logo search
Учебник по оп Карпов

24.4. Стимулирование сбытовой деятельности

Важным вопросом организации сбыта является анализ сбытовых издержек, определение торговых наценок, разработка мероприятий по повышению рентабельности работ, связанных со сбытом товаром и деятельности предприятия в целом. Анализ сбытовых издержек предполагает учет затрат по выполнению следующих функций: транспорт, реализация ассортиментных групп товаров, хранение, контакты, информация, управление продажами и прочие издержки. Практикой установлено, что длинный канал сбыта эффективен при малом объеме продаж, а короткий канал – при значительных масштабах.

Стимулирование сбыта товара начинается с проведения расчета затрат по мотивации с использованием одного из следующих методов:

- исчисления от наличных средств или возможностей товаропроизводителя;

- исчисления в процентах к сумме продаж;

- конкурентного паритета или равновесия в отрасли;

- исчисления исходя из конкретных целей и задач.

Мотивация включает все виды маркетинговой деятельности. Сюда относят разработку концепции маркетинга, информационное обеспечение, исследование рынка, стимулирование повышения конкурентоспособности товара, организацию деятельности подразделений предприятия с позиций маркетинга, рекламу, продвижение товаров, планирование и контроль маркетинга. Средства на мотивацию по каждому из указанных направлений можно подразделить на две части:

1) на оплату всех расходов по решению той или иной задачи (например, оплата информационного обеспечения, исследования рынка и т.п.);

2) на дополнительную оплату или премирование работников любых подразделений предприятия, которые принимали участие в реализации концепции маркетинга.

Осуществлять работу с ориентацией на потенциального потребителя достаточно сложно. В связи с этим качество и напряженность труда при выполнении этих видов деятельности следует стимулировать. Размер вознаграждения (премии) необходимо определять дифференцировано. Кроме материального стимулирования в практической деятельности используются и моральные стимулы. Среди направлений стимулирования маркетологами особо выделяется стимулирование объекта. Это использование многообразных средств, стимулирующего воздействия, призванных ускорить и усилить ответную реакцию рынка. Сюда относят стимулирование потребителей, сферы торговли и торгового персонала.

Стимулирование потребителей может проводиться с применением следующих приемов:

1) распространение образцов товара среди потребителей бесплатно или на апробацию по принципу в «каждую дверь», по почте, путем бесплатного приложения к другому образцу и др.;

2) купоны, дающие право потребителю на оговоренную экономию при покупке конкретного изделия. Их можно рассылать по почте, печатать в газетах, рекламных приложениях;

3) упаковки товаров по льготной цене, когда по сниженной цене продают один вариант расфасовки товара, например, две пачки по одной цене;

4) премии – это товар, предлагаемый по довольно низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого товара;

5) конкурсы с бесплатной выдачей приза;

6) зачетные талоны – это специфический вид премии, которую получают потребители при совершении покупки;

7) экспозиции и демонстрации товара в местах его продажи.

Стимулирование сферы торговли производится с применением следующих подходов: зачеты за покупку, предоставление товаров бесплатно, зачеты дилерам за включение товара в номенклатуру, проведение совместной рекламы, торгового конкурса дилеров, выдача премий и др.

Стимулирование торгового персонала осуществляется путем премирования, проведения конкурсов, конференций продавцов, представление бесплатных или льготных путевок и т.п.