Стандартизация: сущность, содержание и основные цели
Стандартизация - это деятельность по разработке и установлению требований, норм, правил, характеристик, как обязательных, так и рекомендуемых для выполнения. Стандартизация является инструментом для повышения качества и ускорения научно-технического прогресса как на уровне отдельного предприятия, так и в масштабах всего производственного комплекса в целом. Правовую основу стандартизации в России образует Закон «О стандартизации».
Целями стандартизации являются: безопасность продукции (работ, услуг) для жизни, здоровья, общества и окружающей среды; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; качество в соответствии с уровнем развития науки. Техники и технологии; единство единиц измерений; экономия ресурсов; безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и технологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособность и мобилизационная готовность страны.
Объектами стандартизации являются:
1. Продукция (сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия. В данном случае стандартизации могут быть подвергнуты: конкретный вид или группа однородной продукции; технические условия; методы контроля; параметры упаковки; параметры маркировки; правила приемки; правила хранения; правила транспортировки; правила эксплуатации; правила ремонта; правила утилизации.
2. Работы (процессы). Стандартизация может касаться следующих элементов: конкретные виды работ на отдельных стадиях жизненного цикла - разработки, производства, эксплуатации (потребления), хранения, транспортировки, ремонта, утилизации; экологические требования; методы контроля.
3. Услуги (материальные и нематериальные). В этом случае стандартизации подлежат конкретный вид или группа однородных услуг; технические условия; методы контроля; требования к персоналу.
Стандарт-это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Стандарт может содержать как обязательные к выполнению требования, обеспечивающие безопасность продукта, техническую и информационную совместимость и взаимозаменяемость, единство методов контроля и маркировки, так и набор рекомендательных требований.
В России нормативные акты по стандартизации подразделяются на следующие категории: государственные стандарты РВ (ГОСТ, ГОСТ Р); международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; отраслевые стандарты (ОСТ); стандарты предприятий (СТП); технические условия (ТУ); стандарты общественных объединений -научно-технических, инженерных и другие (СТО); правила по стандартизации (ПР); рекомендации по сертификации(Р).
В общем виде стандартизация (от англ. stаndагd -норма, образец, основа) - деятельность, направленная на достижение упорядочения в какой-то конкретной области посредством разработки положений для всеобщего и многократного применения С. Создание стандартов позволяет всем занимающимся сходными видами деятельности «говорить на одном языке», способствует унификации информационных потоков и упрощает пользование информационными ресурсами.
Государственная система стандартизации определяет цели и задачи стандартизации, устанавливает виды стандартов, правила их разработки, оформления, утверждения, изменения и отмены.
.
Стандартизация выступает одним из основных направлений реализации государственной защиты прав и интересов потребителей. Основными целями стандартизации являются:
· обеспечение безопасности продукции и услуг для окружающей среды, жизни и здоровья людей;
· защита прав потребителей;
· обеспечение единства измерений;
· обеспечение надлежащего качества продукции, работ, услуг в соответствии с развитием науки и техники;
· устранение технических барьеров в производстве и торговле (в том числе международной).
Действующие нормативные законодательные акты определяют основные функции стандартизации:
· доступность информации о качестве товаров и услуг.
· предоставление достоверной информации о продукции;
· обеспечение безопасности потребителей продукции и услуг;
· обеспечение общения и взаимодействия людей путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и проч.) систем и каналов передачи сообщений;
· повышение уровня общественного развития страны.
Различают официальную стандартизацию (завершается созданием какого-либо документа (ГОСТа, ОСТа, СТП, ТУ)), имеющего определенный срок действия, построения, отмены и фактическую стандартизацию, которая не несет в себе строгих ограничений, - летоисчисление, письменность, денежные знаки.
Основными задачами стандартизации являются:
§ обеспечение взаимопонимания между разработчиками и заказчиками стандартов;
§ установление требований к номенклатуре и качеству продукции на основе стандартизации ее качественных характеристик в интересах потребителя и государства;
§ унификация на основе установления и применения пара метрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей и изделий;
§ установление метрологических норм, правил, положений и требований (метрология - наука об измерениях и размерах С.83);
§ разработка и установление метрологических норм и требований к технологическим процессам;
§ создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
§ нормативное обеспечение, содействие в выполнении законодательства РФ методами и средствами стандартизации.
Основные принципы, на которых базируется разработка стандартов следующие: учет и анализ таких факторов, как качество продукции, ее экономичность, совместимость, безопасность, необходимость и тому подобное; исключение препятствий международной торговле, следовательно, стандартов международных организаций, а при необходимости - и национальных стандартов других стран; приоритет разработки стандартов, касающихся жизни, здоровья людей, имущества, охраны окружающей среды, а также стандартов, которые обеспечивают совместимость и взаимозаменяемость продукции; взаимное согласие участвующих в разработке сторон, соблюдение норм законодательства и другие.
Опережающая стандартизация позволяет прогнозировать ход производства продукции и предоставления услуг, учитывая тенденцию улучшения качества. В так называемых ступенчатых стандартах устанавливают показатели, нормы, характеристики рабочего процесса в виде ступеней качества; задают дифференцированные сроки их введения по ступеням. При этом устанавливаются такие параметры и значения показателей качества, которые были бы оптимальными в планируемом интервале времени. Опережение может относиться как к целому изделию, так и к наиболее важным показателям качества, а также к методам и средствам производства, контроля и испытаний.
Уровни стандартизации:
- уровень лицензирования и аккредитации определяет направление стандартизации и экспертной оценки услуги по материальной и кадровой структуре ее оказания.
Уровень личностных (деонтологических) характеристик в частности предопределяет стандартизацию и форму экспертизы по степени удовлетворенности клиентов и, что не мало важно, удовлетворенности производителя услуг своей деятельностью. В рамках этого уровня реализуется возможность описания морально-этических характеристик и требований предъявляемых к субъектам маркетинговых отношений.
Экономический уровень соответствует оценке качества по оптимуму стоимостных характеристик проведенных процедур, адекватных потребной услуги.
Технологический уровень в некотором роде предопределяет подход к стандартизации и экспертизе по степени и соответствию технологии труда определенным стандартам. Наконец уровень результативности наряду с поиском объективных характеристик качества предоставленных услуг не исключает прием, принятый именоваться "экспертным методом". Отдельному изучению подлежат характеристики условно обозначенного проблемного уровня. Факторы внешней среды, являющиеся основополагающим в порождении человеческих нужд и потребностей в равной степени должны рассматриваться как равноправные объекты стандартизации наряду с прочими составляющими системы.
семь условных уровней стандартизации деятельности в поле рыночных отношений: проблемный; лицензионный; аккредитационный; личностных отношений (деонтологический); экономический; технологический; результативности. Первый (начальный) уровень зрелости соответствует ситуации, когда в организации нет формально принятых процедур управления проектами, выполнение проектов не планируется, работы проекта слабо определены по содержанию, объёму и стоимости. Процессы управления проектами полностью непредсказуемы и слабо контролируемы. Высшее руководство часто не понимает ключевых вопросов управления проектами, поэтому успех проектов зависит в большей степени от индивидуальных усилий, чем от организации процессов управления проектами. Компании, находящиеся на этом уровне можно охарактеризовать, как пытающиеся стихийно освоить базовые процессы управления проектами.
Второй уровень зрелости (уровень индивидуального планирования проектов) соответствует применению в организации отдельных неформализованных и некомплектных процедур управления проектами. Руководителями проектов процессы управления проектами частично признаются и контролируются. Однако в каждом конкретном проекте планирование и управление зависит от индивидуального подхода его руководителя.
Третий уровень зрелости (уровень управления) предполагает частичную формализацию процессов управления проектами и использование базовой системы планирования и управления проектами в организации. Компании, достигшие этого уровня, осуществляют систематический и структурированный подход к проектному планированию и контролю. Проектный персонал подготовлен для понимания и применения методологии и инструментальных средств управления проектами.
