5.4. Организация изучения общественного мнения
Государственная статистическая система не имеет специального подразделения для изучения общественного мнения и проведения соответствующих опросов. Мнения отдельных групп населения по некоторым общественно-значимым вопросам изучались при единовременных сплошных и выборочных обследованиях.
Так, например, при микропереписи населения 1985 г. каждому опрашиваемому 18 лет и старше задавался вопрос, какие социально-экономические проблемы, по его мнению, наиболее важны и должны быть разрешены в первую очередь: улучшение снабжения продовольствием, жилищных условий, медицинского обслуживания, социального обслуживания и т.д.
В программы периодических единовременных выборочных обследований доходов населения с 1972 по 1989 гг., а также в программу микропереписей 1985 и 1994 г. включался вопрос, обращенный к женщинам «Сколько всего детей Вы собираетесь иметь?», а в обследовании молодых семей 1989 г. – вопрос о числе детей, которое супруги считают наилучшим иметь в семье («идеальное число детей»).
В начале 1990-х годов Бюро статистики семейных бюджетов и выборочных обследований Росинформцентра провело обследования, посвященные отдельным аспектам уровня жизни населения, в т.ч. сбору более детальных сведений по отдельным вопросам и об отношении населения к тем или иным явлениям, имеющим наиболее важное социальное и экономическое значение.
Во многих из этих обследований, наряду с фактами, учитывались и мнения опрашиваемых по тем или иным социально значимым вопросам.
В 1992 г. проведено единовременное выборочное обследование пенсионеров, проживающих вне семьи. Опрошено 10,4 тыс. мужчин и женщин пенсионного возраста в городской и сельской местности 33 краев, областей и республик России.
В июле 1992 г. на 21 территории, включая Москву и Санкт-Петербург, было опрошено 5,6 тыс. лиц, уволенных по сокращению штатов. Были получены сведения об экономическом статусе после увольнения по сокращению штатов, источниках средств существования, трудоустройстве, продолжительности пребывания без работы после увольнения, и т.д.
В 1993-1994 гг. издано 6 брошюр с основными результатами этих обследований.
Весной 1993 г. проведено общероссийское выборочное обследование 5,9 тыс. граждан России по вопросу их отношения к приватизации государственной собственности. Изучались осведомленность опрашиваемых о приватизации, представление их о целях и задачах этого мероприятия, мнения о полезности приватизации, причинах неучастия в приватизации, оценки возможных ее последствий и возможности влияния приватизации на улучшение экономики страны.
Из этого ряда обследований следует выделить обследования домохозяйств и здоровья населения, проведенные, начиная с июля 1992 года в рамках программы сотрудничества Госкомстата России с Всемирным банком, Университетом штата Северная Каролина (США), Государственным научно-исследовательским центром профилактической медицины Минздрава России при активном участии специалистов Института социологии РАН.
Выборка для этого обследования формировалась в три ступени. На 1-й ступени вся территория России была разделена на 8 зон, представляющих все природно-климатические и экономические зоны России по значениям «интегрального показателя условий жизнедеятельности населения». Единицей отбора была принята административно-территориальная единица (горсовет, город, район). Критерием отбора административного района было соотношение городского и сельского населения.
В результате в выборку попали 20 административных районов из 16 республик, краев, областей и городов России.
На 2-й ступени в каждой из отобранных административно-территориальных единиц отбиралось по 10 избирательных участков.
На 3-й ступени в каждом из отобранных избирательных участков проводился отбор адресов семей по картотекам домоуправлений в городах и книгам похозяйственного учета в сельской местности. Опрашивались фактически проживающие по отобранным адресам семьи и индивиды. По итогам первого этапа обследования было опрошено около 6,5 тыс. домохозяйств и 17,2 тыс. членов домохозяйств.
В обследовании были широко представлены не только фактические данные о социально-экономическом статусе и условиях жизни домохозяйств, но и мнения опрошенных по целому спектру проблем, от оценки работающими уровня своего благосостояния и перспектив того, что домохозяйство может обеспечить себя самым необходимым, до оценки общего состояния здоровья опрошенного и наличия у него функциональных ограничений организма.
