2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
Интеграция экономики страны с мировой экономикой требует адекватного уровня развития учета и статистики. Показатели и методы статистического учета должны обеспечивать не только выверенную и точную оценку социально-экономического развития конкретной страны, но и сопоставимость оценок результатов развития этой страны с результатами развития других стран, мирового сообщества в целом, единообразие в характеристиках важнейших социально-экономических явлений в мире, выведение итогов развития по странам, регионам, миру в целом.
Решению проблемы сопоставимости оценок и единообразия характеристик развития мирового сообщества способствует разработка и внедрение в практику национальной статистики международных стандартов учета и статистики.
Разработкой международных стандартов в области статистики стали заниматься с середины ХIХ века. На Международном статистическом конгрессе была впервые поставлена проблема унификации понятий, экономических показателей и методов их расчета. Далее разработку международных стандартов по статистике принял на себя созданный в 1885 г. Международный статистический институт (МСИ), объединивший представителей науки и практических работников статистических органов 50 стран.
В настоящее время важную роль в разработке международных стандартов и рекомендаций по исчислению показателей на единой методологической основе играют статистические отделы специализированных учреждений системы ООН.
Кроме структурных подразделений ООН, призванных отвечать за разработку и унификацию международных стандартов по статистике, существуют организации, в функции которых входит оказание помощи во внедрении разработанных ООН стандартов по статистике, на основе их адаптации к конкретным национальным особенностям входящих в них стран.
К числу таких организаций относится, например, Евростат, осуществляющий работы по модификации и внедрению международных стандартов по статистике для стран Европейского союза.
Работы по совершенствованию методологии построения статистических показателей, разработке единой системы показателей и классификаций проводятся и другими международными организациями, такими как ОЭСР, МВФ, Всемирный банк и др.
Процесс интеграции национальной статистики с международно-признанной методологией рассматривается как максимальное приближение к международным статистическим стандартам.
Существует два основных направления вхождения национальной статистики в международную статистическую систему.
Согласно первому направлению, интеграция национальной статистики с международной осуществляется на основе непосредственного внедрения в практику статистической работы основных характеристик международного статистического стандарта: его понятий, определений, классификаций, показателей и методологии их расчетов, источников, методов сбора, обработки и хранения информации.
Такой принцип действует в случаях, если в общественной жизни появляется новый объект наблюдения, требующий статистического изучения. При отсутствии в данном случае отечественного стандарта в качестве последнего может быть использован международный статистический стандарт. Примером может служить внедрение международного стандарта «Системы национальных счетов» в редакции 1993 г. (СНС-93). Опыт внедрения СНС-93 в различных странах, в том числе и в развитых, показал важность учета конкретных национальных особенностей, не выделяемых в общей версии СНС-93. Поэтому в 1995 г. Евростатом была разработана Европейская система счетов (ЕСС-95), представляющая собой очень близкую к СНС-93 модификацию стандартов построения национальных счетов для стран Европейского союза.
В соответствии со вторым направлением интеграция национальной статистики с международной может быть осуществлена на основе приспособления уже существующего национального статистического стандарта к международному. Интеграция отечественной статистики с международной предполагает последовательную гармонизацию основных понятий, определений, классификаций, методологии расчетов статистических показателей, методов сбора и обработки информации.
Прошедшее десятилетие отличалось интенсивным процессом перехода государственной статистики России на международные стандарты с использованием различных принципов гармонизации отечественных и международных статистических инструментариев.
Успешно внедряется система национальных счетов, призванная описать модель воспроизводства в условиях рыночного развития экономики. Работа по внедрению системы национальных счетов в статистическую практику Российской Федерации началась в 1991 г. Внедрение методологии СНС в России осуществляется по принципу последовательной детализации работ, начиная с расчетов основных, наиболее общих показателей счетов.
Ежегодно разрабатываются основные счета СНС: счет товаров и услуг, счет производства, счет образования доходов, счета первичного и вторичного распределения доходов, счет использования располагаемого дохода, счет использования скорректированного располагаемого дохода и счет операций с капиталом. Из счетов, рекомендованных в СНС-93, Госкомстат Российской Федерации не составляет финансовый счет, счет других изменений в активах и пассивах, счет переоценки, баланс активов и пассивов. Вместе с тем ведутся расчеты отдельных элементов финансового счета в части изменения финансовых активов и обязательств по отдельным секторам экономики.
Другим направлением внедрения СНС-93 является разработка счетов по секторам экономики. С 1995 г. ежегодно строятся счета для секторов «домашние хозяйства», «государственные учреждения», «остальной мир». Начиная с расчетов за 1998 г., строятся счета секторов «нефинансовые предприятия», «финансовые учреждения», «некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства».
Развиваются расчеты макроэкономических показателей национальных счетов, в первую очередь, показателя валового внутреннего продукта. Он рассчитывается на ежегодной основе тремя методами: производственным методом, методом использования и методом образования доходов. В соответствии с рекомендациями СНС-93 исчисляются также оперативные показатели национальных счетов. Госкомстат России ежеквартально рассчитывает показатели реального и номинального объема производства и конечного использования ВВП, формирования ВВП по доходам.
Накопленный в России потенциал СНС позволяет ей активно участвовать в международных сравнениях, проводимых различными международными организациями. Тем самым реализуется идея интеграции статистики России с международной статистикой, позволяющей определить место и роль российской экономики в мировом экономическом сообществе.
Дальнейшее развитие СНС в России определяется Программой развития Системы национальных счетов России за период до 2005 г., в соответствии с которой предусматривается осуществить совершенствование и повышение надежности счетов, которые уже внедрены в регулярную статистическую практику и данные которых систематически публикуются. Для этого предполагается проводить разработку и внедрение классификаторов, обеспечивающих построение национальных счетов в соответствии с международными стандартами; совершенствование методологии оценки экономических явлений, нерегистрируемых прямыми статистическими методами; совершенствование методологии расчета показателей с учетом условий российской экономики: влияния инфляции, изменения нормативно-законодательной базы на расчеты общеэкономических показателей и т.д.
Внедрение СНС в статистическую практику России оказывает существенное влияние на реализацию второго принципа интеграции отечественной статистики с международной, поскольку процесс гармонизации отечественных стандартов с международными предполагает одновременную адаптацию их к потребностям СНС. С учетом этого основными направлениями работ по переходу на международные статистические стандарты являются:
совершенствование системы статистических показателей по отраслям статистики и их адаптация к потребностям СНС;
реорганизация методов статистического наблюдения в соответствии с требованиями международных статистических стандартов.
Изменения в методах сбора, обработки, хранения и обмена информацией будут направлены на расширение применения методов выборочных статистических наблюдений при оптимальном их сочетании со сплошными обследованиями, переписями и т.п. для улучшения охвата, надежности и своевременности официальной статистической информации, а также создание и внедрение в статистическую практику стандартных экономико-статистических классификаций, отвечающих мировым стандартам и необходимых для проведения статистических сопоставлений на международном и национальном уровне.
Построение системы стандартных экономико-статистических классификаций предусматривает: отмену устаревших, в первую очередь, общесоюзных классификаторов; пересмотр и модернизацию действующих общероссийских классификаторов; разработку ряда новых общероссийских классификаторов, необходимых для адекватного описания российской экономики и социальной сферы и перехода на методологию СНС.
Процесс создания современной системы стандартных экономико-статистических классификаций идет по нескольким направлениям.
Во-первых, внедряются новые основополагающие для экономики и социальной сферы классификации, построенные на основе статистических классификаций видов экономической деятельности и продукции по видам экономической деятельности Европейского союза. С 1 января 2003 г. взамен действующего ОКОНХ в практику статистической работы России вводится Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), гармонизированный со статистической классификацией видов экономической деятельности Европейского союза (КДЕС/ПАСЕ). Ведутся работы по созданию Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), гармонизированного со Статистической классификацией продукции Европейского союза (СРА/KПЕС) и перечнем продукции Европейского союза (ПРОДКОМ/РRODKOM). Это обеспечит сравнимость данных о производстве, продаже, экспорте, импорте и потреблении промышленной и сельскохозяйственной продукции методом товарных потоков для проведения анализа их движения и позволит проводить однозначное представление статистических данных в международные организации.
Во-вторых, разрабатываются классификаторы для СНС. К ним относятся Общероссийский классификатор институциональных единиц по секторам экономики (ОКИСЭ) и Общероссийский классификатор функций государственных органов (ОКФГО).
В-третьих, в целях обеспечения сопоставимости с международными классификациями и более полного отражения объектов статистического наблюдения, вносятся изменения и в остальные классификаторы: совершенствуется Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ); разрабатывается Классификатор нефинансовых экономических активов; создаются новые редакции Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ), Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), Общероссийского классификатора органов государственной власти и управления (ОКОГУ) и других.
Гармонизация методов организации статистических наблюдений и расчетов статистических показателей с международными статистическими стандартами и требованиями СНС осуществляется практически во всех отраслях статистики.
В статистике промышленности, в связи с расширением границ производства в соответствии с требованием СНС, создана, по существу, новая методика учета общего объема продукции, работ и услуг, которая, помимо производства в традиционных видах деятельности, включает также производство продукции, работ и услуг в скрытой и неформальной видах деятельности. С учетом этого фактора ныне проводится работа по пересмотру методов расчета индекса физического объема. Особое внимание уделяется определению реальных параметров в сфере производства малых предприятий и индивидуального предпринимательства: дважды проведено сплошное обследование малых предприятий, организовано наблюдение за производством важнейших видов промышленной продукции наиболее крупными индивидуальными предпринимателями. Разработаны программа и инструментарий для проведения Всероссийской переписи индивидуальных предпринимателей на территории Российской Федерации по итогам за 2002 г.
Статистика цен одной из первых среди отраслевых статистик полностью перестроила свою методологию. Это связано с изменением содержания объекта статистического наблюдения: от планового ценообразования Россия со 2 января 1992 г. перешла к политике всеобщей либерализации цен. Основы современной методологии наблюдения за ценами, соответствующей новым условиям экономического развития России и международным стандартам, были заложены к концу 1991 г. С тех пор происходит систематическое совершенствование этой методологии с учетом международного опыта отслеживания ценовых процессов и особенностей экономической ситуации в России.
Ключевым направлением построения системы цен в условиях бурного развития инфляционных процессов является единство методологических подходов при расчете уровня цен и индекса цен как в потребительском, так и в производственном секторах экономики.
МВФ и другие международные организации отмечают большие достижения в разработке и внедрении методологии расчета индекса потребительских цен в России, которая, вместе с методологией расчета индекса цен Великобритании, стала наиболее прогрессивной в мире, а сама по себе является самой масштабной и всеобъемлющей среди остальных стран.
В области статистики финансов в последние годы разработана оперативная система показателей, характеризующая финансово-хозяйственную деятельность предприятий и организаций.
Однако созданная система показателей статистики финансов требует проведения анализа на полноту охвата всех направлений статистики финансов и ее соответствие международным стандартам, таким как СНС-93, Руководство по Платежному балансу и др. Программой развития статистики финансов до 2005 г. предусматривается на основе совершенствования наблюдения за организациями сектора некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, создать своевременную, регулярную и наиболее полную статистику финансов по этому сектору; разработать методологические рекомендации по организации статистического наблюдения о составе чистой прибыли и добавленной стоимости как основы для разработки программы выборочного обследования предприятий по данному вопросу.
Статистика труда практически полностью перешла на международные стандарты. Внедрены понятия, разработаны показатели, сформированы источники информации о занятости и безработице. Разработан и используется в соответствии с международными технологиями главный источник информации о рабочей силе – обследование населения по проблемам занятости. Систематическое совершенствование программы опросного листа позволило получать основу для исчисления показателей о занятости в неформальном секторе экономики и неполной занятости в соответствии с нормами и требованиями МОТ. Разработаны и утверждены методологические положения по измерению занятости в неформальном секторе экономики на основе обследования населения по проблемам занятости, которые могут быть применимы как на федеральном, так и региональном уровнях.
В соответствии с международными стандартами проводится обследование затрат на рабочую силу по предприятиям и организациям.
Важным этапом в развитии статистики сельского хозяйства станет подготовка и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Эту перепись предполагается провести в соответствии с программой Всемирной сельскохозяйственной переписи ФАО ООН и с учетом национальных особенностей организации сельского хозяйства в России.
Проводится работа по совершенствованию статистики услуг, транспорта и связи в соответствии с требованиями международных стандартов.
За годы реформ в России создана и функционирует принципиально новая отрасль – статистика платных услуг. В ней основное внимание уделяется повышению качества статистического наблюдения за действующими видами рыночных услуг и разработке инструментария для изучения новых видов услуг.
Проводятся работы по созданию статистики туризма. Комплексное статистическое наблюдение за состоянием отрасли «Туризм» предполагает разработку классификаций в сфере туризма и организацию на регулярной основе статистического наблюдения за численностью занятых в туризме, за деятельностью туристических фирм, занятых перевозками туристов на автомобильном транспорте, за деятельностью гостиниц, коллективных средств размещения, за развитием сети и оборота предприятий общественного питания, занятых обслуживанием туристов, за инвестициями в туризме и др. С учетом опыта ряда стран по построению сателлитных счетов туризма предполагается провести экспериментальные расчеты выпуска продукции отраслями экономики, составляющими туристский комплекс страны.
В статистике транспорта перспективным направлением работы является разработка и внедрение с учетом международных стандартов обследований деловой активности. В первую очередь это касается отраслей грузового, автомобильного и воздушного транспорта, в которых существует ярко выраженная конкурентная среда.
Среди отраслей транспорта наиболее эффективно происходит гармонизация отечественной статистики с международной в отрасли «Воздушный транспорт». Это обусловлено серьезными организационными изменениями объектов статистического наблюдения отрасли, проведенными в соответствии с требованиями ИКАО.
В статистике связи особое внимание уделяется совершенствованию форм отчетности на основе внедрения показателей, отражающих новые явления в организации отрасли: развитие телекоммуникационных служб, сети Интернет, обеспечение населения мобильными телефонами и т.д.
В статистике торговли основное внимание уделяется отражению в полном объеме деятельности субъектов малого предпринимательства, неформальной деятельности. В этих целях систематически совершенствуются обследования индивидуальных предпринимателей в розничной торговле.
Проводятся работы по реализации новых подходов к исчислению индекса – дефлятора оборота розничной торговли и индекса физического объема оборота оптовой торговли. Это позволит актуализировать действующую методику расчета выпуска, промежуточного потребления и валовой добавленной стоимости по отраслям «Торговля».
В статистике строительства особое внимание уделяется проведению конъюнктурных обследований, таких как обследование инвестиционной активности промышленных предприятий; обследование строительства на садовых и дачных участках, по результатам которого предполагается усовершенствовать методику затрат населения по частному строительству.
Значительное развитие получила статистика доходов домашних хозяйств. С учетом рекомендаций Евростата осуществлено внедрение новой программы обследования бюджетов домашних хозяйств, совершенствуется процедура обработки итогов этого обследования на основе новых программных средств, позволяющих уточнять и развивать методы редактирования, взвешивания, импутации данных.
Гармонизация российской статистической методологии со стандартами и методиками международных организаций с целью создания новой статистической системы, адаптированной к требованиям рыночной экономики, будет продолжена и станет важной предпосылкой информационной поддержки органов государственной власти при принятии взвешенных управленческих решений по развитию социально-экономической сферы России, а также интеграции страны в мировую экономику.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации