logo search
Organizatsia_statistiki_v_RF

1.2. История организации российской статистики

Российская статистика имеет многовековую историю. Так, еще в X-XII вв. проводился сбор различных сведений, связанных с налогообложением. В XIV-XV вв. многое для развития статистики сделали образованные при царском дворе приказы. В начале XVIII в. на смену царским приказам приходят коллегии, а в начале XIX в. – министерства России, в недрах которых появляются первые организационные образцы российской государственной статистики. Во времена Петра I (1683-1725 гг.) были введены учет цен на хлеб, регистрация новых фабрик и заводов, проводились подворные переписи (ревизии) населения, во времена Александра I была организована государственная статистическая отчетность, во времена Николая I были созданы губернские статистические комитеты (1853 г.), а затем и Центральный статистический комитет.

В первой половине XIX в. формируется математическое направление в развитии статистики. Его основателем считается бельгийский статистик, антрополог и физик по своей первоначальной специальности, член Бельгийской академии наук и член-корреспондент Петербургской академии наук, организатор первых международных статистических конгрессов А.Кеттле (1796-1874 гг.), называвший статистику «социальной физикой», т.е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью методов естествознания.

В России становление статистической науки начиналось с развития описательного направления, которое было господствующим здесь до 30-х годов XVIII в. В самом начале XIX в. в России формируется первое государственное статистическое управление – статистический департамент Министерства внутренних дел России. До этого в России существовали отдельно взятые статистические организации, в том числе княжеские, монастырские, научные, посольские, первые образцы которых упоминаются еще в XIV в., о чем имеется обширная литература.

Вслед за реформой 1861 г. в стране создаются органы местного самоуправления – земства, в 70-х годах – губернские статистические бюро (в 27 губерниях России), а в 1897 г. проводится первая всеобщая перепись населения.

Большое развитие статистика как наука и как отрасль практической деятельности получила в СССР. Статистическая наука и практика в СССР строилась на единых принципах централизованной организации учета и отчетности, по единому народнохозяйственному плану сбора, обработки и публикации статистических данных, строго подчиненному государственным целям построения социалистического общества в нашей стране. Несмотря на известные идеологические догмы и ограничения, в целом, в ее организации и развитии были достигнуты определенные положительные результаты – в стране впервые в мире была построена система единого народнохозяйственного учета, аналогов которой не знала вся предшествующая история человеческой цивилизации. Широкое развитие получил первичный учет, на основе которого выстраивались сплошные наблюдения и оценки социально-экономического развития страны. Однако многие события и факты по идеологическим соображениям выпадали из поля зрения статистики, игнорировались или оказывались недоступными не только для науки, но и для практики. Отсутствие и недостоверность многих сведений понуждали ученых-экономистов, особенно зарубежных, использовать определенную изобретательность в получении необходимых сведений, применяя всякого рода методы приближенных оценок.

Значительные объемы необходимой информации привлекались из зарубежных публикаций, содержащих статистические сведения по СССР. В целях оперативного и аргументированного решения текущих задач, начиная от рядовых работников статистических инспектур и кончая высшими должностными лицами ЦСУ СССР, тщательно изучались и использовались данные Лиги Наций, Статистической комиссии ООН, Международной ассоциации по исследованию национального дохода и национального богатства, Национального бюро экономических исследований США, Международного статистического института и др. Эти данные дополнялись отдельными отечественными статистическими публикациями тех времен и собственными приближенными исчислениями и доисчислениями1).

Организация государственной статистики в нашей стране, несмотря на меняющиеся формы общественно-политического устройства, на протяжении целых столетий всегда оставалась доминирующей в системе статистических работ и исследований.

Одновременно с развитием статистики как науки о методах сбора и обработки массовых данных формируются соответствующие статистические службы, концентрирующие эти работы в одном месте и выполняющие их на регулярной основе1).

Выполняя важные функции управления и государственного регулирования, выступая мощным орудием не только познания, но и преобразования окружающего мира, государственная статистика становится действенным инструментом принятия социально-экономических решений путем трансформации форм и методов своей работы, общей концепции и структуры собственной организации, адекватной изменившимся условиям социально-экономического развития страны.

Такое положение дел инициировалось и поддерживалось практически всегда в прошлом (статистика приказного дела, начиная с царя Ивана IV, первые подушные переписи населения России в XVII в., организация коллегий (начало XVIII в.) и централизованной государственной статистической отчетности первых российских министерств (начало XIX в.), земская статистика второй половины XIX в. и начала ХХ в.). Еще в большей мере оно укрепилось в период существования СССР, когда государственная статистика по многим направлениям, несмотря на известные догматические ограничения и идеологическую апологетику, создала образцы организации и ведения сплошной статистической отчетности, баланса народного хозяйства на единых организационных и методологических принципах, формы статистических работ, отдельные из которых (например, методы нормативной статистики) и ныне не имеют аналогов в мире.

Статистика Российской Федерации, опираясь на глубокие и богатые корни отечественной статистики, с одной стороны, и творчески воспринимая стандарты и достижения современной зарубежной и международной статистической практики  с другой, сделала существенный шаг вперед в своем развитии, заметно повысив свою роль в социально-экономической деятельности и жизни российского общества.

Что же сделано современной российской государственной статистикой после 1991 г. и как соотносится сделанное с требованиями интенсивно и по нарастающей совершаемых в стране социально-экономических преобразований, в каких перспективных направлениях и в каких эффективных формах должно быть организовано дальнейшее совершенствование государственной статистики нашей страны? Что сделано реорганизованным в ноябре 1991 г. Госкомстатом России и его территориальными органами, осуществляющими в соответствии с предметом их ведения статистическую деятельность, в условиях переходной экономики на новых, рыночных началах? В каких направлениях за истекшее десятилетие эволюционировала как общая концепция, так и структура отечественной государственной статистики, в каком отношении она находится к требованиям действующих международных статистических стандартов?

Ответы на перечисленные вопросы, которые в совокупности представляют концепцию организации современной российской статистики в обобщенном виде, излагаются ниже.

В целом за период с 1992 г. по 2003 г. было организовано и проведено более десятка тысяч различных работ, среди которых ряд крупномасштабных, включая проведенное в 2001 г. сплошное обследование (перепись) 631,4 тыс. малых предприятий и впервые проведенную в новейшей Российской истории Всероссийскую перепись населения (2002 г.). Сформирован Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) и Генеральная совокупность (ГС) объектов (единиц) статистического наблюдения, подготовлено свыше двух тысяч методологических положений, разработано более 30 необходимых и обязательных к применению общероссийских классификаторов и номенклатур, по единым статистическим стандартам налажена система скоординированного общегосударственного статистического учета и отчетности, организован переход на СНС и на национальные экономические классификации, гармони­зированные с международными стандартами.

Произошли значительные изменения в методах сбора и обработки данных, расширены области применения статистики, сделан определенный шаг вперед в повышении уровня организации и качества статистических работ, продвинуты работы в области статистического менеджмента, анализа и мониторинга рыночных ситуаций, отмечен определенный прогресс в развитии корпоративной статистики и статистики общественных организаций, расширен круг и тематика статистических изданий.

За указанные годы в России было издано свыше тысячи различных статистических публикаций, характеризующих осуществленные в стране социально-экономические преобразования, в том числе 366 официальных публикаций, изданных Госкомстатом России (за предыдущие 10 лет – с 1981 по 1991 гг. – 140 аналогичных публикаций). Кроме того, в различных республиках, краях, областях и автономных округах страны за указанный период было подготовлено и издано более трех тысяч аналогичных региональных статистических публикаций.

Наконец, активно участвуя в деятельности Статистической комиссии ООН, Евростата, Международного статистического института и других организаций, последовательно внедряя современные методологические стандарты и информационные технологии в практику собственной работы, российская статистика укрепила свои позиции на международной арене.

По праву можно утверждать, что российская статистика за истекшие десять лет в своем поступательном развитии совершила прорыв, создала надежную информационную базу для интеграции всей страны в современное международное сообщество.

Ведомственная статистика, а также корпоративная статистика компаний и организаций, равно как и статистика общественных организаций и научных учреждений, рассматривается как крупная дополнительная система, осуществляющая ряд важных статистических работ в России.

Участие статистики России в международных публикациях и международной статистике культивируется давно и ныне стало нормой российской статистической жизни. При этом на современном этапе особый интерес представляет внедрение международных стандартов ООН, ЕС, Международного валютного фонда, Всемирного банка и других международных статистических организаций (их ныне более 450) в практику работы Госкомстата России и всех других отечественных статистических служб, что сулит улучшение качества и эффективности их работы и обеспечение сравнимости экономико-статистических показателей, публикацию сопоставимых и полных данных разных стран на регулярной основе.

На очереди также работа по организации более полного представления данных отечественной статистики в зарубежных и международных организациях, обеспечения более активного и массового участия отечественных статистиков в практической деятельности этих организаций.