В июле 1993 г. проведено единовременное выборочное обследование социальной мобильности населения в условиях экономических реформ. Обследованием было охвачено 6,9 тыс. лиц трудоспособного возраста – жителей 21 крупного города (более 100 тыс.), 17 средних городов (50-100 тыс.) и 19 малых городов (до 50 тыс.) жителей. Изучались удовлетворенность опрошенных своей работой, их оценка вероятности по- терять работу, оценка своего материального положения, а также мнения опрошенных о вариантах развития экономики страны, о том, смогут ли они найти свое место в рыночной экономике, о готовности их сменить место жительства, чтобы иметь устраивающую их работу, и т.д.
Выборочное обследование потребительских ожиданий населения организуется ежеквартально в 88 субъектах Российской Федерации с IV квартала 1998 г. Его целью является определение особенностей изменения потребительских ожиданий различных групп населения России.
Объект обследования – население России в возрасте 16 лет и старше, а его потребительские ожидания – предмет обследования. Единица наблюдения – отдельный человек.
Инструментарий обследования потребительских ожиданий населения, утвержденный постановлением Госкомстата России от 21.10.98 г. № 102, включает опросный лист (приложение к форме № 1 «Опросный лист для обследования бюджетов домохозяйств») с бланком «Мнение интервьюера», инструкцию по организации обследования и инструкцию интервьюеру. Опросный лист обследования потребительских ожиданий населения состоит из трех основных блоков: вводного блока, включающего обращение к респонденту и основные идентификационные коды обследования; блока-вопросника, объединяющего вопросы по основным аспектам мнений потребителей (об общей экономической ситуации, о личном материальном положении, о конъюнктуре рынка товаров/услуг и рынка сбережений); блока социально-демографических характеристик респондента.
В ходе проведения обследования потребительских ожиданий населения применяется стратифицированная (территориальная) непропорциональная многоступенчатая выборка, сформированная на базе сети обследования бюджетов домашних хозяйств.
Общий объем выборочной совокупности обследования равен 5000 респондентов.
Для корректировки («ремонта») выборки используется специальная техника взвешивания, ежегодно разрабатываемая с учетом данных в целом по России о половозрастной структуре взрослого населения (в возрасте 16 лет и старше), распределении числа жителей по населенным пунктам различного типа и различного размера по численности населения, региональной структуре взрослого населения.
Применяемая выборка репрезентативна для населения России в возрасте 16 лет и старше по основным социально-демографическим показателям.
Сбор первичной информации обследования потребительских ожиданий населения проводится методом формализованного персонального интервью по месту жительства респондентов интервьюерами, ведущими обследование бюджетов домашних хозяйств, во втором месяце каждого квартала в 88 субъектах Российской Федерации. Опрашивается только один человек в каждом домохозяйстве из перечня, ежеквартально случайным образом определяемого территориальными органами государственной статистики в соответствии со сведениями об объеме и структуре выборочной совокупности по отдельным регионам, ежегодно разрабатываемыми Госкомстатом России. Отбор конкретного респондента осуществляется «методом последнего дня рождения» (в опросе участвует тот взрослый член домохозяйства, чей прошедший день рождения был ближайшим ко дню опроса).
В третьем месяце каждого квартала проводится компьютерный ввод первичной информации (на региональном уровне – в территориальных органах государственной статистики) и обработка результатов обследования (на федеральном уровне – в центральном аппарате Госкомстата России и его подведомственных организациях). Основными выходными данными обследования являются показатели потребительских ожиданий населения (частные и обобщающие индексы), рассчитываемые по относительным показателям распределения ответов респондентов на соответствующие вопросы опросного листа.
При определении показателей для публикации в официальных статистических изданиях используются основные принципы широко распространенной в мировой статистической практике методики Европейской Комиссии, с применением которой во многих странах проводится гармонизированное обследование потребителей. Частные показатели потребительских ожиданий населения отражают субъективные оценки населения отдельных социально-экономических аспектов общественной жизни: текущего состояния экономики России, экономического положения территории проживания опрашиваемых и их личного материального положения; произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России и личного материального положения респондентов; благоприятности условий для крупных покупок и формирования сбережений; ожидаемого изменения цен и числа безработных; вероятности формирования сбережений и соотношения доходов и расходов в домохозяйстве опрашиваемых. Обобщающий показатель потребительских ожиданий населения, или индекс уверенности потребителя, отражает совокупные потребительские ожидания и намерения в результате прошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, экономической ситуации в России, а также благоприятности условий для крупных покупок на основе субъективных оценок населения.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации