logo search
шпоры к госу 2 группа (1)

52. Анализ и управление объемом производства и продаж Анализ динамики и выполнения плана производство продукции

Одним из обобщающих показателей экономической эф­фективности производства является рост производства про­дукции (работ, услуг) в стоимостном выражении. Развитие и расширение производства осуществляется за счет эффектив­ного использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Продукция предприятия является прямым конеч­ным результатом его основной деятельности.

Производство продукции оценивается в натуральных, ус­ловно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Объем производства характеризуется валовой и чистой про­дукцией, объем выпуска – товарной и готовой продукцией, объем реализации – отгруженной и реализованной товарной продукцией.

При планировании, учете и оценке производства продук­ции наряду с натуральными показателями (ассортимент и номенклатура) используются и стоимостные показатели (ва­ловая, товарная, реализованная продукция).

Товарная продукция характеризует объем производства по полностью законченным и подлежащим реализации (для про­даж) продукции, работ, услуг. В ее состав входят:

– стоимость готовых изделий (готовая продукция – ГП);

– полуфабрикаты собственной выработки, отпущенные на сторону, капитальному строительству и непроизвод­ственным хозяйствам своего предприятия (ПФ );

– стоимость переработки сырья и материалов заказчика (СП.С.М.З.)

– стоимость инструмента, штампов, моделей, приспособ­лений, отпущенных на сторону или зачисленных в ос­новные фонды предприятия (продукции вспомогатель­ных цехов) (ПВ.Ц);

– стоимость работ промышленного характера, выполнен­ных на сторону (РП.ХАР.)

ТП = ГП + ПФс + СП.С.М.З. + ПВ.Ц + РП.ХАР. (2.1)

Общий объем производства в стоимостном выражении характеризуется валовой продукцией (ВП), которая зависит от трудоемкости, материалоемкости и рентабельности изго­товленной продукции. Там, где остатки незавершенного про­изводства незначительны по размерам или не имеют боль­ших колебаний в отчетных периодах, у товарной и валовой продукции одинаковый состав, в остальных случаях расчет валовой продукции следует исчислять с учетом остатков не­завершенного производства:

ВП = ТП ± ИО.НЗ.П + СС..М.З (2.2)

где: ИО.НЗ.П – изменение остатков незавершенного производ­ства;

СС. М.З – стоимость сырья и материалов заказчика.

Общий объем продукции, работ, услуг оценивается фак­тически в оптовых ценах без НДС, акцизов и отражается в форме № 1-П.

Валовая продукция характеризует объем производства как по полностью законченным и подлежащим реализации, так и по незаконченным изделиям.

В процессе анализа проверяется выполнение плана по вы­пуску (если имеется план) и дается оценка изменения объема продукции по сравнению с предыдущим годом.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска продук­ции, расчета темпов роста и прироста продукции. Для анали­за используются данные формы № П-1, которые сводятся в аналитическую таблицу.

В качестве сопоставимых цен приняты цены отчетного года.

Объем выпуска продукции, исчисленный в стоимостном выражении, не всегда дает правильное представление об объ­еме выполненных предприятием работ по выпуску продукции. Это связано с тем, что на показатель объема выпуска продук­ции в стоимостном выражении оказывают влияние измене­ние структуры выпускаемой продукции и изменение стоимо­сти сырья. Изменение структуры вызывается рядом причин:

– отсутствием необходимой техники;

– недостатками в организации материального обеспечения;

– изменением себестоимости изделия.

При наличии структурных сдвигов стоимостные показа­тели не отражают реальных трудовых затрат. Это обусловле­но тем, что стоимость продукции состоит из затрат живого и овеществленного труда, соотношение этих затрат в различ­ных видах продукции различно, вследствие чего выделяют трудоемкое, материалоемкое, капиталоемкое производство. Поскольку между ценами и затратами труда нет прямо про­порциональной зависимости, то изменение структуры произ­водства может оказывать существенное влияние на объем производства в стоимостном выражении (завышая или зани­жая его).

Это требует использования и других измерителей объема производства, более точно характеризующих трудоемкость производства продукции на данном предприятии. К ним от­носится объем производства, исчисленный в нормо-часах или в нормативной зарплате.

Использование показателей, реально отражающих трудо­емкость производства продукции, предполагает определение объема продукции, произведенной собственными силами хо­зяйствующего субъекта, а также производительности труда, фондоемкости, фондоотдачи, материалоемкости, материалоотдачи.

Для того чтобы рассчитать объем производства в нормо-часах, необходимо количество каждого вида продукции (qi) по плану, отчету и за предыдущий год умножить на норму времени изготовление единицы изделия. Полученное общее количество нормо-часов на изготовление отдельных изделий суммируют, что дает общий объем производства в нормо-часах. После чего исчисляют темпы роста объема производ­ства в нормо-часах и выполнение плана.

Необходимые данные для расчета получают из бизнес-плана, формы № П-1 (по выпуску продукции), затраты труда в нормо-часах на единицу продукции из бизнес-плана или данных оперативно-технического учета.

Измерение объема производства в нормо-часах имеет не­достаток, так как не отражает качество затраченного труда (различий в сложности труда).

Измерение объема производства в нормативной зарплате имеет определенные преимущества, так как отражает исполь­зование труда различной сложности и квалификации, служит мерой затраченного труда и дает качественную характеристи­ку трудовых затрат.

Расчет объема производства в нормативной зарплате оп­ределяется путем умножения количества выпущенной про­дукции в натуральном выражении по плану и факту на нор­матив заработной платы на единицу продукции. Суммируя расход нормативной зарплаты, по всем изделиям определя­ют плановый и фактический объемы производства в норма­тивной зарплате. Определяем отклонение в целом по издели­ям по удельному весу. На основе проведенных расчетов дела­ем вывод.

Затем проводится оперативный анализ производства и от­грузки продукции, в котором отражаются плановые и факти­ческие сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день нарастающим итогом с нача­ла месяца, а также отклонения от плана.

Анализ реализации продукции связан с анализом выпол­нения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятий обо­рачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций, что может привести к потере рынка сбы­та, а, следовательно, к снижению производства.

Процент выполнения договорных обязательств рассчиты­вается путем деления разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и суммы недопоставленной продукции на плановый объем:

Кд = (Vпл.п - Vнедоп.)/Vпл.п (2.3)