Четвертый уровень зрелости (уровень интеграции) характеризуется полной формализацией с официальным утверждением всех процессов управления проектами и документированием всей соответствующей информации. Компании, достигшие этого уровня, в состоянии эффективно планировать, управлять и контролировать всё множество выполняемых ими проектов. Процессы управления проектами хорошо определены, количественно оценены, поняты персоналом и внедрены в практику. Данные, относящиеся к процессам управления проектами, стандартизованы, собраны и хранятся в базе данных для обеспечения эффективного и объективного анализа и количественной оценки процессов. Собранные данные также применяются для прогнозирования нежелательных тенденций и предотвращения возможных неблагоприятных ситуаций, которые угрожают ухудшить производительность и качество. Это позволяет компании создать фундамент для объективного принятия решений.
И наконец, на самом высоком, пятом уровне зрелости (уровне совершенствования) процессы управления проектами в компании постоянно улучшаются. Обеспечивается автоматический сбор данных по управлению проектами для выявления слабых мест в процессах. Эти данные тщательно анализируются и количественно оцениваются для определения возможностей дальнейших улучшений процессов управления проектами. Этот уровень предполагает наличие и использование инструментов постоянного совершенствования процессов управления проектами. В качестве таких инструментов могут выступать, например, организационные структуры, процедуры и информационные технологии, обеспечивающие возможности аудита, мониторинга и экспертизы проектов.
На наш взгляд, какая бы ни была принята модель зрелости процессов управления проектами, стандарт управления проектами должен играть в ней ключевую роль. Так, достижение третьего и более высоких уровней зрелости по модели (PM)2 просто немыслимо без стандарта управления проектами. И именно стандарт является формальным отражением достигнутого уровня зрелости процессов управления проектами.
Стандарты различают в зависимости от сферы действия:
международный стандарт;
региональный стандарт;
государственный стандарт РФ (ГОСТ-Р);
межгосударственный стандарт (ГОСТ);
стандарт отрасли (ОСТ);
стандарт научно-технического или инженерного общества (СТО);
стандарт предприятия (СТП).
Под категорией стандарта подразумевается статус документа в зависимости от сферы действия, а также вид документа в зависимости от назначения и содержания.
В зависимости от сферы действия, как уже указывалось, различают стандарты государственные (ГОСТы), отраслевые (ОСТы), стандарты научно-технических, инженерных обществ и общественных объединений (СТО) и стандарты предприятий СТП.
В зависимости от назначения и содержания разрабатываются следующие стандарты: основополагающие, на продукцию и услуги, на работы и процессы и на методы контроля.
Государственные стандарты (ГОСТы) принимаются Госстандартом РФ. Порядок их разработки установлен ГОСТ 1.2. Разработка включает стадии:
организация разработки;
разработка проекта стандарта в первой и последующих редакциях;
разработка окончательного проекта;
принятие и государственная регистрация;
издание стандарта.
При стандартизации общетехнических и организационно-методических объектов в государственных стандартах устанавливаются положения, обеспечивающие единство при разработке, производстве и эксплуатации. Сюда входят, как правило, требования по стандартизации, сертификации, постановке на производство, правила оформления технической документации, правила обеспечения качества, типоразмерные ряды и типовые конструкции, классификация и кодирование, метрологические и общетехнические правила и нормы.
При стандартизации продукции и услуг в государственные стандарты включают обязательные требования к качеству продукции, обеспечение безопасности для потребителя, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, методы контроля, маркировку и правила безопасного использования продукции.
Обозначение государственного стандарта состоит из индекса (ГОСТ-Р), регистрационного номера и через тире двух последних цифр года принятия. В обозначении ГОСТов, входящих в комплекс или в систему стандартов, в регистрационном номере первые цифры сточкой определяют шифр комплекса государственных стандартов.
Межгосударственные стандарты, обозначаемые аббревиатурой ГОСТ без буквы Р есть стандарты бывшего СССР, которые применяются на территории РФ без переоформления с введением их в действие постановлением Госстандарта или Госстроя РФ.
Стандарты отраслей (ОСТы) разрабатываются для использования в масштабах определенной совокупности объектов хозяйственной деятельности (отрасли), разрабатывающей или производящей продукцию. Понятие отрасли формируется при этом независимо от ведомственной принадлежности или форм собственности производителей. Стандарты отраслей так же, как и государственные стандарты, разрабатывают двух видов - на организационно-технические и общетехнические объекты и на продукцию и услуги. ОСТ применяют предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему стандарт. Условием обязательного исполнения требований ОСТ является включение ссылки на него в договор или в техническую документацию изготовителя продукции.
Обозначение стандарта отрасли состоит из индекса ОСТ, условного обозначения ведомства или министерства, регистрационного номера и через тире двух последних цифр года утверждения.
Стандарт научно-технических, инженерных обществ и общественных объединений (СТО). Стандартизации на этом уровне подлежат принципиально новые виды продукции, услуг, методов испытаний, нетрадиционные технологии, а также прочие виды деятельности, которые по решению членов общества желательно иметь в качестве стандарта.
Разработка СТО - результат научно-исследовательских работ по освоению новой продукции, новых технологий, новых методов испытаний, который оформляется для динамического отражения и распространения знаний, полученных в определенных областях. СТО является объектом авторского права, возможна его продажа как интеллектуальной собственности заказчику. Требования СТО не должны быть ниже уровня обязательных требований государственных стандартов.
Обозначение СТО состоит из индекса (СТО), аббревиатуры общества, регистрационного номера и через тире - двух последних цифр года утверждения стандарта.
Стандарты обществ (СТО) в ряде случаев принимаются на новые виды продукции в качестве апробации перед разработкой стандарта более высокого уровня - ОСТ или ГОСТ. Если для отечественной стандартизации СТО является новой категорией стандарта, то за рубежом данная категория используется давно и широко.
Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются субъектами хозяйственной деятельности на создаваемую на данном предприятии продукцию, процессы и услуги, а также для обеспечения применения на предприятии стандартов других категорий (ГОСТ, ОСТ, СТО). Основное назначение СТП - решение внутренних проблем стандартизации на данном предприятии. СТП обязателен только для работников данного предприятия. Основное его назначение - решение внутренних задач предприятия. Согласно законам РФ стандарты предприятий могут разрабатываться на продукцию и услуги, но пока в российской практике СТП на поставляемую продукцию не распространяются. За рубежом аналогичные документы оформляются как «фирменные стандарты», требования которых являются более жесткими в сравнении со стандартами государственными. Российское законодательство подобные действия не запрещает.
Обозначение СТП состоит из индекса (СТП), регистрационного номера и через тире - двух последних цифр года утверждения стандарта.
Стандарты на продукцию или на услугу устанавливают требования к группам однородной продукции. В этой категории разрабатываются следующие разновидности стандартов: стандарт общих технических условий и стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит требования к группам однородной продукции, во втором случае - к конкретной продукции. Такие стандарты, как правило, состоят из следующих разделов: классификация, основные параметры, общие технические требования, правила приемки, упаковка, транспортирование, хранение.
Стандарты на работы (процессы) устанавливают требования к выполнению различного рода работы на отдельных этапах жизненного цикла продукции - разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация. Стандарты на работы должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей среды.
Стандарты на методы контроля (на испытания, на методы и средства измерений) должны обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции. Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными и достаточно точными для эффективного контроля. Для этой цели в стандарте, как правило, приводятся сведения о нормированной погрешности измерений. Для каждого метода в зависимости от его специфики в стандарте указывают: средства испытаний, порядок подготовки к проведению испытаний, правила обработки результатов испытаний, правила оформления результатов, допустимую погрешность.
