3.1. Сущность и основные признаки предпринимательства
Под предпринимательской деятельностью следует понимать самостоятельную, инициативную деятельность юридических лиц и граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода и осуществляемую от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Среди основных ориентиров предпринимательской деятельности следует выделить: рентабельность самостоятельного дела, обеспечение определенного соотношения между издержками и ценами; полученная корректным способом в конкурентной борьбе прибыль, которая выступает как мерило успешной предпринимательской деятельности; и одновременно — стремление к минимальной зависимости от получаемой прибыли.
Исходя из ориентиров, можно определить следующие мотивы предпринимательства: получение максимальной прибыли, заинтересованный творческий подход, потребность в самореализации и самоутверждении предпринимателя как личности, стремление к обладанию прочными позициями на рынке, общественное признание, сохранение начатого дела. При этом целесообразно отметить, что разумно мыслящего предпринимателя интересует не сиюминутная, даже максимальная, прибыль, а «максимализация ситуации в целом», где прибыль только один из компонентов, а сохранение эффективно начатого дела возвышается над прибылью.
Наиболее четко сущность предпринимательства отражают основные его признаки.
Первый признак — независимость хозяйствующих субъектов и экономическая их самостоятельность. В основу поведения субъектов положена не команда сверху, а внутренние побуждения. Производственная самостоятельность в отношении — что, как и для кого производить, решается самостоятельно, исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры. Коммерческая свобода выражается в выборе путей и способов реализации своей продукции, в выборе поставщиков и покупателей, с которыми предприниматель будет иметь дело. Данные экономические связи закрепляются договорами. Производственная и коммерческая самостоятельность связана со свободой в ценообразовании. Но свободу, самостоятельность предпринимателя нельзя абсолютизировать. Свобода всегда относительна. Предприниматель не свободен от рынка.
Второй признак — личная экономическая заинтересованность.
Выгода предпринимателя материализуется в стремлении получить максимальную прибыль. В рыночной экономике хозяйствующий субъект одновременно, преследуя свои особые интересы, «невидимой рукой» направляется к общественным целям, работает на общественные интересы. Таким образом проявляется диалектика и переплетение личных и общественных интересов.
Третий признак предпринимательства — личная ответственность за результаты своей деятельности. Финансовая и экономическая ответственность не распылена. Она лежит на конкретном предпринимателе и не перекладывается на вышестоящие органы. Все это вызывает соответствующую связь между затратами и результатами производства. Так как рынок не уживается с убытками, результаты производства должны быть выше всех видов затрат. Личная экономическая заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет, стимулирует предпринимателя работать в жестком режиме.
Четвертый признак — новаторство и творческий поиск. Предпринимательство неразрывно связано с творческой природой человека, раскрытием его потенциальных возможностей. В конкурентной борьбе для предпринимателя важны не столько цены, сколько качество и обновление продукции. А для этого нужны новая техника и технология, новые формы организации труда, производства и управления, нестандартные решения, творческий подход к оценке ситуации. В конечном итоге предпринимательство становится своего рода способом самореализации личности.
В этой связи различают две модели предпринимательского поведения: классическая, суть которой состоит в максимальной отдаче от имеющихся ресурсов, и инновационная. Последняя модель наиболее перспективна, так как она сводится к поиску новых путей развития производства, использует альтернативные возможности в отношении ресурсов. Критериями этой модели являются уровень научно-технического прогресса, надежность и качество продукции. Поэтому в рыночной экономике пользуется приоритетом мелкое наукоемкое предпринимательство по осуществлению научно-технических проектов, перспективных форм и методов организации производства по отобранным технологиям.
Пятый признак предпринимательства — хозяйственный (или предпринимательский) риск. В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность приходится осуществлять в условиях неопределенности и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возникает риск, т.е. опасность неудачи, непредвиденных потерь.
- Предисловие
- 1. Предмет, задачи и методы дисциплины
- 1.1. Сущность, закономерности и задачи организации производства
- Элементы
- Преобразования
- Полезные продукты
- Элементы производства
- Рабочая сила
- 1.2. Предмет и содержание дисциплины
- 1.3. Методы дисциплины
- 2. Предприятие как хозяйствующий субъект и как производственная система
- 2.1. Понятие предприятия, его признаки и задачи как хозяйствующего субъекта
- 2.2. Предприятие как производственная система, его признаки и функции
- 2.3. Классификация предприятий
- 2.4. Содержание основных этапов развития предприятия
- 3. Организация предпринимательства
- 3.1. Сущность и основные признаки предпринимательства
- 3.2. Субъекты и формы предпринимательской деятельности
- 3.3. Организация и выбор области предпринимательства
- 4. Организация создания, регистрации, деятельности и ликвидации предприятия.
- 4.1. Последовательность создания и критерии выбора организационной формы коммерческой организации
- 4.2. Регистрация коммерческой организации
- 4.3. Организация деятельности предприятия
- 4.4.Стратегия развития предприятия
- 4.5. Ликвидация предприятия
- 5. Организационно-правовые формы предприятий
- 5.1. Классификация и характеристика организационно-правовых форм
- 5.2. Организационно - экономические основы и управление хозяйственных обществ
- 5.3. Организационно- экономические основы и система управления унитарных предприятий
- 6. Реорганизация предприятия как коммерческой организации
- 6.1. Сущность, формы и способы реорганизации
- 6.2. Функциональная модель реструктуризации предприятия
- 6.3 Методика комплексной оценки эффективности реструктуризации предприятий
- 7. Механизм приватизации государственных унитарных предприятий
- 7.1. Сущность приватизации государственного имущества
- 7.2. Способы, формы и механизм приватизации государственных унитарных предприятий
- 8. Продажа предприятий как имущественных комплексов
- 8.1. Продажа на аукционе
- 8.2. Продажа по конкурсу
- 9. Оценка стоимости предприятия как имущественного комплекса
- 9.1 Регулирование оценочной деятельности в Республике Беларусь
- 9.2 Оценка стоимости предприятия как имущественного комплекса
- 9.3 Оценка стоимости зданий и сооружений
- 9.4 Оценка стоимости машин и оборудования
- 9.5 Оценки стоимости транспортных средств
- 9.6 Оценка стоимости нематериальных активов
- 9.7.Оценка стоимости деловой репутации организации
- 9.8. Оценка стоимости земельных участков
- 9.9. Оценка части предприятия, акции, пакета акций, доли в уставном фонде юридического лица
- 9.10 Особенности оценки стоимости имущества в процедуре экономической несостоятельности (банкротства)
- 10. Концессия предприятия в системе привлечения инвестиций
- 10.1. Правовая основа концессионной деятельности
- 10.2. Порядок и механизм передачи объектов государственной собственности в концессию отечественным и иностранным частным инвесторам
- 11. Аренда предприятия как имущественного комплекса
- 11.1 Понятие и сущность аренды
- 11.2. Арендная плата за производственные здания и сооружения
- 11.3. Определение размера арендной платы за оборудование и транспортные средства.
- Алгоритм расчета арендных платежей за здания и сооружения**)
- 11.4. Особенности аренды предприятия в целом как имущественного комплекса
- 12. Доверительное управление предприятием в контексте либерализации имущественных отношений
- 12.1. Сущность доверительного управления
- 12.2. Доверительное управление ценными бумагами
- 12.3. Доверительное управление предприятием как имущественным комплексом
- 13. Организационно-экономические основы объединения предприятий
- 13.1. Понятие и мотивы объединения предприятий в зарубежных странах
- 13.2. Организационно-правовые основы объединения организаций в Республике Беларусь
- Финансово- промышленная группа
- 13.3. Организационно-экономические основы ассоциаций (союзов)
- 14. Производственная структура предприятия
- 14.1. Понятие производственной структуры предприятия и факторы, воздействующие на нее
- 14.2. Структура основного, вспомогательного и обслуживающего производства
- 14.3. Организация предприятия в пространстве и условия его построения
- 14.4. Показатели и пути совершенствования производственной структуры предприятия
- 15. Организация производственного процесса на предприятиях
- 15.1. Составные части процесса производства и его структура
- 15.2. Принципы рациональной организации производственного процесса
- 15.3. Время производства и производственный цикл
- 15.4. Виды движения предметов труда в пространстве
- 15.5. Пути сокращения длительности производственного цикла
- 16. Организация основного производства
- 16.1. Задачи организации основного производства
- 16.2. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- 16.3. Методы организации производства
- 16.4. Виды поточных линий
- 16.5. Параметры поточных линий и их расчет
- 16. 6. Виды заделов в поточном производстве и их расчет
- 17. Производственная мощность предприятия
- 17.1. Понятие производственной мощности предприятия
- 17.2. Факторы, определяющие производственную мощность и ее использование
- 17.3. Методика расчета производственной мощности
- 17.4. Резервы использования производственной мощности и порядок их выявления
- 18. Организация ремонтного хозяйства
- 18.1 Задачи, значение и состав ремонтного хозяйства
- 18.2. Организация ремонта и технического обслуживания оборудования
- 18.3. Нормативная база и планирование ремонтных работ
- 18.4. Пути совершенствования организации ремонта и технического обслуживания
- 19. Организация энергетического хозяйства
- 19.1 Значение и задачи энергетического хозяйства
- 19.2. Состав, структура и функции энергетического хозяйства
- 19.3. Энергообеспечение и энергосбережение на предприятии
- 19.4. Планирование потребности в энергии
- 20. Организация транспортного хозяйства
- 20.1 Состав, значение и задачи транспортного хозяйства
- 20.2. Организация внутризаводского транспорта
- 20.3. Планирование работы внутрихозяйственного транспорта
- 20.4. Пути совершенствования транспортного хозяйства
- 21. Организация складского хозяйства на предприятии
- 21.1 Задачи и функции складского хозяйства
- 21.2. Организация складского хозяйства предприятия
- 21.3 Тарное хозяйство
- 21.4. Совершенствование деятельности складского хозяйства
- 22. Организация технико-химического контроля качества продукции
- 22.1. Понятие и показатели качества продукции
- 22.2. Элементы системы управления качеством продукции
- 22.3 Сертификация продукции
- 22.4 Организация технико-химического контроля
- 23. Организация материально-технического обеспечения предприятия.
- 23.1 Состав и функции материально-технического обеспечения на предприятии
- 23.2 Организация поставок материальных ресурсов на предприятие
- 23.3 Организация снабжения производственных подразделений
- 23.4. Управление производственными запасами
- 24. Организация сбыта продукции на предприятии
- 24.1. Служба сбыта на предприятии и организация ее деятельности
- 24.2 Принципы сбытовой деятельности и экономическое значение каналов сбыта
- 24.3. Стратегия организации сбыта
- 24.4. Стимулирование сбытовой деятельности
- 25. Организация труда
- 25.1. Понятие, сущность и задачи рациональной организации труда
- 25.2. Разделение и кооперация труда
- 25.3. Виды производственных бригад
- 25.4. Способы совершенствования приемов и методов труда
- 25.5. Показатели эффективности организации труда и резервы роста его производительности
- 25.6. Планирование роста производительности труда
- 25.7. Планирование численности работников предприятия
- 26. Нормирование труда
- 26.1. Роль технического нормирования и норм труда
- 26.2. Методы нормирования и классификация затрат рабочего времени
- 26.3. Назначение и методика проведения хронометража и фотографии рабочего дня
- 26.4. Виды норм труда и методы их установления
- 27. Организация оплаты труда
- 27.1. Принципы организации оплаты труда
- 27.2. Тарифная система оплаты труда
- 27.3. Сдельная и повременная формы оплаты труда
- 27.4. Организация основной заработной платы
- 27.5. Организации премирования работников
- 27.6. Оплата труда руководителя организации
- 28. Коммерческий и хозяйственный расчет на предприятии
- 28.1. Сущность коммерческого и хозяйственного расчета
- 28.2. Принципы коммерческого и хозяйственного расчета
- 28.3. Организация внутризаводских отношений
- 28.4. Планирование производственной деятельности на внутризаводском уровне
- 28.5. Экономические взаимоотношения при внутризаводском расчете
- Литература