Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
ИВС центрального аппарата Госкомстата России методики
НИИ статистики и другие организации
ИВС ГМЦ Госкомстата России ИВС НИПИстатинформ Федеральный уровень
Сводные данные ПО
ИВС межтерриториальных центров
оперативная и сводная информация, данные учета субъектов
ИВС ТОГР Региональный уровень
межрайонные отделы оперативная информация, данные учета субъектов
Районный уровень
районные отделы статистики
отчетные формы
субъекты учета
Органы районного звена осуществляют первичный сбор, частичный контроль и агрегирование данных, передачу их на региональный уровень, а также информационную поддержку местных органов управления по обеспечению статистической информацией. В некоторых регионах получили развитие межрайонные (кустовые) узлы на базе выделенных районов, в которых осуществляется консолидация, предварительная обработка информации и подготовка отчетов для потребителей информации в данном кусте, в то время как на районный уровень возлагаются функции в основном только первичного сбора отчетности. В зависимости от региона районные звенья могут являться как самостоятельными структурами, так и входить в состав регионального органа статистики.
Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных по отдельным субъектам Российской Федерации, округам, экономическим районам, муниципальным образованиям и органам местного самоуправления (территориальный уровень сбора, обработки, передачи данных) реализуется в виде трех взаимосвязанных схем.
Схема 7: Предприятие – район (сбор, контроль, ввод на технические носители и передача по ЭП) – область, край, республика (свод итогов, досчеты до полного круга объектов учета по области, краю или республике в разрезе автономных округов, районов (городов) и в других предусмотренных программой разрезах и передача по ЭП) – ГМЦ Госкомстата России, автономные округа.
Схема 8: Предприятие – район (сбор, контроль, ввод на технические носители и передача по ЭП) – автономные округа (сбор, контроль, свод итогов, ввод на технические носители и передача по ЭП) – область, край, республика (свод итогов, досчеты до полного круга объектов учета в разрезе автономных округов, районов (городов) и в других предусмотренных программой разрезах и передача по ЭП) – ГМЦ Госкомстата России, автономные округа.
Схема 9: Предприятие – область, край, республика (сбор, контроль, ввод на технические носители, свод итогов, досчеты до полного круга объектов учета по области (краю, республике) в разрезе автономных округов, районов (городов) и в других предусмотренных программой разрезах и передача по ЭП) – ГМЦ Госкомстата России, автономные округа.
В настоящее время существуют следующие типы обработки форм регулярной статистической отчетности предприятий: централизованный, распределенный (районный и межрайонный), а также децентрализованный (от министерств и ведомств).
Централизованная обработка форм производится в органах государственной статистики субъектов Российской Федерации, в том числе, в городах Москве и Санкт-Петербурге. Этот вид обработки подразумевает сбор в территориальных органах государственной статистики бумажных форм и ручной ввод информации с бланков в информационные системы. По окончании ввода производится контроль и корректировка данных и получение сводных таблиц, которые передаются в ГМЦ Госкомстата России.
При распределенной обработке форм в городских, районных и межрайонных отделах территориальных органов Госкомстата России производится ручной ввод информации в базы данных. После ввода и контроля информации соответствующие файлы на дискетах или по каналам связи передаются в областные (краевые, республиканские) комитеты статистики. В среднем, каждый регион России делится на 20-50 районов, которые производят самостоятельную обработку форм по своей территории.
Следует отметить, что как при централизованном типе ввода данных, так и при распределенном на областной уровень передаются в значительных количествах первичные данные (с бланков) и, частично, сводные данные; на федеральный уровень передаются сводные данные. Это связано с большим объемом первичной информации.
В ряде регионов ведутся работы по использованию электронных средств ввода данных непосредственно на предприятиях, а также начаты пилотные проекты ввода данных с использованием машиночитаемых форм статистической отчетности.
Одной из важнейших задач программы реформирования статистики в России является совершенствование электронной обработки данных (ЭОД). Основными особенностями развития технологической схемы электронной обработки данных в переходный период являются:
обработка данных в среде Windows на всех уровнях;
сетевая технология обработки статистической информации;
автоматизация всех этапов обработки, начиная от объектов статистического наблюдения;
формирование баз данных текущей разработки и длительного хранения с использованием промышленных систем управления базами данных (СУБД) в процессе обработки данных;
ориентация на максимальное использование возможностей стандартных пакетов программ для работы пользователя со статистическими данными;
переход к унифицированной системе сбора и обработки статистической информации, предусматривающей стандартизацию форматов обмена информацией, унификацию состава технологических этапов разработки статистических данных, унификацию программного интерфейса регламентной разработки задач ЭОД и унификацию программного интерфейса работы экономиста с базами данных системы ЭОД.
Унификация системы сбора, обработки и обмена данными особенно важна в условиях электронного взаимодействия Госкомстата России с другими министерствами и ведомствами, а также в связи с тем, что Госкомстат России в соответствии с возложенными на него Правительством Российской Федерации обязанностями осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики с целью создания единого информационного ресурса, исключения параллелелизма в работе ведомств и дублирования информации при одновременном снижении нагрузки на отчитывающиеся организации и телекоммуникационные системы.
Технологическая схема электронной обработки статистических данных, построенная на основе унифицированного подхода, базируется на следующих основных положениях:
единая технологическая политика по применению программного обеспечения для электронной обработки статистических данных;
использование возможностей стандартных пакетов программ для работы пользователей с данными;
электронная обработка данных, осуществляемая в условиях ЛВС в архитектуре «клиент-сервер»;
автоматизация всех этапов обработки данных, начиная от объектов статистического наблюдения, при наличии соответствующих организационно-технических условий;
создание системы электронной обработки данных, ориентированной на формирование и использование в процессе обработки баз микро- и макро-данных.
Создание и внедрение унифицированного подхода для разработки статистической информации снижает трудоемкость обработки статистических данных на основе стандартизации процессов ввода, контроля и обработки информации, интеграции в систему ЭОД современных технологических решений и стандартных программных пакетов. Технологическая схема ЭОД строится на максимально возможной унификации модели электронной обработки данных для разных задач.
Перевод электронной обработки статистической информации в операционную среду Windows с одновременной унификацией прикладного программного обеспечения (ПО) ЭОД осуществляется путем поэтапного перепрограммирования прикладного ПО ЭОД.
Действующую технологическую схему по уровням обработки, технологическим этапам, программно-технологическим и техническим средствам можно охарактеризовать следующим образом.
Организация обработки информации на районном уровне:
ведение нормативно-справочной информации (НСИ) – ввод, корректировка НСИ из файлов, полученных от территориального комитета статистики; ввод, корректировка с клавиатуры; печать справочников;
ввод, корректировка информации – ввод, корректировка с клавиатуры; ввод данных, полученных от предприятий в электронном виде;
контроль данных и формирование протоколов контроля на правильность НСИ, арифметический и логический контроль;
формирование файлов после контроля и корректировки в обменных форматах для передачи на региональный уровень и формирование базы данных;
формирование сводных итогов для местных органов и выходных таблиц.
Технологический этап обработки информации на районном уровне выполняется:
при техническом оснащении PENTIUM в операционной среде Windows 95/98 с использованием интегрированной системы статистика-экономиста «СТАТЭК» (подсистема СТ-Форма) и СУБД Visual FoxPro.
Организация обработки информации на региональном уровне:
ведение НСИ – ввод, корректировка НСИ из файлов, полученных из ГМЦ Госкомстата России и/или формируемых на региональном уровне; ввод, корректировка с клавиатуры (для экономиста); печать справочников;
ввод, корректировка информации – ввод с клавиатуры; ввод из файлов, полученных с районного уровня и от предприятий в электронном виде;
формирование справки о поступлении информации;
контроль данных и формирование протоколов контроля на правильность НСИ, арифметический и логический контроль;
формирование фонда данных для обработки;
формирование сводных итогов, контроль итоговых данных, формирование выходных таблиц;
выгрузка массивов данных по объектам наблюдения и итоговых данных в обменных форматах для загрузки в базы данных и в формате DBF для загрузки в любой стандартный пакет Microsoft Office и/или SPSS;
формирование файлов в формате телеграмм для передачи средствами СДС/ЭПС на федеральный уровень;
формирование баз микро- и макроданных длительного хранения для обеспечения оперативных запросов местных органов власти и ведения динамических рядов.
Технологический этап обработки информации на региональном уровне выполняется при техническом оснащении ПЭВМ типа PENTIUM, в ЛВС, в операционной среде Windows 95/98/2000 с использованием интегрированной системы статистика-экономиста «СТАТЭК» (подсистема СТ-Форма) и с использованием СУБД Visual FoxPro на первых семи технологических этапах, а на последнем технологическом этапе в качестве системного программного средства используется Power Builder в сочетании с SQL Server и в качестве прикладного программного обеспечения используется подсистема СТ-АБД системы СТАТЭК.
Организация обработки информации на федеральном уровне (ГМЦ Госкомстата России):
ведение НСИ – ввод НСИ из файлов, выгруженных из классификаторов, генеральной совокупности, электронного экономического описания; ввод, корректировка с клавиатуры; печать справочников; выгрузка НСИ для передачи на региональный уровень в установленных форматах;
ввод, корректировка информации – ввод с клавиатуры; ввод из файлов, полученных с регионального уровня; формирование справки о поступлении информации;
контроль данных и формирование протоколов контроля на правильность НСИ, арифметический, балансовый и логический контроль;
формирование сводных итогов, контроль итоговых данных и формирование таблиц с протоколами контроля;
формирование выходных таблиц;
выгрузка массивов данных по объектам наблюдения и итоговых данных в обменных форматах для загрузки в базы данных и в формате DBF для загрузки в стандартный пакет Microsoft Office и/или SPSS;
формирование баз микро- и макроданных текущего и длительного хранения для обеспечения оперативных запросов, аналитической работы и ведения динамических рядов.
Кроме того, на федеральном уровне, в центральном аппарате Госкомстата России осуществляется:
прием по (ЭП) информации в обменном формате для загрузки в базы данных;
прием информации в формате Excel (операционная среда Windows 95/98/2000);
работа с таблицами ЭОД в Excel и Word (операционная среда Windows 95/98/2000);
формирование баз микро- и макроданных длительного хранения для обеспечения оперативных запросов, аналитической работы и ведения динамических рядов (операционная среда SQL Server, Windows 95/98/2000, при техническом оснащении ПЭВМ /PENTIUM, ЛВС с системным программным средством Power Builder, в качестве прикладного программного обеспечения система СТАТЭК).
Взаимодействие программно-технологических компонентов ИВС определяется отраслевым стандартом СТ-041.1.1995. Передача информации на уровнях регион-центр и район-регион определяется ведомственным стандартом СТОСИ/ЭПС, 01.01.1995. В соответствии с этим стандартом, СТОСИ/ЭПС включает подсистемы электронной почты статистики (ЭПС), системы дистанционного сбора данных в формате телеграмм по телефонным каналам связи (СДС/ЭПС) и системы дистанционного сбора файлов (СДСФ). Междууровневое взаимодействие всех программно-технологических компонентов ИВС осуществляется с помощью обменных массивов как базовых, определенных в соответствии со стандартом СТ-04.1, так и массивов произвольной структуры, определяемых в соответствии с проектными решениями для отдельных компонентов.
В ИВС Госкомстата России для хранения информации применяется технология баз данных Главной администрации регистров (ГАР), который ведет:
Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) – административный регистр;
Банк данных «Бухгалтерская отчетность организаций» (БД БОО);
Генеральную совокупность объектов статистического наблюдения (ГС) – статистический регистр;
Автоматизированный банк классификаторов (АБК);
Субрегистры и т.д.
ЕГРПО включает около 4 млн. предприятий и организаций, создан на базе Общероссийского классификатора ОКПО путем поэтапного наращивания реквизитов, ведется на СУБД Адабас (в ГМЦ Госкомстата России) (интенсивность изменений – 400 тыс. записей в месяц) и функционирует на федеральном и региональном (Clipper) уровнях.
БД БОО – государственная автоматизированная информационная система учета имущественного и финансового положения организаций, результатов их хозяйственной деятельности создана на основе данных бухгалтерской отчетности организаций и ЕГРПО, ведется на СУБД Адабас (в ГМЦ Госкомстата России) и функционирует на федеральном и региональном (Clipper) уровнях.
Статистический регистр (ГС) – информационная система, создана на основе ЕГРПО, БД БОО и данных статистического наблюдения, ведется на СУБД Адабас (в ГМЦ Госкомстата России), функционирует на федеральном и региональном (Clipper) уровнях.
Автоматизированный банк классификаторов (АБК) содержит общероссийские классификаторы, создан для их ведения и является основой нормативно-справочной информации для электронной обработки статистических данных. В настоящее время АБК включает более 300 тыс. объектов, в перспективе – до 1 млн. объектов. Ведется на СУБД MS SQL Server.
Субрегистры ведутся по отраслям и другим классификационным признакам и содержат специфические для данной группы (отрасли) статистические показатели.
Все классификаторы ведутся в ГАР Госкомстата России на основе взаимодействия с ВНИИКИ Госстандарта России. АБК функционирует на федеральном и региональном уровнях. Изменения к классификаторам на региональный уровень поступают из ГМЦ Госкомстата России, за исключением классификатора территорий, изменения к которому, как правило, поступают в ГМЦ с регионального уровня.
Использование общероссийских классификаторов в отчетно-статистической документации и в ЕГРПО обеспечивает представление отчитывающимися организациями в стандартном виде статистических данных, их автоматизированную обработку, сопряжение информационных ресурсов при обмене информацией между системами различных уровней управления.
Центральная база статистических данных (ЦБСД) представляет собой интегрированный информационный ресурс, содержащий информацию по разделам: система национальных счетов, национальное богатство, основные показатели деятельности отраслей российской экономики, институциональные преобразования в экономике, инвестиции, цены и тарифы, трудовые ресурсы, финансы, внешнеэкономическая деятельность, доходы и уровень жизни населения, демографические показатели, правонарушения, природные ресурсы и охрана окружающей среды. В состав ЦБСД входят более 300 информационных фондов, содержащих порядка 2,5 тыс. показателей.
Актуализация информационных фондов ЦБСД осуществляется в соответствии с графиком загрузки информации, причем в режиме пакетной загрузки на основе баз данных ГМЦ Госкомстата России обновляются более половины информационных фондов ЦБСД.
ЦБСД поддерживает также ведение метаинформации, которая включает три уровня: основные статистические термины и понятия по разделам базы данных; пояснения к содержимому информационных фондов; методологические пояснения и комментарии к отдельным показателям.
Развитие средств телекоммуникаций. Для обеспечения передачи по каналам связи все возрастающих объемов информации с расширением номенклатуры услуг, оказываемых информационно-вычислительной системой Госкомстата России, ведутся работы по развитию телекоммуникационной системы Госкомстата России.
В качестве транспортной основы для реализации взаимодействия узлов связи центрального аппарата Госкомстата России и ГМЦ Госкомстата России с территориальными органами государственной статистики для сбора и передачи статистической информации выбрана сеть передачи данных «Атлас», являющаяся составной частью информационно-телекоммуникационной системы специального назначения (ИТКС), созданной в интересах органов государственной власти и имеющая защищенные цифровые каналы.
К началу 1997 года к сети передачи данных «Атлас» было подключено 25, а в 2001 году в данной сети работало 58 территориальных органов Госкомстата России.
Для обеспечения дальнейшего подключения территориальных органов Госкомстата России к сети «Атлас» и в связи с необходимостью улучшения качества и надежности связи, увеличения пропускной способности узла связи ГМЦ Госкомстата России в 2000 году был разработан совместно с ФАПСИ Технический проект развития информационно-телекоммуникационной системы Госкомстата России на базе сети «Атлас».
В соответствии с данным Проектом в 2001 году наряду с электронной почтой статистики, работающей по протоколу Х28, начата эксплуатация электронной почты ФАПСИ, работающей по протоколу Х400, что позволило разгрузить электронную почту статистики для передачи срочной статистической информации. По состоянию на 01.11.03 к сети «Атлас» подключены 67 территориальных органов Госкомстата России.
Для обеспечения более эффективного использования электронной почты ФАПСИ на ГМЦ Госкомстата России в 2001 году установлен электронный почтамт Х400, разработано программное обеспечение шлюза для автоматического взаимодействия электронной почты статистики и электронной почты Х400 сети «Атлас», разработан новый регламент передачи данных по каналам связи.
С 2001 года развитие телекоммуникационных средств подсистемы государственной статистики на базе сети передачи данных «Атлас», а также развитие средств автоматизированного взаимодействия информационно-телекоммуникационных систем федеральных органов исполнительной власти проводится в соответствии с федеральной целевой программой «Создание и развитие ИТКС специального назначения в интересах органов власти на 2001-2007 годы».
Наиболее перспективным решением по организации связи явится использование сети связи с ограниченным доступом, которая будет способна предоставить весь комплекс сетевых услуг (ТСР/IP, HTTP, Mail, организацию виртуальных защищенных сетей VPN) для построения Интернет-сетей при обеспечении в то же время требований по защите информации от НСД. Такими сетями могут явиться СПД «Атлас» при реализации планов, соответствующих спецификации «Атлас-2», или ИТКС при условии реализации соответствующей программы. В настоящее время прорабатывается вопрос подключения территориальных органов Госкомстата России к быстродействующим цифровым каналам связи.
Последней стадией производственного процесса является представление и распространение статистических материалов. При распространении статистической информации используются различные способы и формы представления данных пользователям:
материалы, подготовленные на бумажных носителях;
доступ к базам данных в режиме «on-line»;
публикация на компакт-дисках;
рассылка по электронной почте и/или факсимильной связи;
публикация в Интернет;
межведомственный информационный обмен.
При этом межведомственный обмен осуществляется в форме готовых документов (таблиц) в основном на магнитных носителях.
Важная работа по распространению информации в регионах ведется территориальными органами государственной статистики. Основные формы включают подготовку публикаций в бумажной форме и распространение статистических сборников. Часть информации распространяется по электронной почте.
Подготовка информационно-аналитических материалов и их публикаций является одним из наиболее важных результатов деятельности Госкомстата России, по которой оценивается работа ведомства в целом, поэтому информационной поддержке этих работ в ИВС Госкомстата России уделено значительное внимание. В частности, для подготовки ежемесячных докладов о социально-экономическом положении России используются автоматизированные процедуры сборки готового мастер-документа из отдельных компонентов, которые формируются в отраслевых управлениях. В то же время, собственно заполнение актуальным содержимым этих фрагментов производится в значительной степени «вручную» на основании результатов выполняемых запросов к базам данных. Для верстки готовых публикаций в настоящее время используется MS Office и рассматривается задача внедрения специализированного ПО для издательских систем.
В соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации по статистике Госкомстат России обеспечивает информационную безопасность конфиденциальных данных и защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны. В ИВС Госкомстата России осуществляется обработка трех степеней конфиденциальности: информация, составляющая государственную тайну, информация ограниченного распространения и открытая информация.
В соответствии с «Инструкцией о порядке обработки секретной информации с применением средств вычислительной техники в системе Госкомстата России» обработка информации, составляющей государственную тайну, осуществляется на выделенных рабочих местах (на ПЭВМ, прошедших специальные исследования и специальную лабораторную проверку и имеющих аттестат).
Информация ограниченного распространения обрабатывается:
в ЛВС центрального аппарата Госкомстата России;
в ЛВС ГМЦ Госкомстата России;
в ЛВС НИПИстатинформ Госкомстата России;
в локальных вычислительных сетях 76 территориальных органов и организаций государственной статистики;
на отдельных ПЭВМ 13 территориальных органов государственной статистики;
на отдельных ПЭВМ районных отделов территориальных органов государственной статистики.
Информация ограниченного распространения передается между указанными вычислительными сетями через сети передачи данных «Искра-2» и «Атлас», а также через телефонные каналы общего пользования. Физически информация ограниченного распространения хранится на ряде серверов Госкомстата России и, как правило, представляет собой тематические базы данных: «Алкоголь» (содержащая сведения о производстве и потреблении алкоголя в России), ЕГРПО (Единый государственный регистр предприятий и организаций) и т.д.
Доступ к сети Интернет осуществляется ЛВС через выделенный канал.
Следует подчеркнуть, что существующая ИВС Госкомстата России в целом обеспечивает проведение всех технологических процессов. Однако действующая информационно-вычислительная система Госкомстата России не в полной мере соответствует современным требованиям реформирования статистики ни по своей архитектуре, ни по эксплуатационно-техническим характеристикам, что сдерживает внедрение современных технологий сбора, обработки, хранения и представления статистической информации.
Решение задач реформирования статистики на современном уровне требует дальнейшего развития корпоративной сети на основе внедрения современных ресурсосберегающих информационных технологий, технических, программно-технологических средств и средств телекоммуникаций.
Дальнейшее развитие технических и программно-технологических средств позволит выдержать возрастающие нагрузки, поддерживать связь Госкомстата России с «внешним миром» с соблюдением правил безопасного и удобного доступа.
Важнейшее значение в предстоящий период приобретает интеграция информационных ресурсов Госкомстата России с ресурсами других министерств и ведомств, обеспечивающих сбор и накопление ведомственной статистики, а также осуществляющих регистрационные и лицензионные функции. В первую очередь в эту группу входят МНС России, ГТК России, МВД России, Минэкономразвития России.
Практическая реализация данного принципа предполагает:
переход на сквозную технологию сбора, передачи, обработки, накопления и представления официальной статистической информации с нижнего уровня до федеральных фондов;
разработку и внедрение типовой технологии и стандартов информационного обмена;
использование совместимой системы метаданных, включающей как общероссийские классификаторы, так и единый Каталог статистических показателей.
Наряду с развитием системы НСИ предстоит обеспечить перевод системы сбора и хранения оперативной статистической информации на технологию банков данных.
Стратегическим направлением должно стать наращивание относительной составляющей входного потока данных, вводимых в автоматическом режиме. Системы ввода
данных для обеспечения первичного ввода информации должны развиваться в плане совершенствования методов и внедрения средств сбора данных в электронном виде непосредственно с предприятий, модернизации существующих программных средств для ввода данных с бумажных форм и внедрения средств ввода с использованием сканирования, применения специализированных устройств ввода типа карманных ПК в процессе проведения обследований непосредственно на объектах наблюдения.
Развитие программных средств первичного ввода данных в электронном виде предполагает разработку новых версий программных средств обеспечения ввода и заполнения форм отчетности (с элементами контроля) непосредственно на предприятиях с последующей пересылкой по электронной почте и/или с использованием Интернет-технологий. При этом должна быть обеспечена защита статистической информации от несанкционированного доступа и, возможно, подтверждение правильности заполнения документов или сообщение о наличии ошибок.
Для многих, особенно крупных, предприятий актуальным становится автоматизированное формирование статистической отчетности на основе данных из систем управления финансово-хозяйственной деятельностью.
В развитие вышеизложенного, необходимо предусмотреть унификацию алгоритмов и процедур контроля на всех уровнях системы и внедрение специальных программных средств редактирования и автокорректировки данных при обработке «неответов».
В перспективе развития системы обмена информацией намечается переход от функционирующего в настоящее время технологического процесса обмена массивами данных с использованием электронной почты статистики (ЭПС), дистанционного сбора данных в форме телеграмм по телефонным каналам (СДС/ЭПС) и дистанционного сбора файлов (СДСФ) к процессу с использованием промышленных технологий обмена сообщениями и электронной почты, поддерживающей стандартные Интернет-протоколы, от технологии использования обменных файлов – к репликации фрагментов баз данных путем обмена сообщениями, использования общепринятых стандартов для обмена слабоструктурированными данными, прежде всего, при межведомственном электронном обмене информацией.
Для автоматизированного информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти (в том числе с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам) ведется работа по обеспечению обмена данными в современном XML-формате.
Внедрение сертифицированных модулей электронной цифровой подписи для определения аутентичности источника с целью обеспечения контроля санкционирования переданных данных и сертифицированных модулей шифрования для передачи информации ограниченного распространения по открытым каналам связи будут способствовать совершенствованию технологий сбора и обмена информацией.
Перевод систем сбора, обмена и хранения информации на банковские технологии потребует разработки и внедрения типовых комплексов отчетности в архитектуре реляционной СУБД, с помощью которых данные наблюдений будут редактироваться, обрабатываться и храниться с привязкой к объекту учета. При такой организации изменение или введение новых форм не вызывает необходимости изменения структуры базы данных или перепрограммирования прикладной программы.
В информационно-вычислительной системе Госкомстата России разработано большое количество прикладных программных средств, которые в течение нескольких лет еще будут функционировать. В перспективе политика в области информатизации должна строиться на основе принципа преемственности. В основном, ориентация будет продолжена на продукцию Microsoft, но определение, какой из пакетов программ управления базами данных следует использовать, будет производиться отдельно, с соблюдением принципа конкурсного отбора. Приходится учитывать довольно частое появление новых версий программного обеспечения, которые обновляются под влиянием не только технического развития, но и по маркетинговым соображениям. По-видимому планирование в этой части невозможно из-за очень частого выпуска новой продукции на рынок. Задача в настоящее время сводится к тому, чтобы быстрее переходить к новым версиям Office 2000 и Windows 2000.
Учитывая наращивание вычислительных мощностей локальных сетей развивается направление разработки задач ЭОД в среде Windows. Для всех вновь создаваемых задач ЭОД программное обеспечение разрабатывается в среде Windows. Кроме того, предстоит поэтапный перевод действующего программного обеспечения из среды DOS в среду Windows и создание банка программ ЭОД в среде Windows. Процесс перевода задач ЭОД из среды DOS в среду Windows означает перепрограммирование практически всего существующего фонда программ и создает уникальный момент для принципиальной модификации существующего подхода и планомерного внедрения унифицированного подхода к разработке программного обеспечения задач ЭОД.
В области операционных систем для рабочих станций предстоит осуществить переход к Windows NT Workstation и/или Windows 2000.
Базирование ИВС Госкомстата России на локальных сетях подразделений, основанных на структурированных кабельных системах (СКС), отвечающих международным стандартам, будет продолжено.
Важным направлением развития и внедрения информационных технологий является развитие технологии перевода действующих отраслевых баз данных в СУБД SOL Server 2000, а также создание баз микроданных как на региональном, так и на федеральном уровнях.
В ходе реализации «Программы развития государственной статистической системы до 2005 года» Госкомстатом России проводится работа по развитию и внедрению новых информационных технологий и укреплению технической базы. На основе данной Программы ежегодно разрабатываются планы развития информационно-вычислительной системы (ИВС) Госкомстата России, в которых предусматривается проведение работ в рамках Проекта развития системы государственной статистики (SТАSYS), федеральных и целевых программ «Создание и развитие информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти на 2001-2007 гг.» (ИТКС) и «Электронная Россия».
С целью определения оптимальной архитектуры ИВС Госкомстата России в 2002 году было проведено ее моделирование. Моделирование проводилось с учетом Концепции ее развития на основе построения системы имитационных моделей процесса сбора и обработки статистической отчетности. Динамическая модель обеспечила уточнение требований к ИВС, проверку, метрическую оценку и адаптацию предлагаемых организационных, системотехнических, коммуникационных, технологических и функциональных программных решений.
В 2003 году завершена разработка Технического проекта развития ИВС Госкомстата России и начата реализация обеспечивающих подсистем проекта.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации