1.2. История организации российской статистики
Российская статистика имеет многовековую историю. Так, еще в X-XII вв. проводился сбор различных сведений, связанных с налогообложением. В XIV-XV вв. многое для развития статистики сделали образованные при царском дворе приказы. В начале XVIII в. на смену царским приказам приходят коллегии, а в начале XIX в. – министерства России, в недрах которых появляются первые организационные образцы российской государственной статистики. Во времена Петра I (1683-1725 гг.) были введены учет цен на хлеб, регистрация новых фабрик и заводов, проводились подворные переписи (ревизии) населения, во времена Александра I была организована государственная статистическая отчетность, во времена Николая I были созданы губернские статистические комитеты (1853 г.), а затем и Центральный статистический комитет.
В первой половине XIX в. формируется математическое направление в развитии статистики. Его основателем считается бельгийский статистик, антрополог и физик по своей первоначальной специальности, член Бельгийской академии наук и член-корреспондент Петербургской академии наук, организатор первых международных статистических конгрессов А.Кеттле (1796-1874 гг.), называвший статистику «социальной физикой», т.е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью методов естествознания.
В России становление статистической науки начиналось с развития описательного направления, которое было господствующим здесь до 30-х годов XVIII в. В самом начале XIX в. в России формируется первое государственное статистическое управление – статистический департамент Министерства внутренних дел России. До этого в России существовали отдельно взятые статистические организации, в том числе княжеские, монастырские, научные, посольские, первые образцы которых упоминаются еще в XIV в., о чем имеется обширная литература.
Вслед за реформой 1861 г. в стране создаются органы местного самоуправления – земства, в 70-х годах – губернские статистические бюро (в 27 губерниях России), а в 1897 г. проводится первая всеобщая перепись населения.
Большое развитие статистика как наука и как отрасль практической деятельности получила в СССР. Статистическая наука и практика в СССР строилась на единых принципах централизованной организации учета и отчетности, по единому народнохозяйственному плану сбора, обработки и публикации статистических данных, строго подчиненному государственным целям построения социалистического общества в нашей стране. Несмотря на известные идеологические догмы и ограничения, в целом, в ее организации и развитии были достигнуты определенные положительные результаты – в стране впервые в мире была построена система единого народнохозяйственного учета, аналогов которой не знала вся предшествующая история человеческой цивилизации. Широкое развитие получил первичный учет, на основе которого выстраивались сплошные наблюдения и оценки социально-экономического развития страны. Однако многие события и факты по идеологическим соображениям выпадали из поля зрения статистики, игнорировались или оказывались недоступными не только для науки, но и для практики. Отсутствие и недостоверность многих сведений понуждали ученых-экономистов, особенно зарубежных, использовать определенную изобретательность в получении необходимых сведений, применяя всякого рода методы приближенных оценок.
Значительные объемы необходимой информации привлекались из зарубежных публикаций, содержащих статистические сведения по СССР. В целях оперативного и аргументированного решения текущих задач, начиная от рядовых работников статистических инспектур и кончая высшими должностными лицами ЦСУ СССР, тщательно изучались и использовались данные Лиги Наций, Статистической комиссии ООН, Международной ассоциации по исследованию национального дохода и национального богатства, Национального бюро экономических исследований США, Международного статистического института и др. Эти данные дополнялись отдельными отечественными статистическими публикациями тех времен и собственными приближенными исчислениями и доисчислениями1).
Организация государственной статистики в нашей стране, несмотря на меняющиеся формы общественно-политического устройства, на протяжении целых столетий всегда оставалась доминирующей в системе статистических работ и исследований.
Одновременно с развитием статистики как науки о методах сбора и обработки массовых данных формируются соответствующие статистические службы, концентрирующие эти работы в одном месте и выполняющие их на регулярной основе1).
Выполняя важные функции управления и государственного регулирования, выступая мощным орудием не только познания, но и преобразования окружающего мира, государственная статистика становится действенным инструментом принятия социально-экономических решений путем трансформации форм и методов своей работы, общей концепции и структуры собственной организации, адекватной изменившимся условиям социально-экономического развития страны.
Такое положение дел инициировалось и поддерживалось практически всегда в прошлом (статистика приказного дела, начиная с царя Ивана IV, первые подушные переписи населения России в XVII в., организация коллегий (начало XVIII в.) и централизованной государственной статистической отчетности первых российских министерств (начало XIX в.), земская статистика второй половины XIX в. и начала ХХ в.). Еще в большей мере оно укрепилось в период существования СССР, когда государственная статистика по многим направлениям, несмотря на известные догматические ограничения и идеологическую апологетику, создала образцы организации и ведения сплошной статистической отчетности, баланса народного хозяйства на единых организационных и методологических принципах, формы статистических работ, отдельные из которых (например, методы нормативной статистики) и ныне не имеют аналогов в мире.
Статистика Российской Федерации, опираясь на глубокие и богатые корни отечественной статистики, с одной стороны, и творчески воспринимая стандарты и достижения современной зарубежной и международной статистической практики с другой, сделала существенный шаг вперед в своем развитии, заметно повысив свою роль в социально-экономической деятельности и жизни российского общества.
Что же сделано современной российской государственной статистикой после 1991 г. и как соотносится сделанное с требованиями интенсивно и по нарастающей совершаемых в стране социально-экономических преобразований, в каких перспективных направлениях и в каких эффективных формах должно быть организовано дальнейшее совершенствование государственной статистики нашей страны? Что сделано реорганизованным в ноябре 1991 г. Госкомстатом России и его территориальными органами, осуществляющими в соответствии с предметом их ведения статистическую деятельность, в условиях переходной экономики на новых, рыночных началах? В каких направлениях за истекшее десятилетие эволюционировала как общая концепция, так и структура отечественной государственной статистики, в каком отношении она находится к требованиям действующих международных статистических стандартов?
Ответы на перечисленные вопросы, которые в совокупности представляют концепцию организации современной российской статистики в обобщенном виде, излагаются ниже.
В целом за период с 1992 г. по 2003 г. было организовано и проведено более десятка тысяч различных работ, среди которых ряд крупномасштабных, включая проведенное в 2001 г. сплошное обследование (перепись) 631,4 тыс. малых предприятий и впервые проведенную в новейшей Российской истории Всероссийскую перепись населения (2002 г.). Сформирован Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) и Генеральная совокупность (ГС) объектов (единиц) статистического наблюдения, подготовлено свыше двух тысяч методологических положений, разработано более 30 необходимых и обязательных к применению общероссийских классификаторов и номенклатур, по единым статистическим стандартам налажена система скоординированного общегосударственного статистического учета и отчетности, организован переход на СНС и на национальные экономические классификации, гармонизированные с международными стандартами.
Произошли значительные изменения в методах сбора и обработки данных, расширены области применения статистики, сделан определенный шаг вперед в повышении уровня организации и качества статистических работ, продвинуты работы в области статистического менеджмента, анализа и мониторинга рыночных ситуаций, отмечен определенный прогресс в развитии корпоративной статистики и статистики общественных организаций, расширен круг и тематика статистических изданий.
За указанные годы в России было издано свыше тысячи различных статистических публикаций, характеризующих осуществленные в стране социально-экономические преобразования, в том числе 366 официальных публикаций, изданных Госкомстатом России (за предыдущие 10 лет – с 1981 по 1991 гг. – 140 аналогичных публикаций). Кроме того, в различных республиках, краях, областях и автономных округах страны за указанный период было подготовлено и издано более трех тысяч аналогичных региональных статистических публикаций.
Наконец, активно участвуя в деятельности Статистической комиссии ООН, Евростата, Международного статистического института и других организаций, последовательно внедряя современные методологические стандарты и информационные технологии в практику собственной работы, российская статистика укрепила свои позиции на международной арене.
По праву можно утверждать, что российская статистика за истекшие десять лет в своем поступательном развитии совершила прорыв, создала надежную информационную базу для интеграции всей страны в современное международное сообщество.
Ведомственная статистика, а также корпоративная статистика компаний и организаций, равно как и статистика общественных организаций и научных учреждений, рассматривается как крупная дополнительная система, осуществляющая ряд важных статистических работ в России.
Участие статистики России в международных публикациях и международной статистике культивируется давно и ныне стало нормой российской статистической жизни. При этом на современном этапе особый интерес представляет внедрение международных стандартов ООН, ЕС, Международного валютного фонда, Всемирного банка и других международных статистических организаций (их ныне более 450) в практику работы Госкомстата России и всех других отечественных статистических служб, что сулит улучшение качества и эффективности их работы и обеспечение сравнимости экономико-статистических показателей, публикацию сопоставимых и полных данных разных стран на регулярной основе.
На очереди также работа по организации более полного представления данных отечественной статистики в зарубежных и международных организациях, обеспечения более активного и массового участия отечественных статистиков в практической деятельности этих организаций.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации