5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
Бюджетные обследования домохозяйств являются одной из старейших областей выборочного наблюдения в стране. Данные бюджетного обследования домохозяйств служат основой для описания и анализа широкого круга экономических, социальных и иных вопросов, в том числе: а) для определения фактической корзины товаров и услуг, необходимой при получении весовых показателей для расчета индекса потребительских цен, индексов стоимости жизни по различным группам населения; б) для оценки уровня, структуры и тенденций развития экономического благосостояния домохозяйств с точки зрения распределения расходов на потребление; в) для обеспечения данных при разработке балансов сельхозпродуктов и определения уровня потребления основных пищевых продуктов по различным социально-экономическим группам населения; г) при составлении счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов; д) для разработки и оценки эффективности социальной и экономической политики; е) для изучения поведения потребителей в разных социально-экономических группах населения.
Выборочное обследование бюджетов домохозяйств проводится во всех субъектах Российской Федерации и охватывает 49,2 тыс. домохозяйств ежеквартально. Генеральную совокупность при отборе составляют все типы домохозяйств за исключением коллективных домохозяйств, состоящих из лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах, монастырях и других институциональных учреждениях.
Основой выборки послужили материалы микропереписи населения 1994 г.
Единицей отбора принято домохозяйство, представляющее собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или его части, как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяющих или расходующих свои средства. Домохозяйство может состоять из одного человека, живущего самостоятельно.
Выборка для бюджетных обследований формируется на принципе многоступенчатой вероятностной случайной выборки с использованием процедуры расслоения на каждой из ступеней отбора. Процедура расслоения нацелена на формирование представительной выборочной совокупности домохозяйств, адекватно отражающей территориальные особенности расселения населения, демографическую и социально-экономическую его структуру.
Процедура расслоения состоит из двух уровней – территориального расслоения на два слоя – городскую и сельскую местность, и последующего выделения в каждом слое субслоев по сочетанию выделенных группировочных признаков, в число которых входят: для домохозяйств – размер домохозяйства, принадлежность жилого помещения, тип жилого помещения, наличие (отсутствие) приусадебного земельного участка; для отдельных лиц – проживание в домохозяйстве определенного размера (7 групп), возраст (10 крупных групп), пол, источники средств существования (15 групп), уровень образования (7 групп) и национальность (3 группы).
Подслои формируются на первой и второй ступенях отбора. Единицей отбора на первой ступени служит счетный участок микропереписи. Число отбираемых участков определяется отдельно по городскому и сельскому населению с учетом объема выборки и нагрузки на интервьюера (25-30 домохозяйств).
Сформированный на первой ступени массив счетных участков является основой для выборки домохозяйств на второй ступени. На каждом отобранном счетном участке формируется выборка из 25-30 домохозяйств. При этом алгоритм формирования выборки построен таким образом, что совокупность отобранных на каждой ступени домохозяйств представляет максимально возможное количество субслоев, сформированных по выделенному набору признаков. Это позволяет обеспечить наличие в формируемой выборке различных типов домашних хозяйств по их размеру и составу.
Обследование основывается на непосредственном опросе членов домохозяйств и ведущихся в домохозяйствах записях о текущих расходах на потребление.
Учетный период обследования отдельно взятого домохозяйства охватывает квартал. В зависимости от состава изучаемых показателей установлены следующие процедуры сбора данных:
каждое из обследуемых домашних хозяйств в течение двух недель ведет дневниковые записи, которые представляют собой подробный ежедневный учет всех денежных расходов: на покупку продуктов питания, непродовольственных товаров, оплату услуг, уплату налогов, штрафов, различных сборов, алиментов, помощь малоимущим, деньги, отданные безвозмездно, в долг или в счет погашения долга, арендные платежи и т.п. В дневниковых записях также фиксируется количество потребленных продуктов питания без оплаты (за счет поступлений продукции собственного производства, подарков, безвозмездной помощи из других источников) и количество продуктов питания, оплаченных, но не предназначенных для потребления членами домашнего хозяйства. Дополнительно в дневниковых записях ежедневно фиксируются расходы на питание вне дома (кафе, столовые, рестораны, уличные киоски и т.д.);
все остальное время, свободное от ведения дневниковых записей, домашнее хозяйство ведет журнальные записи, которые представляют собой учет всех денежных расходов за исключением средств, потраченных на питание, алкоголь и табак.
по окончании квартала осуществляется опрос всех членов домашних хозяйств, подлежащих обследованию, по программе ежеквартального опроса, которая охватывает демографические характеристики, сферу приложения труда и доступ к системе социальной защиты каждого из членов домашнего хозяйства;
по завершению годичного цикла проведения обследования проводится годовой опрос домашних хозяйств. Программа годового опроса включает в себя сбор данных об уровне образования членов домохозяйств, жилищных условиях домохозяйств, наличии в домохозяйствах предметов длительного пользования, производственной деятельности домашних хозяйств, а также запасах отдельных групп продовольственных товаров в домохозяйствах по состоянию на конец года.
Процедура сбора данных организуется по принципу ротации домохозяйств в пределах одного участка наблюдения. Для этого совокупность домохозяйств, посещаемых каждым интервьюером, подразделяется на 12 подгрупп, сформированных случайным образом. Каждая из групп домохозяйств в течение квартала должна подпадать под разные типы сбора данных: ведение двухнедельных дневниковых записей, либо ведение журнальных записей.
Распространение итогов выборочного обследования на всю совокупность производится путем специальной процедуры статистического взвешивания с последующей корректировкой весов для того, чтобы устранить смещение выборки, вызванное отказами от участия в обследовании со стороны более обеспеченных домохозяйств.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации