24.2 Принципы сбытовой деятельности и экономическое значение каналов сбыта
Эффективный сбыт продукции является важнейшим направлением повышения финансовой устойчивости товаропроизводителей. По мере формирования и развития рыночных отношений проблема сбыта продукции все более усложняется. Становится недостаточной деятельность, направленная на изучение спроса и производства продукции в соответствии с запросами промежуточных и конечных потребителей. Важно выработать канал распределения и найти надежных партнеров в сфере сбыта. Производство товара может стабильно развиваться только тогда, когда налажен и гарантирован его сбыт.
К числу одного из важнейших условий сбыта продукции относится установление оптимальных каналов товародвижения. Практически ни в одной стране мира не существует единой универсальной системы, а тем более программы сбытовых отношений между категориями товаропроизводителей. Каждое государство, торговое объединение, предприятие и т.д. основывается на определенных принципах маркетинговой деятельности, которая реализуется посредством организационного, нормативно-правового и научно-методического обеспечения процесса.
К числу организационных мероприятий относятся участие в формировании государственных и региональных ресурсов на конкурсном размещении их среди поставщиков и заготовителей, проведения государственных закупочных интервенций и залоговых операций, заключение межрегиональных соглашений по поставкам, содействие в создании и обеспечение функционирования региональных торгово-закупочных организаций, интегрированных объединений.
Нормативно-правовое обеспечение предполагает инициирование, участие в разработке, содействие в принятии и выполнении законов, положений, правил, уставов и других документов, регламентирующих производственно-сбытовую деятельность.
Научно-методическое обеспечение – это обобщение опыта по вопросам сбыта, постоянное повышение квалификации кадров, внедрение прогрессивных форм сбыта, организация исследования рынка.
Эффективное согласование спроса и предложения требует наличия посредников. Необходимость создания сбытовой структуры обусловлена тем, что изготовитель неспособен надлежащим образом выполнить все обязанности и функции, определяемые требованиями товарно-денежного обмена в соответствии с ожиданиями потребителей. Использование посредников в товаропроводящей сети означает для предприятия потерю контроля над отдельными элементами коммерциализации. Поэтому для предприятия стратегическим решением является выбор такой сбытовой сети, которая отвечала бы его целям деятельности.
Сбытовую сеть следует рассматривать как структуру, которая сформирована партнерами для участия в конкурентном процессе обмена. Цель этой структуры состоит в обеспечении товарами и услугами индивидуальных потребителей или индустриальных пользователей. В рамках структуры партнерами становятся изготовители, торговые посредники и покупатели. Для осуществления сбытовой деятельности необходимо выполнять определенные функции:
- изучение результатов сегментации рынка и планирование рекламы;
- учет и контроль выполнения договоров;
- разработка плана отгрузки товаров клиентам;
- организация приема, упаковки, сортировки, хранения и отгрузки изделий потребителям;
- информационное, ресурсное и техническое обеспечение сбыта продукции;
- стимулирование процесса сбыта;
- установление обратной связи с потребителями товаров и услуг.
Реализация на практике перечисленных функций приводит к возникновению коммерческих потоков распределения между участниками процесса обмена. Потоки действуют во взаимно противоположных направлениях. В канале сбыта выделяют следующие типы потоков:
1) поток прав собственности. Права собственности на товар переходят от одних собственников к другим;
2) физический поток. Последовательное физическое перемещение изделий от производителя через посредников к потребителю;
3) поток заказов. Поступление заказов от потребителей и посредников к производителям;
4) финансовый поток. Движение различных выплат, комиссионных и т.д. от покупателя к производителю и посредникам;
5) поток информации. По направлению производителя идет информация о рынке, а сведения о предлагаемых товарах по инициативе изготовителя и посредников поступают на рынок.
Стержневым является вопрос о том, кто из участников сбытовой сети будет их выполнять. На практике присутствует большое разнообразие в распределении функций не только для разных рынков, но и даже в пределах одного рынка.
Относительно высокий уровень затрат по сбыту товаров побуждает предприятие к поиску более совершенных методов осуществления этого процесса. Передача функций сбыта продукции посредникам оправдана в том случае, если они в Сулу своей специализации способны ее выполнять с меньшими затратами, чем само предприятие.
Более выгодное положение дистрибъютеров (сбытовиков) по отношению к производителям проявляется через следующие факторы.
1. Сокращение числа контактов обеспечивается путем организации торговли через оптового представителя, т.е. путем централизации. Она эффективна за счет уменьшения числа действий между заинтересованными сторонами по обеспечению согласования предложения и спроса.
2. Экономия на масштабах сбытовых операций проявляется за счет группировки предложений от различных изготовителей. Посредник способен выполнить определенные функции в более значимом объеме, нежели отдельный производитель.
3. Уменьшение функционального несоответствия между поставщиками и заказчиками также обеспечивается организацией сбыта через посредников. Закупая оптом товары, осуществляя их хранение и разбивая на небольшие партии, торговцы предоставляют возможность производителям и потребителям иметь дело с удобными для них масштабами поставок. В противном случае предприятие должно выпускать товары мелкими партиями или создавать у себя большие запасы. Это приводит к росту издержек.
4. Улучшение ассортимента товара является одним из требований покупателя. Производитель предлагает, как правило, ограниченный набор товаров, но в большом объеме, что определяется требованиями однородности в производстве, сырьем, технологией изготовления. Роль посредника состоит в обеспечении покупателя разнообразными товарами за счет продукции различных изготовителей.
5. Улучшение обслуживания покупателя обеспечивается тогда, когда этим занимается посредник. Он ближе находится к покупателю, лучше знает местные традиции и условия применения товара.
- Предисловие
- 1. Предмет, задачи и методы дисциплины
- 1.1. Сущность, закономерности и задачи организации производства
- Элементы
- Преобразования
- Полезные продукты
- Элементы производства
- Рабочая сила
- 1.2. Предмет и содержание дисциплины
- 1.3. Методы дисциплины
- 2. Предприятие как хозяйствующий субъект и как производственная система
- 2.1. Понятие предприятия, его признаки и задачи как хозяйствующего субъекта
- 2.2. Предприятие как производственная система, его признаки и функции
- 2.3. Классификация предприятий
- 2.4. Содержание основных этапов развития предприятия
- 3. Организация предпринимательства
- 3.1. Сущность и основные признаки предпринимательства
- 3.2. Субъекты и формы предпринимательской деятельности
- 3.3. Организация и выбор области предпринимательства
- 4. Организация создания, регистрации, деятельности и ликвидации предприятия.
- 4.1. Последовательность создания и критерии выбора организационной формы коммерческой организации
- 4.2. Регистрация коммерческой организации
- 4.3. Организация деятельности предприятия
- 4.4.Стратегия развития предприятия
- 4.5. Ликвидация предприятия
- 5. Организационно-правовые формы предприятий
- 5.1. Классификация и характеристика организационно-правовых форм
- 5.2. Организационно - экономические основы и управление хозяйственных обществ
- 5.3. Организационно- экономические основы и система управления унитарных предприятий
- 6. Реорганизация предприятия как коммерческой организации
- 6.1. Сущность, формы и способы реорганизации
- 6.2. Функциональная модель реструктуризации предприятия
- 6.3 Методика комплексной оценки эффективности реструктуризации предприятий
- 7. Механизм приватизации государственных унитарных предприятий
- 7.1. Сущность приватизации государственного имущества
- 7.2. Способы, формы и механизм приватизации государственных унитарных предприятий
- 8. Продажа предприятий как имущественных комплексов
- 8.1. Продажа на аукционе
- 8.2. Продажа по конкурсу
- 9. Оценка стоимости предприятия как имущественного комплекса
- 9.1 Регулирование оценочной деятельности в Республике Беларусь
- 9.2 Оценка стоимости предприятия как имущественного комплекса
- 9.3 Оценка стоимости зданий и сооружений
- 9.4 Оценка стоимости машин и оборудования
- 9.5 Оценки стоимости транспортных средств
- 9.6 Оценка стоимости нематериальных активов
- 9.7.Оценка стоимости деловой репутации организации
- 9.8. Оценка стоимости земельных участков
- 9.9. Оценка части предприятия, акции, пакета акций, доли в уставном фонде юридического лица
- 9.10 Особенности оценки стоимости имущества в процедуре экономической несостоятельности (банкротства)
- 10. Концессия предприятия в системе привлечения инвестиций
- 10.1. Правовая основа концессионной деятельности
- 10.2. Порядок и механизм передачи объектов государственной собственности в концессию отечественным и иностранным частным инвесторам
- 11. Аренда предприятия как имущественного комплекса
- 11.1 Понятие и сущность аренды
- 11.2. Арендная плата за производственные здания и сооружения
- 11.3. Определение размера арендной платы за оборудование и транспортные средства.
- Алгоритм расчета арендных платежей за здания и сооружения**)
- 11.4. Особенности аренды предприятия в целом как имущественного комплекса
- 12. Доверительное управление предприятием в контексте либерализации имущественных отношений
- 12.1. Сущность доверительного управления
- 12.2. Доверительное управление ценными бумагами
- 12.3. Доверительное управление предприятием как имущественным комплексом
- 13. Организационно-экономические основы объединения предприятий
- 13.1. Понятие и мотивы объединения предприятий в зарубежных странах
- 13.2. Организационно-правовые основы объединения организаций в Республике Беларусь
- Финансово- промышленная группа
- 13.3. Организационно-экономические основы ассоциаций (союзов)
- 14. Производственная структура предприятия
- 14.1. Понятие производственной структуры предприятия и факторы, воздействующие на нее
- 14.2. Структура основного, вспомогательного и обслуживающего производства
- 14.3. Организация предприятия в пространстве и условия его построения
- 14.4. Показатели и пути совершенствования производственной структуры предприятия
- 15. Организация производственного процесса на предприятиях
- 15.1. Составные части процесса производства и его структура
- 15.2. Принципы рациональной организации производственного процесса
- 15.3. Время производства и производственный цикл
- 15.4. Виды движения предметов труда в пространстве
- 15.5. Пути сокращения длительности производственного цикла
- 16. Организация основного производства
- 16.1. Задачи организации основного производства
- 16.2. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- 16.3. Методы организации производства
- 16.4. Виды поточных линий
- 16.5. Параметры поточных линий и их расчет
- 16. 6. Виды заделов в поточном производстве и их расчет
- 17. Производственная мощность предприятия
- 17.1. Понятие производственной мощности предприятия
- 17.2. Факторы, определяющие производственную мощность и ее использование
- 17.3. Методика расчета производственной мощности
- 17.4. Резервы использования производственной мощности и порядок их выявления
- 18. Организация ремонтного хозяйства
- 18.1 Задачи, значение и состав ремонтного хозяйства
- 18.2. Организация ремонта и технического обслуживания оборудования
- 18.3. Нормативная база и планирование ремонтных работ
- 18.4. Пути совершенствования организации ремонта и технического обслуживания
- 19. Организация энергетического хозяйства
- 19.1 Значение и задачи энергетического хозяйства
- 19.2. Состав, структура и функции энергетического хозяйства
- 19.3. Энергообеспечение и энергосбережение на предприятии
- 19.4. Планирование потребности в энергии
- 20. Организация транспортного хозяйства
- 20.1 Состав, значение и задачи транспортного хозяйства
- 20.2. Организация внутризаводского транспорта
- 20.3. Планирование работы внутрихозяйственного транспорта
- 20.4. Пути совершенствования транспортного хозяйства
- 21. Организация складского хозяйства на предприятии
- 21.1 Задачи и функции складского хозяйства
- 21.2. Организация складского хозяйства предприятия
- 21.3 Тарное хозяйство
- 21.4. Совершенствование деятельности складского хозяйства
- 22. Организация технико-химического контроля качества продукции
- 22.1. Понятие и показатели качества продукции
- 22.2. Элементы системы управления качеством продукции
- 22.3 Сертификация продукции
- 22.4 Организация технико-химического контроля
- 23. Организация материально-технического обеспечения предприятия.
- 23.1 Состав и функции материально-технического обеспечения на предприятии
- 23.2 Организация поставок материальных ресурсов на предприятие
- 23.3 Организация снабжения производственных подразделений
- 23.4. Управление производственными запасами
- 24. Организация сбыта продукции на предприятии
- 24.1. Служба сбыта на предприятии и организация ее деятельности
- 24.2 Принципы сбытовой деятельности и экономическое значение каналов сбыта
- 24.3. Стратегия организации сбыта
- 24.4. Стимулирование сбытовой деятельности
- 25. Организация труда
- 25.1. Понятие, сущность и задачи рациональной организации труда
- 25.2. Разделение и кооперация труда
- 25.3. Виды производственных бригад
- 25.4. Способы совершенствования приемов и методов труда
- 25.5. Показатели эффективности организации труда и резервы роста его производительности
- 25.6. Планирование роста производительности труда
- 25.7. Планирование численности работников предприятия
- 26. Нормирование труда
- 26.1. Роль технического нормирования и норм труда
- 26.2. Методы нормирования и классификация затрат рабочего времени
- 26.3. Назначение и методика проведения хронометража и фотографии рабочего дня
- 26.4. Виды норм труда и методы их установления
- 27. Организация оплаты труда
- 27.1. Принципы организации оплаты труда
- 27.2. Тарифная система оплаты труда
- 27.3. Сдельная и повременная формы оплаты труда
- 27.4. Организация основной заработной платы
- 27.5. Организации премирования работников
- 27.6. Оплата труда руководителя организации
- 28. Коммерческий и хозяйственный расчет на предприятии
- 28.1. Сущность коммерческого и хозяйственного расчета
- 28.2. Принципы коммерческого и хозяйственного расчета
- 28.3. Организация внутризаводских отношений
- 28.4. Планирование производственной деятельности на внутризаводском уровне
- 28.5. Экономические взаимоотношения при внутризаводском расчете
- Литература