logo
Учебник по оп Карпов

9.7.Оценка стоимости деловой репутации организации

Одной из важнейших составляющих рыночной стоимости предприятия (бизнеса) является гудвилл (goodwill) или деловая репутация. Возникновение гудвилла обусловлено тем, что на формирование стоимости предприятия (бизнеса) оказывает влияние комплекс факторов, не находящих отражения в бухгалтерском учете:

во-первых, предприятие выступает как целостный имущественный комплекс, а не просто его отдельные элементы. В данном случае гудвилл представляет собой оценку синергетического эффекта, возникающего в результате построения той или иной системы управления;

во-вторых, стоимость бизнеса в целом формируют следующие факторы: конкурентные преимущества, отношения с контрагентами, высокая кредитоспособность, устойчивость клиентуры, культура обслуживания, будущие прибыли, эффективность менеджмента и т. д. Данные факторы учитывают уровень управления предприятием и его стратегическое положение на рынке. Гудвилл – это один из вариантов уточнения оценки, при этом она предполагает ориентировку на текущие рыночные цены.

Фактическая величина «гудвилл» есть сравнение рыночной стоимости материальных и нематериальных активов с контрактной ценой на приобретаемое предприятие. Если контрактная цена превышает рыночную стоимость всех активов, возникает «гудвилл положительный». И наоборот, если контрактная цена ниже рыночной стоимости всех активов, возникает «гудвилл отрицательный».

Как отмечено выше, стоимость деловой репутации может иметь положительное значение – в том случае, если перечисленные факторы увеличивают цену предприятия, а может иметь и отрицательное значение. В последнем случае предприятие за счет неконкурентоспособности, испорченных отношений с контрагентами и т. п. стоит дешевле, чем его чистые активы. Следовательно, цена предприятия формируется так, что покупатель, как правило, либо «переплачивает», либо «недоплачивает» относительно стоимости его (предприятия) чистых активов.

«Гудвилл» как самостоятельный элемент бухгалтерского учета в Республике Беларусь не применяется, но его оценка представляет интерес при продаже предприятия в целом и назначении его рыночной цены.

Алгоритм оценки стоимости гудвилла в зарубежных странах показан в таблице 9.3.

Таблица 9.3. – Алгоритм оценки стоимости деловой репутации организации в зарубежных странах

Показатель

Алгоритм оценки

Комментарии

Оценка гудвилла

,

где; – стоимость гудвилла;

– стоимость материальных активов;

– стоимость нематериальных активов;

– стоимость заемного капитала; – рыночная стоимость действующего предприятия

Если рыночная стоимость действующего предприятия ниже балансовой стоимости чистых активов, то гудвилл будет отрицательным

Отрицательный гудвилл – это потеря стоимости, связанная со снижением чистого операционного дохода, что возможно в связи с физическим, функциональным износом и негативным влиянием экономических факторов.

В ряде случаев стоимость «деловой репутации» предприятия или «гудвилла» может определяться методом избыточной рентабельности, который следует рассматривать как частный случай метода капитализации. Расчеты выполняются в следующей последовательности.

1. Анализируют данные о результатах деятельности предприятий отрасли, к которой относится данное предприятие, и вычисляют среднее по отрасли значение показателя рентабельности собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия).

2. Определяют чистую прибыль предприятия при среднеотраслевом уровне рентабельности, для чего среднеотраслевой показатель рентабельности умножают на собственные средства предприятия.

3. Определяют избыточную прибыль; при этом из фактической чистой прибыли вычитается чистая прибыль при среднеотраслевой рентабельности.

4. Методом капитализации, т. е. делением избыточной прибыли на коэффициент капитализации определяют стоимость «гудвилла».

Деловая репутация («гудвилл») – сложное и противоречивое явление. Однако именно оценка «гудвилла» позволяет более полно учитывать различные факторы производства, к примеру, система управления предприятием, без которых немыслимо существование успешного конкурентоспособного предприятия в современных рыночных условиях.