logo search
Экзамен по ТЭАДП

74Методика расчета влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

В процессе анализа изучаются: динамика, выполнение анализа прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения её суммы (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от основной (операционной) деятельности

Прибыль от реализации продукции зависит от 4-х факторов 1-го уровня соподчиненности:

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция убыточна, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастает. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшается.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок (таб.6.1).

ΔПVРП = ПУСЛ1 – П0 = 13930 – 15477 = –1547 тыс. руб.;

ΔПСТР = ПУСЛ2 – ПУСЛ1 = 15498 – 13930 = +1568 тыс. руб.;

ΔПЦ = ПУСЛ3 – ПУСЛ2 = 31586 – 15798 = +16088 тыс. руб.;

ΔПС = П1 –ПУСЛ3 = 18597 – 31586 = –12989 тыс. руб.

Итого +3120 тыс. руб.

Таблица 6.1. Расчет влияния факторов 1-го уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции.

Показатель прибыли

74.1.1.1Факторы

Порядок расчета

Прибыль тыс. руб.

Объем продаж

Структура прибыли

Цена

Себесто-

имость

П0

t0

t0

t0

t0

В0 – З0

15477

ПУСЛ1

t1

t0

t0

t0

П0  КРП

13930

ПУСЛ2

t1

t1

t0

t0

ВУСЛ – ЗУСЛ

15498

ПУСЛ3

t1

t1

t1

t0

В1 – ЗУСЛ

31586

П1

t1

t1

t1

t1

В1 – З1

18597

Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:

где ППП – сумма прибыли на единицу продукции,

VPПОБЩ.Ф – фактический объем реализованной продукции в условно-натуральном выражении.

Удi – удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации, %.

Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему реализации продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель:

где Ri0 – плановая рентабельность i – го вида продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции (VPПi), себестоимости (Ci), среднереализованных цен (Цi).

Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

П = VPПi × (Цi – Ci)

Методика расчета влияния факторов способом ценных подстановок:

П0 = VPП0 × (Ц0 – C0); ΔПОБЩ = П1 – П0;

ПУСЛ1 = VPП1 × (Ц0 – С0); ΔПVРП = ПУСЛ1 – П0;

ПУСЛ2 = VPП1 × (Ц1 – С0); ΔПЦ = ПУСЛ2 – ПУСЛ1;

П1 = VPП1 × (Ц1 – С1). ΔПС = П1 – ПУСЛ2.

Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц (таб.6.2):

ΔПVРП = (VРП1 – П0) × (Ц0 – С0) = (12546 – 10455) × (5,0 – 4,0) = +2091 тыс. руб.;

ΔПЦ = (Ц1 – Ц0) × VРП1 = (6,0 – 5,0) × 12546 = +12546 тыс. руб.;

ΔПС = – (С1 – С0) ×VРП1 = – (4,8 – 4,0) × 12546 = – 10037 тыс. руб.

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.

Таблица 6.2. Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции.

Изделие

Объем продаж, шт.

Цена изделия, тыс. руб.

Себестоимость изделия, тыс. руб.

Сумма прибыли, тыс. руб.

Изменение суммы прибыли, тыс. руб.

Общее

В том числе

t0

t1

t0

t1

t0

t1

t0

t1

Объема продаж

цены

себестоимости

А

10455

12546

5,0

6,0

4,0

4,8

10455

15055

+4600

+2091

+12546

–10037

Б

10045

5904

3,1

3,7

2,6

3,1

5022

3542

–1480

–2070

+3542

–2952

и т.д.

Итого

20500

18450

15477

18597

+3120

+21

+16088

–12989