1.1. Место статистики в обществе
Рациональное социально-экономическое обустройство и развитие любого государства, органов управления и власти неразрывно связано с состоянием статистики, наличием и востребованностью объективных данных и, прежде всего, данных государственной статистики. В свою очередь, перспективное развитие статистики зависит от достигнутого уровня социально-экономического развития страны, характера, масштабов и эффективных форм организации современного общественно-политического устройства, его целей и задач. При этом общий успех в обоих случаях определяется состоянием экономико-статистических работ и научных исследований, нацеленных на их непрерывное совершенствование, оперативностью и предприимчивостью использования получаемых новых результатов в интересах повышения эффективности принимаемых государственных экономических, политических и социальных решений.
Отсюда закономерный интерес к организации статистических работ и исследований, совершенствованию их форм и методов, внедрению в собственную практику лучших мировых статистических стандартов, к оптимизации путей эффективного их использования.
Слово «статистика» происходит от латинского «status» (состояние, положение) и итальянских «stato» (государство) и «statista» (знаток государства). В научной литературе слово «статистика» вошло в употребление в XVIII в. и первоначально в буквальном смысле понималось как «государствоведение», т.е. систематизированный сбор и представление данных о государственном устройстве, территории, населении, природных ресурсах и экономике страны, ее взаимоотношениях с зарубежными государствами.
В настоящее время термин «статистика» употребляется в нескольких значениях.
Во-первых, статистика понимается как отрасль практической деятельности, направленной на сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных об общественных явлениях. Большая часть статистической деятельности осуществляется специализированными государственными структурами, в Российской Федерации – органами государственной статистики (общегосударственная статистика). Кроме того, собственной статистической информацией обладают некоторые другие государственные структуры (административная статистика), сбором и обработкой определенной статистической информации занимаются также некоторые негосударственные структуры (например, статистика профсоюзов) и организации (статистика социологических и конъюнктурных обследований и т.д.).
Во-вторых, статистика рассматривается как отрасль знания, т.е. специальная научная дисциплина и соответственно этому как учебная дисциплина в учебных заведениях. Предметом статистики как науки является количественная сторона массовых явлений (прежде всего, общественных), рассматриваемых в неразрывной связи с их содержанием, т.е. с качественной стороной изучаемых явлений. Для этого, опираясь на знания сущности изучаемых объектов, выявленной другими науками (экономической теорией, философией, социологией и др.), статистика разрабатывает методы количественного анализа, как правило, больших совокупностей и выявления тенденций и закономерностей, в том числе так называемой статистической закономерности – одной из форм проявления всеобщей связи явлений в природе и обществе.
В этом смысле статистика (особенно в кооперации с математикой) является инструментом познания как общественных, так и природно-естественных процессов (так, статистика как метод применяется в астрономии, физике, химии, биологии, медицине и т.д.). С XIX века интенсивно развивается применение статистики в естественных науках в ходе организации и проведения крупных экспериментов – в геологических изысканиях, погодно-климатических расчетах, квантовой физике, кибернетике и эконометрике. С другой стороны, становление и развитие отдельных разделов статистики, например, вероятностных методов и актуальных исчислений, обязано рисковым операциям, в частности, страхованию.
В-третьих, под статистикой понимается совокупность сводных, итоговых цифровых показателей, собранных для характеристики какой-либо области общественных явлений или природно-естественных процессов (обычно по конкретному вопросу), например, статистика рынка труда в Москве периода 1990-х годов, статистика инфляции начального этапа рыночных преобразований в современной России, статистика выступлений российских спортсменов на трех последних олимпийских играх, статистика погодных условий северного Подмосковья в августе на протяжении ХХ столетия и т.п.
Сбор и обработка данных являются одним из важнейших направлений практической статистики, но развитие практической статистики в целом и государственной статистики, в частности, невозможно без научной статистической деятельности. Сегодня труднее найти сферу естественнонаучной, социальной, политической и тем более экономической деятельности, где бы не применялась статистика, чем перечислить те многочисленные сферы, где она широко и с пользой применяется. Без статистики ныне немыслима характеристика деятельности экономических единиц, секторальных, отраслевых, организационно-правовых и иных структурных формирований, итогов развития целых стран и мировой экономики.
История развития человеческого общества при всех формах организации экономики свидетельствует об объективной необходимости статистики как инструмента познания окружающего мира и его преобразования, а в последние два-три столетия государственной статистики как важнейшей составляющей информационной деятельности в масштабе всей страны. Вместе с тем история дает много примеров того, как статистика в политических целях из средства отражения реальной жизни может деформироваться в инструмент манипулирования общественным сознанием, искажения явлений окружающего мира, сокрытия правды.
Отсюда вытекают требования к организации государственной статистики как исключительно важного звена в системе управления, состоящие в создании оптимальной технологии взаимодействия с объектами, от которых поступает первичная информация, и со структурами – потребителями обработанных официальной статистикой данных, а также в создании механизмов их реализации, которые позволят устранять возникающие время от времени подобные информационные деформации. Это возможно благодаря общегосударственному статусу, ресурсам и авторитету официальной статистики, обеспечиваемой взаимоприемлемой методологией, и координации статистической работы в целом по стране.
Научно обоснованный подход к организации государственной статистики предполагает оптимизацию построения систем сбора, обработки, хранения и передачи обобщающих данных, необходимых и достаточных для количественно-качественной характеристики, и установления закономерностей развития наблюдаемых социально-экономических явлений (в стране в целом и по её территориям, по административным, ведомственным, корпоративным, общественным и другим институциональным образованиям).
В организацию государственной статистики, кроме выбора ее исходных принципов, приоритетов и обоснования функциональных систем сбора, обработки, хранения и передачи данных, входит также решение комплекса вопросов, связанных с разработкой и реализацией целевых статистических программ и программ управления ими (так называемых программ статистического менеджмента), определение структуры и форм управления статистическими организациями, их функций и задач, формирование штатных расписаний, подбор и расстановка кадров, их подготовка и переподготовка, определение, разработка и развитие информационного, программного, технического, финансового и других форм обеспечения статистических работ.
Сюда же в равной степени относятся: не менее важный комплекс вопросов, связанных с определением множества и состава потребителей статистической информации, оптимизацией ее объемов и потоков, раздельным формированием и обеспечением статистической информацией органов государственного управления, нужд общественных и корпоративных организаций, в том числе малых предприятий, вопросы разработки статистических классификаторов, стандартов и технологий сбора, обработки, хранения, передачи и анализа статистической информации, баз данных и баз статистических знаний и, наконец, – вопросы непрерывного совершенствования методов работы статистических организаций, их реорганизации и моделирования на этой основе будущей, по определению более эффективной и перспективной организации государственной статистики.
Принципиальное место, своеобразный мозговой центр в организации статистики, иными словами, суть ее организации на любых основаниях, в любых форматах и конфигурациях занимает правильное определение ее целей, которыми всегда выступают не только и не столько декларируемые задачи обеспечения органов управления всесторонней и надежной информацией (что всегда значимо и важно как функция познания наблюдаемых объектов управления), сколько задачи установления и изучения закономерностей наблюдаемых явлений на основе этой информации.
Поэтому для того, чтобы правильно выстраивать приоритеты организации статистики и статистического менеджмента, необходимо каждый раз, и в первую очередь, решать теоретические вопросы, то есть конкретно и четко определять, как должна выстраиваться организация статистических работ, на каких принципах, при каком наборе решаемых задач она будет наиболее полно отвечать предъявляемым требованиям адекватности, полноты и самодостаточности.
Ответ на эти вопросы требует обращения к установлению однородности и взаимосвязи изучаемых явлений, определению закономерностей в их изменении, представления их в виде комплекса целевых задач, конструирующих базис функционального обеспечения создаваемых систем.
Этот ответ важен при создании любых статистических систем и особенно при организации и реорганизации систем государственной статистики как наиболее масштабных и многомерных.
Отсюда основополагающее значение приобретает обоснованный выбор методов сбора, обработки и анализа статистических данных, обеспечивающих возможность получения максимума производных данных при минимуме первичных. Речь при этом идет о приемлемых данных, то есть таких данных, которые, не являясь абсолютно точными (абсолютно точных данных в природе не существует), тем не менее (в пределах стандартных допусков и погрешностей) являются всегда практически пригодными. Решение этой задачи должно идти впереди и рассматриваться одновременно как отправная точка и конечная цель эффективной организации любой статистической деятельности.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации