20.2. Организация внутризаводского транспорта
Основными вопросами организации работы внутризаводского транспорта являются:
выявление номенклатуры грузов, подлежащих перемещению;
определение грузопотоков;
маршрутизация перевозок;
выбор типа и расчет количества необходимых транспортных средств.
Исходными материалами для составления номенклатуры грузов служат: производственная программа предприятия или цеха, планы снабжения и сбыта, данные расчетов производственного потока. Все предметы, подлежащие перемещению, объединяют в отдельные группы и подгруппы. При этом учитывают свойства и назначение грузов, направления перемещения, особенности транспортирования.
Грузопоток показывает направление перемещения грузов. Он характеризуется также мощностью и режимом. Под мощностью грузопотока понимается количество грузов, перемещаемых в единицу времени. Для выявления грузопотоков составляют шахматную ведомость грузооборота. По вертикали отмечают пункты отправления, по горизонтали – пункты назначения, в соответствующих клетках – количество, а по возможности и виды грузов, перемещаемых между этими пунктами. Шахматная ведомость показывает полный объем перемещения грузов на предприятии, т. е. его грузооборот, все грузопотоки и их мощность.
Маршрутизация перевозок производится с целью строгого регламентирования в пространстве отдельных транспортных средств. Маршруты выделяют для обслуживания одного или нескольких грузопотоков. Каждый из них характеризуется определенным расстоянием перемещения, скоростью, количеством и продолжительностью остановок в пути.
На основе анализа грузопотоков устанавливают рациональную схему маршрутов движения. Они подразделяются на два основных вида: маятниковые и кольцевые. Маятниковые маршруты устанавливаются между двумя пунктами. Они могут быть односторонними, когда транспортные средства двигаются в одну сторону с грузом, а в другую – без груза, двухсторонними, когда грузы транспортируются в обоих направлениях, и веерными, т.е. маятниковыми (рис. 20.1).
Кольцевые маршруты устанавливаются при обслуживании ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного пункта к другому. Кольцевой маршрут может быть с равномерно нарастающим и уменьшающимся объемом груза (рис.20.2).
О дностороннее Веерное Двухстороннее
Рис. 20.1 – Схемы маршрутов
Рис. 20.2 – Схема кольцевого маршрута
Кольцевая система снижает холостые пробеги. На промышленных предприятиях, где осуществляется маятниковый тип транспортировки и при том односторонний негативно отражается на эффективности работы транспорта.
На основе анализа грузопотоков и объема перевозок по каждой группе грузов выбираются транспортные средства, и рассчитывается потребность в них.
При маятниковой системе расчет потребного количества транспортных средств производится по формуле:
где Q – груз, который должен быть перевезен за сутки между двумя точками, т;
tд – время передвижения, мин;
tпр – время погрузки-разгрузки, мин;
q – грузоподъемность транспортных средств, т;
tсм – продолжительность работы за смену, мин;
Кгр – коэффициент грузоподъемности.
При кольцевой системе расчет потребного количества транспортных средств определяется как:
где m – число пунктов потребления грузов.
На промышленных предприятиях с поточным производством, предметной специализацией цехов, наличием в основном цеховых складов и четкой их специализацией организация работы внутризаводского транспорта значительно упрощается.
Организация транспортного хозяйства должна обеспечивать правильное использование транспортных средств, внедрение научных методов организации труда, механизацию транспортных операций и погрузочно-разгрузочных работ.
На промышленных предприятиях применяются две системы эксплуатации транспортных средств: централизованная и децентрализованная. В централизованном порядке выполняются работы внешнего и частично межцехового транспорта. Доставка сырья, материалов, топлива, оборудования на предприятия производится в основном централизованным железнодорожным и автомобильным транспортом. Для доставки потребителям готовой продукции также преимущественно используется специализированный централизованный транспорт.
Внутрицеховые перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов, тары осуществляются децентрализовано с помощью транспортных средств, находящихся в распоряжении предприятия.
Значительный экономический эффект в работе транспортных средств достигается при закреплении транспортных рабочих за обслуживаемыми цехами, участками и даже за отдельными транспортными механизмами. На автомобильных перевозках можно применять два способа организации погрузочно-разгрузочных работ. При нерегулярных рейсах грузчики обслуживают только закрепленные машины. При такой организации труда погрузочно-разгрузочные работы выполняются вручную. Поэтому их производительность труда весьма низкая. В условиях стабильности грузопотоков, когда рейсы машин в одни и те же места повторяются регулярно, пункты погрузки и выгрузки оснащаются ленточными транспортерами, штабелеукладчиками и другими средствами механизации, а на участках погрузки и выгрузки рабочие обслуживают все участвующие в перевозках автомашины.
Уровень работы внутризаводского транспорта характеризуется системой показателей. К количественным показателям относятся грузооборот и объем погрузочно-разгрузочных работ.
Грузооборот предприятия представляет собой количество прибывающих, отправленных и перемещенных на территории предприятия грузов за определенный промежуток времени (год, квартал, месяц, сутки).
Объем и структура грузооборота дают возможность правильно определить объем погрузочно-разгрузочных работ, выбрать наиболее рациональные транспортные средства и рассчитать потребность в них. Объем погрузочно-разгрузочных работ предприятия определяется числом погруженных, выгруженных и перегруженных физически тонн. Этот показатель выражается числом тонно-операций и количеством нормо-часов для выполнения запланированного объема работ. Число тонно-операций исчисляется как произведение величины переработанных грузов на количество погрузочно-разгрузочных и транспортных операций.
Основными качественными показателями работы транспорта являются: скорость движения, использование грузопоточности, пробега, рабочего времени машин, а также трудоемкость и себестоимость транспортных услуг.
Качественные показатели работы внутризаводского транспорта могут служить основой для проведения тщательного анализа использования транспортных средств и выявления наиболее экономически эффективного вида транспорта.
- Предисловие
- 1. Предмет, задачи и методы дисциплины
- 1.1. Сущность, закономерности и задачи организации производства
- Элементы
- Преобразования
- Полезные продукты
- Элементы производства
- Рабочая сила
- 1.2. Предмет и содержание дисциплины
- 1.3. Методы дисциплины
- 2. Предприятие как хозяйствующий субъект и как производственная система
- 2.1. Понятие предприятия, его признаки и задачи как хозяйствующего субъекта
- 2.2. Предприятие как производственная система, его признаки и функции
- 2.3. Классификация предприятий
- 2.4. Содержание основных этапов развития предприятия
- 3. Организация предпринимательства
- 3.1. Сущность и основные признаки предпринимательства
- 3.2. Субъекты и формы предпринимательской деятельности
- 3.3. Организация и выбор области предпринимательства
- 4. Организация создания, регистрации, деятельности и ликвидации предприятия.
- 4.1. Последовательность создания и критерии выбора организационной формы коммерческой организации
- 4.2. Регистрация коммерческой организации
- 4.3. Организация деятельности предприятия
- 4.4.Стратегия развития предприятия
- 4.5. Ликвидация предприятия
- 5. Организационно-правовые формы предприятий
- 5.1. Классификация и характеристика организационно-правовых форм
- 5.2. Организационно - экономические основы и управление хозяйственных обществ
- 5.3. Организационно- экономические основы и система управления унитарных предприятий
- 6. Реорганизация предприятия как коммерческой организации
- 6.1. Сущность, формы и способы реорганизации
- 6.2. Функциональная модель реструктуризации предприятия
- 6.3 Методика комплексной оценки эффективности реструктуризации предприятий
- 7. Механизм приватизации государственных унитарных предприятий
- 7.1. Сущность приватизации государственного имущества
- 7.2. Способы, формы и механизм приватизации государственных унитарных предприятий
- 8. Продажа предприятий как имущественных комплексов
- 8.1. Продажа на аукционе
- 8.2. Продажа по конкурсу
- 9. Оценка стоимости предприятия как имущественного комплекса
- 9.1 Регулирование оценочной деятельности в Республике Беларусь
- 9.2 Оценка стоимости предприятия как имущественного комплекса
- 9.3 Оценка стоимости зданий и сооружений
- 9.4 Оценка стоимости машин и оборудования
- 9.5 Оценки стоимости транспортных средств
- 9.6 Оценка стоимости нематериальных активов
- 9.7.Оценка стоимости деловой репутации организации
- 9.8. Оценка стоимости земельных участков
- 9.9. Оценка части предприятия, акции, пакета акций, доли в уставном фонде юридического лица
- 9.10 Особенности оценки стоимости имущества в процедуре экономической несостоятельности (банкротства)
- 10. Концессия предприятия в системе привлечения инвестиций
- 10.1. Правовая основа концессионной деятельности
- 10.2. Порядок и механизм передачи объектов государственной собственности в концессию отечественным и иностранным частным инвесторам
- 11. Аренда предприятия как имущественного комплекса
- 11.1 Понятие и сущность аренды
- 11.2. Арендная плата за производственные здания и сооружения
- 11.3. Определение размера арендной платы за оборудование и транспортные средства.
- Алгоритм расчета арендных платежей за здания и сооружения**)
- 11.4. Особенности аренды предприятия в целом как имущественного комплекса
- 12. Доверительное управление предприятием в контексте либерализации имущественных отношений
- 12.1. Сущность доверительного управления
- 12.2. Доверительное управление ценными бумагами
- 12.3. Доверительное управление предприятием как имущественным комплексом
- 13. Организационно-экономические основы объединения предприятий
- 13.1. Понятие и мотивы объединения предприятий в зарубежных странах
- 13.2. Организационно-правовые основы объединения организаций в Республике Беларусь
- Финансово- промышленная группа
- 13.3. Организационно-экономические основы ассоциаций (союзов)
- 14. Производственная структура предприятия
- 14.1. Понятие производственной структуры предприятия и факторы, воздействующие на нее
- 14.2. Структура основного, вспомогательного и обслуживающего производства
- 14.3. Организация предприятия в пространстве и условия его построения
- 14.4. Показатели и пути совершенствования производственной структуры предприятия
- 15. Организация производственного процесса на предприятиях
- 15.1. Составные части процесса производства и его структура
- 15.2. Принципы рациональной организации производственного процесса
- 15.3. Время производства и производственный цикл
- 15.4. Виды движения предметов труда в пространстве
- 15.5. Пути сокращения длительности производственного цикла
- 16. Организация основного производства
- 16.1. Задачи организации основного производства
- 16.2. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- 16.3. Методы организации производства
- 16.4. Виды поточных линий
- 16.5. Параметры поточных линий и их расчет
- 16. 6. Виды заделов в поточном производстве и их расчет
- 17. Производственная мощность предприятия
- 17.1. Понятие производственной мощности предприятия
- 17.2. Факторы, определяющие производственную мощность и ее использование
- 17.3. Методика расчета производственной мощности
- 17.4. Резервы использования производственной мощности и порядок их выявления
- 18. Организация ремонтного хозяйства
- 18.1 Задачи, значение и состав ремонтного хозяйства
- 18.2. Организация ремонта и технического обслуживания оборудования
- 18.3. Нормативная база и планирование ремонтных работ
- 18.4. Пути совершенствования организации ремонта и технического обслуживания
- 19. Организация энергетического хозяйства
- 19.1 Значение и задачи энергетического хозяйства
- 19.2. Состав, структура и функции энергетического хозяйства
- 19.3. Энергообеспечение и энергосбережение на предприятии
- 19.4. Планирование потребности в энергии
- 20. Организация транспортного хозяйства
- 20.1 Состав, значение и задачи транспортного хозяйства
- 20.2. Организация внутризаводского транспорта
- 20.3. Планирование работы внутрихозяйственного транспорта
- 20.4. Пути совершенствования транспортного хозяйства
- 21. Организация складского хозяйства на предприятии
- 21.1 Задачи и функции складского хозяйства
- 21.2. Организация складского хозяйства предприятия
- 21.3 Тарное хозяйство
- 21.4. Совершенствование деятельности складского хозяйства
- 22. Организация технико-химического контроля качества продукции
- 22.1. Понятие и показатели качества продукции
- 22.2. Элементы системы управления качеством продукции
- 22.3 Сертификация продукции
- 22.4 Организация технико-химического контроля
- 23. Организация материально-технического обеспечения предприятия.
- 23.1 Состав и функции материально-технического обеспечения на предприятии
- 23.2 Организация поставок материальных ресурсов на предприятие
- 23.3 Организация снабжения производственных подразделений
- 23.4. Управление производственными запасами
- 24. Организация сбыта продукции на предприятии
- 24.1. Служба сбыта на предприятии и организация ее деятельности
- 24.2 Принципы сбытовой деятельности и экономическое значение каналов сбыта
- 24.3. Стратегия организации сбыта
- 24.4. Стимулирование сбытовой деятельности
- 25. Организация труда
- 25.1. Понятие, сущность и задачи рациональной организации труда
- 25.2. Разделение и кооперация труда
- 25.3. Виды производственных бригад
- 25.4. Способы совершенствования приемов и методов труда
- 25.5. Показатели эффективности организации труда и резервы роста его производительности
- 25.6. Планирование роста производительности труда
- 25.7. Планирование численности работников предприятия
- 26. Нормирование труда
- 26.1. Роль технического нормирования и норм труда
- 26.2. Методы нормирования и классификация затрат рабочего времени
- 26.3. Назначение и методика проведения хронометража и фотографии рабочего дня
- 26.4. Виды норм труда и методы их установления
- 27. Организация оплаты труда
- 27.1. Принципы организации оплаты труда
- 27.2. Тарифная система оплаты труда
- 27.3. Сдельная и повременная формы оплаты труда
- 27.4. Организация основной заработной платы
- 27.5. Организации премирования работников
- 27.6. Оплата труда руководителя организации
- 28. Коммерческий и хозяйственный расчет на предприятии
- 28.1. Сущность коммерческого и хозяйственного расчета
- 28.2. Принципы коммерческого и хозяйственного расчета
- 28.3. Организация внутризаводских отношений
- 28.4. Планирование производственной деятельности на внутризаводском уровне
- 28.5. Экономические взаимоотношения при внутризаводском расчете
- Литература