logo
Учебник по оп Карпов

20.1 Состав, значение и задачи транспортного хозяйства

Процесс производства на промышленных предприятиях связан с перемещением большого количества различных грузов. На склады систематически поступает сырье. В технологических цехах полуфабрикаты непрерывно перемещаются от одних рабочих мест к другим. Со складов сырье направляется в цехи, а выработанная продукция – из цехов в склады готовой продукции и далее к потребителям. Перемещается также значительное количество других эксплуатационных материалов. Осуществляя на предприятиях производственную связь между складами, цехами, участками и рабочими местами, промышленный транспорт является органической частью материально-технической базы процесса производства. Поэтому бесперебойная работа предприятий во многом зависит от строгой согласованности транспортных операций и процессов

Транспортное хозяйство представляет собой комплекс технологических средств промышленного предприятия, осуществляющих перевозку сырья, материалов, полуфабрикатов, готовую продукцию и другие грузы по территории предприятия и в отдельных случаях за ее пределами.

Транспортное хозяйство предприятия состоит из транспортных средств и инфраструктуры по их эксплуатации (депо, гаражи, ремонтные мастерские, рельсовые и безрельсовые пути и т.п.).

Задачами транспортного хозяйства промышленных предприятий являются:

- бесперебойное и своевременное перемещение грузов для обеспечения ритмичного протекания технологического процесса;

- рациональный подбор и эффективное использование транспортных средств

- обеспечение высокого уровня механизации и автоматизации транспортных операций;

- сокращение расходов, связанных с перевозкой грузов.

Решение указанных задач продиктовано необходимостью сокращения расходов по содержанию и эксплуатации транспорта в силу того, что величина этих затрат на отдельных предприятиях составляет около 20% от суммы всех косвенных расходов в себестоимости продукции.

Транспорт на промышленных предприятиях классифицируют по назначению и месту действия, видам, способам действия и другим признакам.

По назначению транспорт подразделяется на внешний и внутризаводской транспорт. Внутризаводской транспорт предназначен для перевозки грузов внутри предприятия. Внешний транспорт осуществляет завоз на предприятие сырья, материалов, топлива и вывоз готовой продукции. Эти операции осуществляются периодически в соответствии с условиями снабжения и сбыта, нормами запаса, емкостью складов и осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом.

Внутризаводской транспорт может быть:

– межоперационный – он перемещает полуфабрикаты в последовательности техпроцесса между рабочими местами;

– внутрицеховый – между производственными участками одного и того же цеха;

– межцеховый – осуществляет перемещение сырья и материалов, полуфабрикатов со складов в кладовые цехов, из цеха в цех; готовых изделий из цеха на склад готовой продукции.

Внутризаводской транспорт по видам подразделяется на:

а) рельсовый (железнодорожный). Он применяется на предприятиях, где производят изделия больших габаритов (тяжелое машиностроение);

б) безрельсовый (автомобили, электрокары и др.). Его используют для межцеховых и внутрицеховых перемещений грузов;

в) механический (конвейеры, подвесные пути, элеваторы, лифты). С помощью механического транспорта осуществляются внутризаводские и межоперационные перевозки.

По принципу действия существуют транспортные средства прерывного действия (автомобили и др.) и непрерывного (конвейеры, трубопроводы).

По направлениям движения транспортные средства подразделяются на механизмы горизонтального, вертикального и смешанного перемещения грузов.

По уровню механизации выделяют автоматические транспортные средства, механизированные и ручные.