Стандарты на методы контроля могут быть сформулированы для проверки какого-либо одного показателя качества, например, на содержание кофеина в кофе. В ряде случаев разрабатываются стандарты по проверке комплекса показателей качества.
Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:
Конституция Российской Федерации, которая относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации;
Федеральный закон "О техническом регулировании", определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов;
нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации; основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.
Национальные и международные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов и содействия соблюдению их требований.
Организационно-функциональную структуру национальной системы стандартизации составляют:
национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);
научно-исследовательские организации по стандартизации;
технические комитеты по стандартизации;
разработчики стандартов.
В состав фонда документов национальной системы стандартизации входят межгосударственные, государственные и национальные стандарты, отраслевые стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Фонд документов национальной системы стандартизации является составной частью федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.
Региональная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического или экономического региона мира. Региональный стандарт — стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.
Международная стандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран
Международная организация по стандартизации создана в 1946 г. двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически работа ее началась с 1947 г. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник распавшегося государства.
При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos – равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО).
Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международная электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации.
ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.
- 1. Трудовая теория стоимости. Закон стоимости
- 2. Теория предельной полезности
- 3. Рыночная структура: понятие и виды
- 4. Экономические ресурсы предприятия
- Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства
- 5. Издержки производства и себестоимость продукции
- 6. Качество и конкурентоспособность продукции
- 7. Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия
- 8. Сущность и функции финансов. Характеристика финансовой системы рф
- 9. Бюджетная система рф
- 10. Кредитная система рф
- 11. Кредитно-денежная политика Центрального Банка России
- 12. Методы и приемы экономического анализа
- 13. Анализ производства и реализации продукции
- 14. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
- 15. Диагностика риска банкротства
- 16. Сущность и модели менеджмента
- 1. Исторические предпосылки, основы и содержание менеджмента
- 17. Миссия организации и её цели
- 18. Сущность функций управления, их классификация
- Понятие и классификация функций управления
- 19. Понятие структуры управления, факторы ее определяющие
- 1.2 Определение понятий структуры управления
- Построение вертикальной структуры
- 20. Механизмы и методы управления предприятием
- 1.4. Социально-психологические методы
- 21. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга
- Понятие маркетинга и его цели
- Функции маркетинга
- Принципы маркетинга
- 22. Концепции маркетинга и их характеристика
- 4. Современные концепции управления маркетингом
- 23. Маркетинговая среда и ее структура
- Тема 2. Маркетинговая среда
- Микросреда маркетинга и ее составляющие
- Макросреда функционирования компании
- 1. Микросреда маркетинга и её составляющие
- Макросреда функционирования компании
- 1. Демографическая среда включает:
- 24. Комплекс маркетинга (маркетинг-микс) Тема: Разработка комплекса маркетинга
- Определение, понятие и сущность комплекса маркетинга
- Содержание элементов комплекса маркетинга
- Определение, понятие и сущность комплекса маркетинга
- 2. Содержание элементов комплекса маркетинга
- Инструменты маркетинговой политики
- 25. Сущность и особенности международного маркетинга
- 1. Особенности, цели и основные задачи международного маркетинга
- Международная окружающая среда
- 5. Факторами государственною регулирования в международном маркетинге являются:
- 26. Стратегия и тактика проникновения на международные рынки
- 3. Стратегии проникновения на зарубежные рынки
- 3. Производственная кооперация.
- 6. Прямое инвестирование.
- Экономическое содержание и принципы разработки стратегии маркетинга
- 2. Функции и задачи стратегического маркетинга
- 3.Принципы стратегии маркетинга
- 28. Логистика: понятие, цели и задачи
- Логистика. Понятие, цели и задачи.
- Краткий исторический очерк развития логистики.
- Определение понятия логистики. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками.
- Объект и предмет логистики. «6 правил логистики». Концепция логистики. Принципы и задачи логистики. Логистические функции.
- 29. Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия
- 30. Логистические информационные системы
- Логические информационные системы
- 1. Информационные потоки в логистике
- 2. Информационные системы в логистике
- 3. Виды информационных систем в логистике
- 4. Принципы построения информационных систем в логистике
- 5. Информационные технологии в логистике
- 6. Использование в логистике технологии автоматической идентификации штриховых кодов
- 7. Маркировка грузовых пакетов машиночитаемым кодом
- 31. Закупочная, производственная и распределительная виды логистики Закупочная логистика
- Производственная логистика
- Материальное
- Традиционная и логистическая концепции организации производства
- Распределительная логистика
- 32. Разработка систем складирования в логистике
- Система складирования и складского хранения продукции. Управление запасами в логистической системе
- Функционирование складского хозяйства
- 2 Характеристика и классификация складов.
- 3 Издержки складской системы.
- 33. Транспортная логистика Транспортная логистика
- 1. Транспортная система России: технико-экономические особенности, состояние, характеристика
- 2. Классификация и характеристика грузовых перевозок
- 3. Транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров
- 34. Экономические показатели оценки работы транспорта
- 36. Разработка систем складирования в логистике
- Система складирования и складского хранения продукции. Управление запасами в логистической системе
- Функционирование складского хозяйства
- 2 Характеристика и классификация складов.
- 3 Издержки складской системы.
- 37. Управление запасами в логистике Лекция № 9. Логистика запасов
- Назначение и виды товарно-материальных запасов
- По месту нахождения запасы делят на производственные и товарные.
- 2. Управление запасами на предприятии
- 3. Системы контроля за состоянием запасов
- 38. Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации
- 39. Предмет, цели, задачи, принципы и методы товароведения
- 40. Ассортимент товаров: понятие, классификация и свойства
- 41. Экспертиза товаров: понятие, цели и задачи
- Стандартизация: сущность, содержание и основные цели
- 43. Типология, формы и виды предпринимательства Два основных типа профессиональной предпринимательской деятельности
- Формы производительной предпринимательской деятельности
- Традиционалистское и инновационное предпринимательство
- Посредническая предпринимательская деятельность
- 3.3. Агентирование
- 3.4. Конкретные формы агентирования
- Предпринимательство в финансовой сфере
- 4.1. Финансовые институты как основа предпринимательской инфраструктуры
- 4.2. Банки
- 4.3. Инвестиционные компании и фонды
- Субъекты и объекты предпринимательской деятельности
- Концепция жизненного цикла товара
- 45. Принятие предпринимательского решения. Возможные формы партнерских связей в предпринимательстве
- Глава 2. Принятие предпринимательского решения
- 2.1. Сфера принятия управленческих решений
- 2.2. Технология принятия предпринимательских решений
- 2.3. Экономические методы принятия предпринимательских решений
- Общая схема предпринимательской деятельности
- 1. Формы совместного предпринимательства.
- 46. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 5.2. Хозяйственные товарищества и общества
- Хозяйственные товарищества
- Хозяйственные общества
- Акционерное общество
- Открытое акционерное общество (оао)
- 5.3. Производственные кооперативы
- 5.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 5.5. Некоммерческие организации
- Потребительские кооперативы
- Общественные и религиозные организации (объединения)
- Учреждения
- Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
- Объединения предпринимателей. Ассоциативные формы организации бизнеса
- 47. Статистические методы исследования социально-экономических процессов
- 48. Статистика использования трудовых ресурсов
- 49. Статистика издержек производства
- 50. Статистика основных фондов
- 51. Анализ использования производственных ресурсов
- Анализ основных средств предприятия
- 2. Анализ эффективности затрат по содержанию и эксплуатации оборудования:
- 3. Анализ структурной динамики основных средств:
- 4. Анализ эффективности инвестиций в основные средства:
- 52. Анализ и управление объемом производства и продаж Анализ динамики и выполнения плана производство продукции
- Анализ ассортимента и структуры продукции
- Анализ качества продукции
- Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
- 53. Экономический анализ инвестиций
- Прогнозирование эффективности инвестиционных проектов
- 54. Технология и модели процесса разработки управленческих решений
- 55. Разработка и принятие управленческих решений в условиях риска и неопределенности
- 2.2 Способы оценки степени риска
- 2.3 Управление рисками при принятии управленческих решений
- 56. Организация и контроль выполнения управленческих решений
- 57. Причины возникновения кризисов и их роль в социально – экономическом развитии Понятие кризиса в социально-экономическом развитии
- Причины возникновения кризисов
- Виды экономических кризисов
- 58. Механизмы антикризисного управления
- Необходимость и проблематика антикризисного управления
- 59. Государственное регулирование кризисных ситуаций Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций
- Роль государства в антикризисном управлении
- Виды государственного регулирования кризисных ситуаций
- 60. Стратегия и тактика в антикризисном управлении
- 61. Правовые основы организации таможенной деятельности в рф
- 62. Таможенное регулирование пропуска товаров через таможенную границу
- 63. Структура, задачи и функции таможенных органов
- 64. Пропуск и декларирование товаров
- 65. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу
- 66. Порядок заполнения таможенных деклараций
- 67. Лицензирование и квотирование при экспортных и импортных операциях
- Организация и функционирование таможенных складов
- 69. Порядок ввоза и вывоза товаров для переработки
- 70. Понятие и виды нетарифных ограничений
- 71. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в рф
- 1. Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):
- 72. Влияние нетарифных ограничений на отечественный экспорт и защитные меры в российской практике
- 73. Национальный и международные режимы экспортного контроля Основные международные режимы экспортного контроля
- Международный режим экспортного контроля за товарами и технологиями двойного назначения и обычными вооружениями
- Раздел 1 — базовый список,
- Раздел 2 — список «чувствительных» товаров и технологий,
- Раздел 3 — список «весьма чувствительных» товаров и технологий.
- Международный режим экспортного контроля за ракетной технологией
- Комитет Цангера и Группа ядерных поставщиков
- Австралийская группа
- 74. Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами
- Глава 46 "Особенности совершения таможенных
- 75. Административная ответственность за несоблюдение установленных запретов и ограничений во внешнеэкономической деятельности
- 76. Понятие, виды таможенных режимов и их классификация
- Глава 30. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
- Глава 31. Таможенная процедура экспорта
- Глава 32. Таможенная процедура таможенного транзита
- Глава 33. Таможенная процедура таможенного склада
- Глава 34. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
- Глава 35. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
- Глава 36. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
- Глава 37. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- Глава 38. Таможенная процедура временного вывоза
- Глава 39. Таможенная процедура реимпорта
- Глава 40. Таможенная процедура реэкспорта
- Глава 41. Таможенная процедура беспошлинной торговли
- Глава 42. Таможенная процедура уничтожения
- Глава 43. Таможенная процедура отказа в пользу государства
- 77. Таможенный контроль: понятие, виды, форма
- 78. Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей
- 79. Таможенные льготы
- 80. Таможенная статистика внешней торговли: понятие, цели и общая характеристика
- 81. Исчисление и уплата таможенных пошлин, акцизов и ндс при перемещении товаров через таможенную границу
- 82. Виды таможенных платежей и таможенные сборы
- 83. Классификация валют и их конвертируемость
- 7) По функциональной роли валюты:
- 84. Валютный рынок и валютные курсы
- 85. Международные расчеты, их условия и формы
- 86. Правовые и организационные основы валютного контроля, осуществляемого таможенными органами рф
- 87. Таможенно-банковский валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров
- Глава 10. Государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок
- 89. Таможенно-банковский валютный контроль за экспортом кредитными организациями аффинированного золота и серебра
- 90. Перемещение валюты Российской Федерации и валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации федеральный закон "о валютном регулировании и валютном контроле"
- Порядок оформления квитанции формы тс-21