13.1. Понятие и мотивы объединения предприятий в зарубежных странах
Под объединением предприятий понимается группа юридических лиц, ведущих совместную деятельность на основе консолидации активов или договорных (контактных) отношений для достижения общих целей. Стратегические и экономические мотивы объединения предприятий представлены на рис. 13.1.
Существует широкое разнообразие мотивов и факторов объединения предприятий в зарубежных странах, в основе которых лежит слияния и поглощения компаний. Одним из важнейших мотивов является рост масштабов производства. Слияния и поглощения дают средства, с помощью которых компания может, быстро расти. Зачастую единственной альтернативой этому является более медленный рост через внутреннее расширение. Конкурентные факторы, однако, могут приводить к неэффективности внутреннего роста.
Компании могут приобретать другие компании в расчете на достижение экономических выигрышей. Эти экономические выигрыши могут быть результатом экономии от масштабов или экономии от охвата. Экономией от масштабов является сокращение затрат на единицу продукции, которое происходит, если размер производственной деятельности компании в плане выручки или объема производимой продукции увеличивается. Экономия от охвата происходит, когда предприятие может предложить своим клиентам более широкий диапазон услуг.
Некоторые из этих выигрышей рассматриваются как мотивы горизонтальных и вертикальных поглощений. Горизонтальные сделки представляют собой слияние конкурентов, а вертикальные происходят между покупателем и продавцом сырья или продукции. Хотя считается, что иногда причиной горизонтальных слияний является стремление к силе монополии, исследования в этой области не подтверждают подобное утверждение. Вертикальные сделки иногда дают ценные преимущества, но порой порождают и непредвиденные негативные последствия.
Другие выигрыши могут принимать форму финансовых выгод, когда крупная компания, получающаяся в результате соединения двух или более фирм, имеет лучший доступ к рынкам капитала. Этот лучший доступ может проявляться в более низких затратах на капитал. Однако данный мотив является предметом значительных дебатов среди финансистов. Его важность и обоснованность до сих пор подвергаются сомнению.
Другая мотивация слияний и поглощений может приобретать форму улучшения управления. Поглощающее предприятие считает возможным уплатить премию за компанию-цель, потому что она предвидит выигрыш, которого достигнет, когда применит свои более искусные управленческие навыки к бизнесу компании-цели. С другой стороны, покупатель может ошибочно считать, что сумеет получить более высокую прибыль, чем, по мнению рынка, можно извлечь из компании-цели. Мотивом поглощения может служить высокомерие, а не объективный анализ. Эти два последних мотива являются примерами неизменно присутствующего человеческого фактора, которыми насквозь пропитан этот бизнес. В идеале, тщательный анализ не должен подменяться личными мотивами управляющих. Однако человеческий фактор нельзя недооценивать, поскольку это важная часть мира слияний и поглощений.
В зарубежных странах сложились типы объединений предприятий, которые различаются в зависимости от целей объединения, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий.
Картель - объединение, как правило, предприятий одной отрасли, предполагающее совместную коммерческую деятельность, основанную на регулировании сбыта с помощью установленных квот, цен, условий реализации.
Для картеля характерно наличие следующих признаков:
- договорный характер объединения;
- сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
- совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени, на ее производство.
Различают следующие виды картелей: долевой, закупочный, производственный, кризисный.
Синдикат - разновидность картельного соглашения, которое предполагает, сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом.
К объединениям картельного типа относятся также пулы. Пулом называется объединение предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников. Прибыли участников пула поступают в «общий котел», а затем распределяются между ними в заранее установленной пропорции.
Рис.13.1. – Мотивы и типы объединения организаций в зарубежных странах
Трест - объединение, в котором различные предприятия сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. В тресте объединяются все стороны деятельности предприятий, а не одна какая-нибудь сторона, как в картеле или синдикате. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей либо представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой.
Концерн - это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества. Концерн обычно является объединением производственного характера, в которое входят предприятия разных отраслей, в зависимости от чего концерны носят характер «вертикальных» или «горизонтальных» объединений. Вертикальное объединение охватывает предприятия разных отраслей, производственный процесс которых взаимосвязан. Горизонтальные объединения охватывают предприятия разных отраслей производств, не связанных между собой. Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом).
Консорциум - это временное добровольное объединение предприятий для решения конкретных задач - реализации крупных целевых программ и проектов, в том числе научно-технических, строительных, правоохранных и других. Консорциум может быть создан для реализации государственной программы силами группы предприятий любой формы собственности. По выполнению поставленной задачи консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в иной вид договорного объединения. В мировой практике главенствующее значение имеет финансовый аспект деятельности консорциумов. Как правило, это временное соглашение между рядом держателей финансовых ресурсов (государством, банками, предприятиями, гражданами) для совместного размещения займов, проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба, осуществления крупного промышленного или иного строительства, увеличения выпуска продукции. Консорциумы проводят крупные кредитные операции с объединенными финансовыми ресурсами своих участников в целях ограничения размеров возможных потерь для каждого отдельного участника в случае отрицательных последствий риска и для получения прибыли от посредничества. Конкретные формы консорциумов - это различные формы банковских, промышленных и иных объединений.
Пул - соглашение между самостоятельными предприятиями одной отрасли (разновидность картеля). В отличие от обычного картельного соглашения, предусматривающего минимальный уровень цен на определенный товар, разграничение районов сбыта, квоту каждого участника в общем объеме производства, пул предусматривает кроме этого и создание общего фонда прибыли.
Холдинг представляет собой «держательскую» (материнскую, головную) организацию, которая, обладая контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью. Холдинговые структуры являются многофакторными комплексными образованиями, обеспечивающими последовательное объединение производственных ресурсов, создание крупномасштабных дифференцированных производств, ориентированных на внедрение новейших технических и технологических решений, реализацию различных инвестиционных программ.
Конгломерат - многоотраслевой комплекс предприятий и организаций, структурные звенья которых не имеют между собой функциональных связей, а являются полуавтономными филиалами головной компании. Конгломерат характеризуется широкой децентрализацией управления, когда ответственность за принятие решений и обеспечение прибыльности возлагается на сами филиалы. Высшее управление не занимается текущим планированием и вопросами тактики; оно сосредоточивается лишь на принятии стратегических решений, чаще всего связанных с распределением финансовых ресурсов. Как правило, конгломераты образуются путем поглощения крупной компанией нескольких десятков мелких и средних организаций различных отраслей и сфер деятельности, зачастую не имеющих между собой производственных, сбытовых или других функциональных связей. Данное обстоятельство в сочетании со сложностью и недостаточной гибкостью в управлении конгломератом обусловливают неустойчивость этой формы объединения предприятий, распадающейся при возникновении экономических трудностей. Однако некоторые конгломераты существуют достаточно долго, благодаря умению широко манипулировать финансовыми средствами и быстро приспосабливаться к изменяющейся рыночной конъюнктуре.
- Предисловие
- 1. Предмет, задачи и методы дисциплины
- 1.1. Сущность, закономерности и задачи организации производства
- Элементы
- Преобразования
- Полезные продукты
- Элементы производства
- Рабочая сила
- 1.2. Предмет и содержание дисциплины
- 1.3. Методы дисциплины
- 2. Предприятие как хозяйствующий субъект и как производственная система
- 2.1. Понятие предприятия, его признаки и задачи как хозяйствующего субъекта
- 2.2. Предприятие как производственная система, его признаки и функции
- 2.3. Классификация предприятий
- 2.4. Содержание основных этапов развития предприятия
- 3. Организация предпринимательства
- 3.1. Сущность и основные признаки предпринимательства
- 3.2. Субъекты и формы предпринимательской деятельности
- 3.3. Организация и выбор области предпринимательства
- 4. Организация создания, регистрации, деятельности и ликвидации предприятия.
- 4.1. Последовательность создания и критерии выбора организационной формы коммерческой организации
- 4.2. Регистрация коммерческой организации
- 4.3. Организация деятельности предприятия
- 4.4.Стратегия развития предприятия
- 4.5. Ликвидация предприятия
- 5. Организационно-правовые формы предприятий
- 5.1. Классификация и характеристика организационно-правовых форм
- 5.2. Организационно - экономические основы и управление хозяйственных обществ
- 5.3. Организационно- экономические основы и система управления унитарных предприятий
- 6. Реорганизация предприятия как коммерческой организации
- 6.1. Сущность, формы и способы реорганизации
- 6.2. Функциональная модель реструктуризации предприятия
- 6.3 Методика комплексной оценки эффективности реструктуризации предприятий
- 7. Механизм приватизации государственных унитарных предприятий
- 7.1. Сущность приватизации государственного имущества
- 7.2. Способы, формы и механизм приватизации государственных унитарных предприятий
- 8. Продажа предприятий как имущественных комплексов
- 8.1. Продажа на аукционе
- 8.2. Продажа по конкурсу
- 9. Оценка стоимости предприятия как имущественного комплекса
- 9.1 Регулирование оценочной деятельности в Республике Беларусь
- 9.2 Оценка стоимости предприятия как имущественного комплекса
- 9.3 Оценка стоимости зданий и сооружений
- 9.4 Оценка стоимости машин и оборудования
- 9.5 Оценки стоимости транспортных средств
- 9.6 Оценка стоимости нематериальных активов
- 9.7.Оценка стоимости деловой репутации организации
- 9.8. Оценка стоимости земельных участков
- 9.9. Оценка части предприятия, акции, пакета акций, доли в уставном фонде юридического лица
- 9.10 Особенности оценки стоимости имущества в процедуре экономической несостоятельности (банкротства)
- 10. Концессия предприятия в системе привлечения инвестиций
- 10.1. Правовая основа концессионной деятельности
- 10.2. Порядок и механизм передачи объектов государственной собственности в концессию отечественным и иностранным частным инвесторам
- 11. Аренда предприятия как имущественного комплекса
- 11.1 Понятие и сущность аренды
- 11.2. Арендная плата за производственные здания и сооружения
- 11.3. Определение размера арендной платы за оборудование и транспортные средства.
- Алгоритм расчета арендных платежей за здания и сооружения**)
- 11.4. Особенности аренды предприятия в целом как имущественного комплекса
- 12. Доверительное управление предприятием в контексте либерализации имущественных отношений
- 12.1. Сущность доверительного управления
- 12.2. Доверительное управление ценными бумагами
- 12.3. Доверительное управление предприятием как имущественным комплексом
- 13. Организационно-экономические основы объединения предприятий
- 13.1. Понятие и мотивы объединения предприятий в зарубежных странах
- 13.2. Организационно-правовые основы объединения организаций в Республике Беларусь
- Финансово- промышленная группа
- 13.3. Организационно-экономические основы ассоциаций (союзов)
- 14. Производственная структура предприятия
- 14.1. Понятие производственной структуры предприятия и факторы, воздействующие на нее
- 14.2. Структура основного, вспомогательного и обслуживающего производства
- 14.3. Организация предприятия в пространстве и условия его построения
- 14.4. Показатели и пути совершенствования производственной структуры предприятия
- 15. Организация производственного процесса на предприятиях
- 15.1. Составные части процесса производства и его структура
- 15.2. Принципы рациональной организации производственного процесса
- 15.3. Время производства и производственный цикл
- 15.4. Виды движения предметов труда в пространстве
- 15.5. Пути сокращения длительности производственного цикла
- 16. Организация основного производства
- 16.1. Задачи организации основного производства
- 16.2. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- 16.3. Методы организации производства
- 16.4. Виды поточных линий
- 16.5. Параметры поточных линий и их расчет
- 16. 6. Виды заделов в поточном производстве и их расчет
- 17. Производственная мощность предприятия
- 17.1. Понятие производственной мощности предприятия
- 17.2. Факторы, определяющие производственную мощность и ее использование
- 17.3. Методика расчета производственной мощности
- 17.4. Резервы использования производственной мощности и порядок их выявления
- 18. Организация ремонтного хозяйства
- 18.1 Задачи, значение и состав ремонтного хозяйства
- 18.2. Организация ремонта и технического обслуживания оборудования
- 18.3. Нормативная база и планирование ремонтных работ
- 18.4. Пути совершенствования организации ремонта и технического обслуживания
- 19. Организация энергетического хозяйства
- 19.1 Значение и задачи энергетического хозяйства
- 19.2. Состав, структура и функции энергетического хозяйства
- 19.3. Энергообеспечение и энергосбережение на предприятии
- 19.4. Планирование потребности в энергии
- 20. Организация транспортного хозяйства
- 20.1 Состав, значение и задачи транспортного хозяйства
- 20.2. Организация внутризаводского транспорта
- 20.3. Планирование работы внутрихозяйственного транспорта
- 20.4. Пути совершенствования транспортного хозяйства
- 21. Организация складского хозяйства на предприятии
- 21.1 Задачи и функции складского хозяйства
- 21.2. Организация складского хозяйства предприятия
- 21.3 Тарное хозяйство
- 21.4. Совершенствование деятельности складского хозяйства
- 22. Организация технико-химического контроля качества продукции
- 22.1. Понятие и показатели качества продукции
- 22.2. Элементы системы управления качеством продукции
- 22.3 Сертификация продукции
- 22.4 Организация технико-химического контроля
- 23. Организация материально-технического обеспечения предприятия.
- 23.1 Состав и функции материально-технического обеспечения на предприятии
- 23.2 Организация поставок материальных ресурсов на предприятие
- 23.3 Организация снабжения производственных подразделений
- 23.4. Управление производственными запасами
- 24. Организация сбыта продукции на предприятии
- 24.1. Служба сбыта на предприятии и организация ее деятельности
- 24.2 Принципы сбытовой деятельности и экономическое значение каналов сбыта
- 24.3. Стратегия организации сбыта
- 24.4. Стимулирование сбытовой деятельности
- 25. Организация труда
- 25.1. Понятие, сущность и задачи рациональной организации труда
- 25.2. Разделение и кооперация труда
- 25.3. Виды производственных бригад
- 25.4. Способы совершенствования приемов и методов труда
- 25.5. Показатели эффективности организации труда и резервы роста его производительности
- 25.6. Планирование роста производительности труда
- 25.7. Планирование численности работников предприятия
- 26. Нормирование труда
- 26.1. Роль технического нормирования и норм труда
- 26.2. Методы нормирования и классификация затрат рабочего времени
- 26.3. Назначение и методика проведения хронометража и фотографии рабочего дня
- 26.4. Виды норм труда и методы их установления
- 27. Организация оплаты труда
- 27.1. Принципы организации оплаты труда
- 27.2. Тарифная система оплаты труда
- 27.3. Сдельная и повременная формы оплаты труда
- 27.4. Организация основной заработной платы
- 27.5. Организации премирования работников
- 27.6. Оплата труда руководителя организации
- 28. Коммерческий и хозяйственный расчет на предприятии
- 28.1. Сущность коммерческого и хозяйственного расчета
- 28.2. Принципы коммерческого и хозяйственного расчета
- 28.3. Организация внутризаводских отношений
- 28.4. Планирование производственной деятельности на внутризаводском уровне
- 28.5. Экономические взаимоотношения при внутризаводском расчете
- Литература