулярно публиковать данные текущего учета рождений и смертей.
Прогрессивная общественность настаивала на проведении следующей переписи. Она намечалась на 1915 г., однако так и не состоялась из-за начавшейся войны.
Первые послереволюционные годы были временем подъема и активности в области статистики, продовольственные трудности обострили потребность в данных о населении. В сентябре 1917 г. были проведены сельскохозяйственная и городская переписи, которые не позволили получить сколько-нибудь достоверных и полных данных о населении.
Перепись 1920 г., проходившая в трудных условиях гражданской войны и интервенции, дала сведения лишь примерно о 3/4 части жителей страны. В марте 1923 г. была проведена перепись городского населения.
В декабре 1926 г. состоялась первая Всесоюзная перепись населения, которая была спроектирована на высоком по тому времени уровне и осуществлена опытными специалистами, вышедшими в основном из земской статистики и принадлежавшими к прогрессивной русской интеллигенции. Подробные материалы этой переписи были опубликованы, и она до сих пор остается образцовой в истории отечественной статистики как по методологии, так и по представлению результатов.
Следующая перепись первоначально намечалась на 1933 г. Однако голод, вызванный коллективизацией, привел к демографической катастрофе, которую тщательно скрывали. Поэтому перепись неоднократно переносилась и была проведена только в январе 1937 г. Хотя ее проект, подготовленный Центральным Управлением Народно-Хозяйственного Учета (так называлась статистическая служба страны, подчиненная тогда Госплану СССР), был сокращен и искажен Сталиным, перепись была успешной. Однако результаты ее оказались гораздо меньше публиковавшихся перед тем в печати оценок численности населения, что дало повод объявить перепись дефектной и подвергнуть репрессиям не только ее руководителей, но и многих статистиков по всей стране.
В январе 1939 г. была проведена новая перепись, объявленная точной. Однако как теперь установлено по архивным материалам, ее руководители, опасаясь репрессий, исправили результаты переписи, чтобы подогнать численность населения под оглашенную Сталиным накануне преувеличенную оценку.
Вскоре началась война, которая нанесла огромный урон населению страны и разрушила, особенно в России, складывавшуюся систему сбора демографических данных. СССР оказался единственной из участвовавших в войне стран, в которой не была проведена перепись населения сразу же после ее окончания. Она состоялась только в 1959 г., когда уже восстановилась довоенная численность населения.
С тех пор переписи населения становятся регулярными. Следующие были проведены в 1970, 1979, 1989 и 2002 гг.
С конца 1960-х годов ЦСУ СССР начинает проводить сначала небольшие выборочные обследования доходов и жилищных условий семей рабочих, служащих и колхозников. Первые из таких обследований были проведены в 1967 (семей рабочих и служащих) и 1968 (семей колхозников) годах. Они получили название «сентябрьских», поскольку данные о доходах семей собирались за сентябрь. По инициативе НИИ ЦСУ СССР в программу этих обследований был включен ряд вопросов для изучения брачности и рождаемости.
С 1972 г. эти обследования становятся регулярными и проводятся каждые три года – в 1972, 1975, 1978 и 1981 гг. Расширяются и масштабы этих обследований: каждое охватывает порядка 300 тыс. семей. Более или менее обширная часть их программ посвящалась сбору демографических данных.
В этот период проводились и другие обследования, например, два обследования пенсионеров. Опыт применения выборочных методов при переписях 1970 и 1979 гг. дал возможность провести в 1985 г. микроперепись, охватившую около 5 процентов населения, а в феврале 1994 г. – еще одну пятипроцентную микроперепись, уже в новой России.
Перемены, происшедшие в стране за последние годы, значительно повлияли на население и демографические процессы. Потребность в новой переписи стала особенно насущной. В соответствии с Федеральным законом «О Всероссийской переписи населения» она проводится не реже, чем 1 раз в 10 лет. Очередная перепись населения проведена в октябре 2002 г.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации