2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
Политика Госкомстата России в области информационных ресурсов строится с учетом новых возможностей, которые открывают современные технологии, исходя из необходимости постоянного укрепления своего места в информационном сообществе и соблюдения требований по информационной безопасности. При этом имеется в виду, что система государственных статистических информационных ресурсов должна способствовать совершенствованию экономического управления, обеспечивать возможность оперативного доступа к информационным базам данных, необходимым для анализа и прогнозирования развития рыночной экономики.
Важнейшее значение приобретает интеграция информационных ресурсов Госкомстата России с ресурсами других министерств и ведомств, осуществляющих сбор и накопление ведомственной статистики, а также выполняющих регистрационные и лицензионные функции.
Под интегрированным информационным ресурсом понимается информация, собранная по линии Госкомстата России и ведомств, необходимая для органов власти и управления.
Система государственных статистических информационных ресурсов включает:
информационные ресурсы системы Госкомстата России;
статистические информационные ресурсы других федеральных органов власти и управления (Минфина России, МНС России, Минтруда России, МВД России, Банка России и других министерств и ведомств).
В свою очередь, информационные ресурсы системы Госкомстата России включают:
информационные ресурсы центрального аппарата Госкомстата России, содержащиеся в Центральной базе статистических данных (ЦБСД), Банке готовых документов (БГД), а также в управлениях Госкомстата России;
информационные ресурсы Главного межтерриториального вычислительного центра Госкомстата России (ГМЦ Госкомстата России);
информационные ресурсы территориальных комитетов государственной статистики Российской Федерации, содержащиеся в Банке данных показателей (БДП) и Банке готовых документов (БГД).
Интеграция информационных ресурсов предполагает комплексное использование однократно введенных в систему данных для решения различного числа взаимосвязанных задач, устранение неконтролируемого дублирования потоков информации и операций по ее преобразованию. При этом предъявляются специфические требования к содержанию и формам выражения экономических данных. В частности, интеграция требует, чтобы данные, в какой бы части системы они не находились, были выражены однозначно, в одном языке, и чтобы они не могли по разному интерпретироваться.
Определяющая роль Госкомстата России в работах по созданию и эксплуатации интегрированного информационного ресурса обусловлена следующим:
существующая система информационного обеспечения статистическими данными органов государственной власти и местного самоуправления строится на основе Федеральной программы статистических работ, которая носит межведомственный характер и аккумулирует официальную статистическую информацию;
Федеральная программа статистических работ выполняется как Госкомстатом России, так и другими федеральными органами государственной власти и управления в соответствии с предметом их ведения (около 60 ведомств формируют собственную отчетность). При этом в рамках интегрированного информационного ресурса статистических данных, необходимых органам власти, доля информации, получаемая и обрабатываемая Госкомстатом России, составляет более 50% (а по оценке для отдельных регионов – 60-65%). Межведомственную координацию статистических работ в рамках Программы осуществляет Госкомстат России, что способствует устранению информационной разобщенности министерств и ведомств, обеспечению единства принципов формирования статистической информации, позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств за счет рационального выбора источников статистической информации;
объединение в рамках интегрированного информационного ресурса данных различных министерств и ведомств позволит минимизировать информационные потоки, поступающие в органы власти, а также устранить имеющиеся противоречия в данных, обусловленные различием применяемого методологического обеспечения.
Создание интегрированного информационного ресурса позволит не только повысить качество информации, предоставляемой органам власти различных уровней, но и проводить единую политику в области информационного обеспечения заинтересованных пользователей. Под этим подразумевается не только техническая и организационная возможность создания интегрированного информационного ресурса, но и целенаправленное формирование потребности у различных потребителей в информации определенного вида.
Развитие системы государственной статистики на основе создания интегрированных статистических информационных ресурсов осуществляется в следующих направлениях:
переход на сквозную технологию сбора, передачи, обработки, накопления, хранения и представления официальной статистической информации;
завершение перехода от отраслевых принципов, основывающихся на обособленном сборе показателей по отрасли, к интегрированным, когда основные индикаторы финансово–экономической деятельности юридических лиц будут собираться в комплексе при соблюдении требований методологического единства;
разработка и внедрение комбинированных методов статистического наблюдения, основанных на сбалансированном использовании собранной органами государственной статистики информации, а также ведомственной статистики и научных расчетов;
развитие методологии выборочных обследований (многоцелевых, многофазных, распределенных во времени выборок), позволяющей проводить более качественные статистические наблюдения и получать обширную и надежную информацию по статистике в различных секторах экономики и социальной сферы.
Совершенствование информационных ресурсов вычислительной системы предполагается проводить в трех основных направлениях: в части формирования и развития единого фонда нормативно-справочной информации, модернизации системы сбора, хранения и обработки данных статистических наблюдений, а также в части формирования взаимоувязанных статистических баз данных для анализа и представления результатов обработки.
Развитие информационных ресурсов в части формирования и использования единого фонда нормативно-справочной информации будет проводиться в рамках работ по созданию Единой информационной системы «Объединенная система регистров» (ОСР), по совершенствованию Каталога статистических показателей (КСП), классификаторов (ЕСКК) и их интеграции вместе с локальными классификаторами в единую систему.
Проект ОСР на предстоящий период должен обеспечить разработку и внедрение новой версии основных регистров, главными задачами которой являются:
полнота охвата статистическим учетом объектов хозяйственной деятельности, используя общероссийские классификаторы в целях создания основы организации статистических наблюдений и разработок на всех уровнях государственной статистики с применением современных методов наблюдений;
повышение качества статистических информационных ресурсов, используя взаимодействие с административными источниками информации;
рациональная организация ресурсов с целью минимизации дублирования информации в различных БД, обеспечение согласованного ведения и информационного взаимодействия всех компонентов: ЕГРПО, БД БОО, ГС, АБК, КСП и др., включая согласованность всех данных, хранящихся в базах;
обеспечение хранения «истории» объекта, развитие системы демографии предприятий.
Развитие информационных ресурсов ИВС в части анализа, представления и распространения информации включает три основные направления – развитие ЦБСД (Центральной базы статистических данных) и отраслевых баз данных, использование технологий хранилищ данных и развитие БГД.
Развитие ЦБСД и отраслевых баз данных планируется за счет расширения и совершенствования системы показателей. Отраслевые базы данных строятся на единых методологических и технологических принципах с использованием единого фонда НСИ. Реализация отраслевых баз данных предполагает минимизацию одинаковой информации, хранящейся в различных базах данных.
Эффективное хранение и использование интегрированных данных для решения аналитических задач в ИВС организуется на основе создания хранилищ данных. Технология хранилищ данных позволит объединять информацию различных баз данных, в том числе баз данных длительного хранения, ЦБСД, региональных и отраслевых баз данных и эффективно использовать ее для анализа различных аспектов развития экономики и социальной сферы.
В качестве инструментальных средств конечного пользователя, предназначенных для формирования нерегламентированных запросов, выполняемых в оперативном режиме, предполагается широкое использование промышленных OLAP-пакетов.
Предусматривается дальнейшее развитие средств автоматизированной подготовки оперативных публикаций на основе специализированного приложения с возможным использованием XML-технологии.
Развитие направлений и способов представления и распространения статистических данных включает электронные способы распространения: Интернет, электронные публикации, организацию электронного доступа в библиотеку Госкомстата России.
Развитие Банка готовых документов (БГД) базируется на внедрении эффективных средств поиска и выборки документов, основанных на Интернет-технологиях. Построен распределенный БГД, включающий федеральный и региональный уровни с обеспечением возможности «прозрачного» доступа. Инструментарий работы с БГД позволяет включать в документы результаты аналитической обработки информации из баз данных, а также расширяет возможности использования графического представления данных.
Для повышения информативности и наглядности представления статистической информации, создания новых видов информационных продуктов и услуг разработана унифицированная геоинформационная система статистики на базе применения ГИС-технологий для анализа и обработки статистических данных.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации