7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
В системе государственной статистики собираются и обрабатываются данные общегосударственного межотраслевого назначения по наиболее актуальным вопросам социально-экономического и демографического развития страны, ее регионов и секторов экономики. Кроме того, различным министерствам и ведомствам необходимы специальные сведения для информационного обеспечения реализации возложенных на них задач государственного управления в конкретных сферах деятельности. В этой связи во многих министерствах и ведомствах выделяются подразделения, в функции которых входит сбор и обработка статистических данных в соответствии с предметом их ведения. Информация министерств и ведомств используется Госкомстатом России для обеспечения полноты и качества данных при расчете макроэкономических показателей на общегосударственном уровне. Информация министерств и ведомств в ряде случаев является единственным источником (статистических данных) без представления их хозяйствующими субъектами в территориальные органы государственной статистики.
В настоящее время федеральными органами исполнительной власти, Банком России, Сбербанком России, государственными внебюджетными фондами и другими организациями в рамках Федеральной программы статистических работ на 2003 г. выполняется в децентрализованном порядке более 300 статистических работ, сводные данные по которым представляются в Госкомстат России и другие федеральные органы исполнительной власти. Следует учитывать при этом, что министерства и ведомства также имеют право сбора оперативной (ежесуточной, еженедельной и т.п.) ведомственной информации о выпуске продукции и по другим показателям, используемой в административно-управленческих целях.
Статистическая информация, разрабатываемая федеральными органами исполнительной власти, Банком России, Сбербанком России и государственными внебюджетными фондами, представляется Госкомстату России и другим министерствам и ведомствам в сроки, установленные Федеральной программой статистических работ, утверждаемой ежегодно Госкомстатом России после рассмотрения ее Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации на Госкомстат России возложены функции по межотраслевой координации и функциональному регулированию в сфере государственной статистики. Эта работа проводится с целью повышения эффективности использования бюджетных средств за счет рационального выбора источников статистической информации, создания единого информационного статистического ресурса, исключения параллелизма в работе ведомств и дублирования информации при одновременном снижении нагрузки на отчитывающиеся организации.
Госкомстатом России в качестве межведомственных документов разработана Программа развития государственной статистической системы до 2005 года, а также ежегодно разрабатывается Федеральная программа статистических работ, содержащая задания Госкомстату России и другим министерствам и ведомствам в части состава и сроков выполнения статистических работ. Включение в Программу выполняемых федеральными органами государственной власти статистических работ является обязательным условием обеспечения полноты, качества статистической информации, сроков ее представления пользователям.
В рамках осуществления функций по межотраслевой координации в 2002-2003 годах Госкомстатом России переутверждено 130 форм федерального государственного статистического наблюдения, нецентрализованных в органах государственной статистики, сбор и разработка информации по которым осуществляется министерствами и ведомствами в целях обеспечения реализации Федеральной программы статистических работ.
Раздел Федеральной программы статистических работ «Статистические работы, выполняемые федеральными органами государственной власти, Банком России, Сбербанком России и государственными внебюджетными фондами», обеспечивает на федеральном уровне создание единого статистического информационного ресурса.
Специальный подраздел Федеральной программы статистических работ «Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» сформирован с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. № 1212 «О развитии Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации» и служит целям обеспечения совместимости и взаимодействия информационной статистической системы Госкомстата России с информационными системами других федеральных органов исполнительной власти. Именно в соответствии с этим постановлением реализуются меры, направленные на применение министерствами и ведомствами в статистических информационных ресурсах общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.
Выполнение функции по межведомственной координации и функциональному регулированию в сфере государственной статистики Госкомстатом России является не только ответственным, но и сложным процессом, включающим в себя согласование в целях исключения дублирования разработки информации различными ведомствами статистических показателей, разрезности разработки статистической информации и периодичности ее представления пользователям и обеспечение ее разработки на основе единой официальной статистической методологии, устанавливаемой Госкомстатом России. Достижение сбалансированности сроков выполнения статистических работ и их отдельных этапов является необходимым условием обеспечения как потребностей пользователей информации, так и гарантированного качества первичных данных и сводной статистической информации.
Более чем по трети статистических работ, выполняемых в органах государственной статистики в нецентрализованном режиме, предусматривается разработка информации ведомствами в целом по России (Минобразование России, Минсвязи России, МПС России, Минтранс России, Минтруд России); более чем по 50% – в целом по России, по субъектам РФ и федеральным округам (МВД России, Минздрав России, Минобразование России, МПР России, Минтруд России, Минфин России, Минюст России, Госкомспорт России, Госстрой России и др.); по 10% – в целом по России, субъектам РФ, экономическим районам и федеральным округам (Минкультуры России, Минсельхоз России и др.). При этом информация разрабатывается с периодичностью от ежемесячной до годовой.
Практика предусматривает и другие варианты разрезности разработки информации федеральными ведомствами, определяемые спецификой формируемой статистической информации и потребностями пользователей: МНС России – по России, субъектам РФ, федеральным округам, видам налоговых платежей, по основным отраслям экономики; Минкультуры России – по России, субъектам РФ, экономическим районам, федеральным округам, организациям федерального ведения; МПР России – по России, субъектам РФ, экономическим районам, федеральным округам, отраслям экономики, бассейнам морей, озер и других водоемов, отдельным городам; МПС России – по России, железным дорогам, основным видам грузов; Минтранс России – по видам сообщений, отдельным аэропортам; Минэнерго России – по России, бассейнам и месторождениям, отдельным потребителям; ГТК России – по России, государствам-участникам СНГ, странам ЕврАзЭС, по странам вне СНГ, отдельным видам товаров и др.
От обеспечения правильной организации межведомственной работы зависит своевременное проведение Госкомстатом России макроэкономических расчетов и подготовка сводных статистических материалов на федеральном уровне.
Разработка информации должна обеспечиваться наличием в каждом ведомстве соответствующих технологий формирования информации и технической базы, совместимых с применяемыми в системе Госкомстата России, а также применением общероссийских классификаторов и стандартов в статистической деятельности.
Решение этой проблемы требует большой подготовительной работы как со стороны ведомственных статистических подразделений, так и со стороны Госкомстата России, а также тщательно разработанной системы координации на стадии разработки Федеральной программы статистических работ и в процессе ее реализации.
При решении вопроса межведомственной координации необходим всесторонний анализ:
соблюдения требований действующей нормативно-правовой базы по разграничению предметов ведения между министерствами и ведомствами;
обеспечения полноты статистических данных, характеризующих социально-экономические процессы в стране;
обеспечения методологического единства проводимых статистических работ и их отдельных этапов на основе единой официальной статистической методологии;
наличия программно-технологических и технических средств для сбора, обработки, анализа и передачи статистических данных в установленные сроки и требуемого качества.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации