3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
Мероприятия, проводимые Госкомстатом России в области международного сотрудничества, нацелены на создание системы взаимоувязанных общероссийских классификаций, статистических показателей и методологий, гармонизированных с требованиями международных стандартов. Важным направлением работы Госкомстата России является изучение требований к качеству статистических показателей международных организаций с целью разработки на их основе рекомендаций по поэтапному сближению российских статистических методик и классификаций с официальными международными стандартами.
Одним из путей проведения данных работ является реализация программы TACIS по статистике. Первоначальный этап сотрудничества с ТАСIS, осуществлявшийся в 1993-94 гг., был основан на общих межгосударственных приоритетах и сосредоточен на взаимном ознакомлении, предварительной помощи в совершенствовании организации национального статистического ведомства и начале работ над тематическими проектами в области статистики.
В последующие годы Госкомстат России продолжил многостороннее сотрудничество с Евростатом и национальными статистическими службами стран ЕС в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и стран Евросоюза. В соответствии со статьей 79 этого Соглашения статистическое сотрудничество направлено на дальнейшее развитие статистических систем, информационной и программно-технологической совместимости статистических данных.
Несмотря на ряд объективных трудностей была успешно завершена реализация проектов программы «Статистика-2». Среди основных задач, которые удалось рас-
смотреть в рамках программы, можно отметить такие, как модернизация обработки и хранения данных, совершенствование методов представления статистической информации с учетом применения современных информационных технологий при распространении информации из статистических баз данных, установление диалога с пользователями статистики. Кроме того, особое место в программе было уделено вопросу концепции профессионального обучения специалистов системы государственной статистики Российской Федерации. В рамках соответствующего проекта подготовлены Рекомендации по совершенствованию непрерывного профессионального обучения персонала российской статистики, проведены региональные семинары по актуальной тематике, оборудованы учебные классы «Статистика».
На осуществлении программы «Статистика-3», направленной на создание перспективной модели функционирования территориальной информационно-статистической системы с учетом потребностей федеральных и региональных органов управления и международных стандартов в области статистики и завершившейся летом 2001 г., сказались сжатые сроки реализации проектов. Тем не менее, напряженная работа специалистов Госкомстата России, территориальных комитетов Госкомстата России и экспертов ЕС принесла реальные положительные результаты по проектам «Определение региональной системы статистических показателей», «Отработка и совершенствование методов статистического наблюдения при организации выборочных обследований малых предприятий в регионах с использованием регистра предприятий», «Создание системы наблюдения за состоянием и развитием индивидуального предпринимательства», «Использование административного и статистического регистров предприятий и организаций в региональной статистике», «Разработка схемы сбора, обработки, хранения, передачи статистической информации», «Обеспечение конфиденциальности статистических данных». Работа в рамках проектов увенчалась выпуском итоговых публикаций, нашедших своих потребителей как среди производителей, так и среди пользователей статистики.
В 2001 г. была начата реализация программы «Статистика-4», основной целью которой явилась разработка единых методических рекомендаций для отраслевой статистики по расчету статистических показателей, взаимоувязанных с показателями системы национальных счетов и отвечающих требованиям международных стандартов.
В настоящее время завершено выполнение программы «Статистика-5», направленной на организацию статистического наблюдения за новыми экономическими явлениями в Российской Федерации, что подразумевало реализацию проектов: по статистике ненаблюдаемой экономики; статистике науки, инноваций и образования; организации регулярных конъюнктурных обследований деловой активности; совершенствованию системы сбора, обработки и распространения данных по промышленному производству.
В целях улучшения качества международного информационного взаимодействия впервые в Федеральную программу статистических работ на 2002 г. был введен раздел «Официальная статистическая информация, представляемая федеральными органами государственной власти Российской Федерации в международные организации». Включение в Федеральную программу данного раздела способствует упорядочению работы с вопросниками, в том числе усилению контроля за сроками их представления в международные организации.
Международный информационный обмен осуществляется на основе периодических вопросников ООН, ОЭСР, МВФ, ЭСКАТО, МОТ, ФАО, ЮНЕСКО и других международных организаций, содержащих статистические данные, разрабатываемые Госкомстатом России.
Для снижения трудозатрат при работе с международными вопросниками планируется создать базу данных «Интеррос», которая будет содержать основные показатели, запрашиваемые у Госкомстата России международными организациями.
Осуществляется информационное взаимодействие с межгосударственными органами стран СНГ. Так, организовано ежеквартальное представление по сети Интернет Секретариату Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) информации о социально-экономическом развитии России. Проводится работа по обеспечению Статкомитета СНГ статистической информацией по специально утвержденному перечню показателей. Со статистическими службами Содружества на регулярной основе осуществляется обмен статистической информацией, официальными публикациями, методологическими разработками, проводятся консультационные встречи экспертов по различным направлениям статистики.
Приоритетной для Госкомстата России является работа, связанная с образованием Союзного государства. Россия и Беларусь одними из первых государств-участников СНГ осознали необходимость более тесной двусторонней интеграции. С целью координации работ по формированию единой статистики в 1996 году был образован Статистический совет Минстата Республики Беларусь и Госкомстата России. Постоянный комитет Союзного государства получает статистическую информацию о состоянии экономики и ходе экономических реформ в России и Беларуси.
Госкомстат России продолжает активное сотрудничество с ОЭСР по реализации программы международных сопоставлений и статистической оценке ненаблюдаемой экономики, а также осуществляет информационное взаимодействие двух организаций, в частности, по таким важнейшим направлениям, как обмен данными и унификация метаинформации в целях обеспечения взаимодействия на уровне баз данных по согласованному перечню статистических показателей. В рамках этих направлений проводились с участием экспертов ОЭСР на территории России семинары и совещания по актуальным направлениям совершенствования статистической деятельности в современных условиях. В октябре 2001 г. подписан Меморандум о взаимопонимании между Госкомстатом России и Директоратом статистики ОЭСР. В начале 2002 г. в России проведен семинар, в ходе которого состоялась презентация для российских пользователей регионального уровня новой версии Руководства по измерению ненаблюдаемой экономики.
Продолжаются работы по реализации концепции развития системы государственной статистики Российской Федерации за счет средств займа МБРР, включающей в себя три основных направления: обучение специалистов государственной статистики, закупку современного компьютерного оборудования, создание новых методологий.
Госкомстат России осуществляет реализацию следующих проектов, финансируемых за счет займов, предоставленных МБРР Российской Федерации с целью оказания содействия в развитии российской статистики в сложный переходный период: Проект «Бюро экономического анализа» (Часть С), Проект развития системы государственной статистики, «Заем на поддержку проведения реформы социальной защиты» (Часть С НОБУС), которые включены в Программу сотрудничества Российской Федерации с Всемирным банком на 2002-2004 гг.
Реализация указанных проектов позволяет решать основные проблемы в рамках технического перевооружения системы Госкомстата России, существенно расширить возможности в области программно-технологического обеспечения. Проектами предусмотрено выполнение ряда работ, направленных на развитие методологического и организационного потенциала Госкомстата России. Организация консультационных услуг сочетается с проведением обучающих мероприятий для специалистов государственной статистики.
Кроме того, в апреле 2002 г. был подписан Меморандум о намерениях по основам совместного проекта по совершенствованию измерения, мониторинга и анализа бедности в России между Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, Всемирным банком и Министерством по делам международного развития Великобритании. Финансирование данного проекта осуществляется за счет средств гранта, предоставленного Министерством по делам международного развития Великобритании.
Одной из основных задач, стоящих перед российской государственной статистикой, является обеспечение сопоставимости статистических данных на международном и национальном уровнях. Решение этой задачи достигается путем создания Госкомстатом России Единой системы статистических классификаторов, гармонизированных с международными классификациями ООН и ЕС и позволяющих получать адекватную картину состояния и развития рыночной экономики.
Сгруппированная по единым правилам в общероссийских классификаторах информация (виды деятельности, продукция, услуги, основные фонды и другие) дает возможность систематизировать и унифицировать информационные ресурсы России в интересах всех разработчиков и пользователей информации. Общероссийские классификаторы становятся, таким образом, ключом к построению информационных систем, регистров, каталогов и баз данных.
Среди разработанных общероссийских классификаторов (31) наибольшее значение имеет внедрение в экономику Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) взамен морально устаревших: Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). В современных условиях проблемным является также продолжение использования и Общероссийского классификатора продукции (ОКП).
Классификаторы ОКОНХ и ОКП разрабатывались в условиях централизованной экономики, означавшей жесткую привязку каждого предприятия к соответствующему министерству (ведомству) бывшего Союза, когда структура отраслей экономики соответствовала структуре органов управления, что для настоящего времени является неприемлемым, поскольку большинство предприятий после их приватизации не имеют никакой ведомственной принадлежности. Кроме этого, статистические данные, разрабатываемые в структуре ОКОНХ и ОКП, трудно переводимы в структуру международных и региональных статистических классификаций ООН (ISIC, CPC) и Европейского союза (NACE, CPA, PRODCOM), что создает проблемы для представления информации о российской экономике в международные статистические публикации.
При внедрении ОКВЭД в статистику и экономику в целом указанные проблемы снимаются в силу того, что он построен на базе международной классификации ООН: ISIC, взаимоувязанной с Европейскими классификациями видов деятельности и продукции по видам деятельности: NACE и CPA.
Успешно развиваются контакты с национальными статистическими службами зарубежных стран, осуществляемые на основе двусторонних соглашений о сотрудничестве в области статистики. В настоящее время таких соглашений более 10 (без учета двусторонних совместных документов с государствами-участниками СНГ). Главным образом сотрудничество на двусторонней основе напрямую зависит от финансовых возможностей стран-партнеров и осуществляется путем обмена статистической информацией, взаимными консультациями экспертов. Следует также отметить, что основной объем совместных работ со странами ЕС осуществляется в рамках проектов программы ТАСIS. Российской статистикой проделан большой объем работы по установлению и активизации контактов, выявлению взаимных интересов между Госкомстатом России и статистическими институтами других стран.
После подписания в декабре 2000 г. в Варшаве Соглашения о сотрудничестве активизировались двусторонние контакты между Госкомстатом России и ЦСУ Польши. В июле 2001 г. в Москве была утверждена программа совместной деятельности на 2001-2002 гг., предполагавшая выпуск совместной публикации и проведение взаимных консультаций по широкому кругу вопросов. Кроме того, стороны согласились с целесообразностью развития рабочих контактов между региональными подразделениями двух организаций. В частности, перспективным представляется организация сотрудничества, предусматривающего выпуск совместных публикаций статистическими комитетами Санкт-Петербурга и Гданьска, являющихся городами-побратимами.
Традиционно активно и плодотворно осуществлялось сотрудничество Госкомстата России с ЦСБ Финляндии в рамках Соглашения о сотрудничестве, подписанного в августе 2000 г. Сотрудничество с финскими экспертами осуществляется в соответствии с согласованным двухлетним планом совместных мероприятий по целому ряду направлений, в числе которых можно отметить статистику окружающей среды, статистику цен и финансов, статистику услуг и международного туризма, выпуск совместных публикаций, организацию выборочных обследований. В 2002 году состоялось подписание нового плана совместных мероприятий, определяющего сотрудничество статистических органов этих стран на 2002-2004 гг.
В последнее время заметно активизировалось сотрудничество Госкомстата России со странами Балтии. В настоящее время готовится к подписанию Соглашение с Департаментом статистики Литовской Республики. В 2001 г. состоялся визит в Москву Директора Департамента статистики Эстонии с целью обсуждения перспектив двустороннего сотрудничества и согласования текста проекта Соглашения.
Кроме того, осуществляются консультации и обмен информацией в рамках подписанных соглашений с национальными статистическими службами Болгарии, Германии, Франции, Италии, Монголии.
Госкомстат России проводит активную работу по расширению сотрудничества со странами региона ЭСКАТО. По итогам двусторонних контактов со статистиками КНР и Вьетнама предполагается продолжить согласование и реализацию вопросов совместной деятельности.
Представители Госкомстата России принимают активное участие в работе крупнейших статистических международных форумов, таких как: сессии МСИ, Статистической Комиссии ООН, пленарные сессии Конференции европейских статистиков (КЕС), заседания координационной группы по программе ТАСIS, сессии рабочей группы экспертов в области статистики.
Специалисты Госкомстата России участвуют в рабочих сессиях ЕЭК ООН, Евростата, ФАО и других международных организаций по национальным счетам, статистике цен, метаданным, ГИС-технологиям, демографическим исследованиям, народонаселению и статистике миграции, продовольственной и сельскохозяйственной статистике, охране окружающей среды, по вопросам взаимодействия с пользователями. Российские эксперты изучают опыт ведущих национальных статистических институтов по основным направлениям статистической деятельности, представляют доклады и сообщения об опыте и подходах, применяемых в Госкомстате России.
В более широком контексте развитие международных связей рассматривается Госкомстатом России через призму общей задачи формирования в России официальной статистики, основанной на передовых достижениях мирового опыта сбора, обработки и распространения статистической информации, способной удовлетворять потребности органов власти и управления, средств массовой информации, населения, научной общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций, т.е. всех пользователей, в разнообразной, объективной и полной статистической информации о происходящих социально-экономических преобразованиях в Российской Федерации.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации