10Система показателей комплексного анализа хозяйственной деятельности.
Все объекты АХД находят своё отражение в системе показателя плана, отчётности и др. источников показателя информации.
Чаще всего каждое экономическое явление или процесс представляются комплексом взаимосвязанных показателей. Показатели должны дополнять, а не дублировать друг друга, не должны противоречить друг другу.
Система аналитических показателей значительно шире, чем система показателей плана и учёта. Это связано с тем, что в процессе анализа рассматривается большой перечень производственных показателей, необходимых для оценки и диагностики, для прогнозирования и оперативного управления.
По своему содержанию показатели делятся на:
Количественные (Объём выпущенной продукции, количество работников, площадь посева, продолжительность рабочей смены и т.д.) | Качественные (Показывают существующие особенности и свойства изучаемых явлений или процессов, # себестоимость продукции, урожайность и т.д.) |
Изменение количественных показателей обязательно приводит к изменению качественных, и наоборот.
Также показатели делятся на:
Общие (Показатели производительности труда, себестоимости, прибыли, рентабельности, платёжеспособности и т.д.) | Специфические (# калорийность каменного угля, жирность молока, влажность торфа и т.д.) |
Показатели, которые используются в хозяйственной деятельности, по степени синтеза делятся на: обобщающие, частные и косвенные/вспомогательные.
Обобщающие показатели применяются для обобщения характеристики сложных экономических явлений. # Среднегодовая, среднедневная, среднечасовая выработка, приходящаяся на одного работника.
Частные показатели отражают отдельные стороны, элементы исследуемого объекта. # Затраты рабочего времени на производство единицы продукции, или количество произведённой продукции за ед. времени.
Вспомогательные/косвенные показатели используются для более полной характеристики того или иного объекта анализа. # Количество рабочего времени, затраченного на ед. выполняемых работ.
По составу различают:
Единичные - характеризуют отдельные экономические явления | Интегральные - объединяют несколько единичных показателей, с целью получения комплексной оценки рез-ов деят-ти. |
Показатели делятся на: абсолютные (натуральные, стоимостные) и относительные;
Абсолютные - выражаются в денежных, натуральных или условно натуральных единицах | Относительные - показывают соотношение каких либо 2-х абсолютных показателей и выражаются в %, коэффициентах или индексах |
Натуральные показатели выражают величину явлений в физических единицах измерения, # масса, V, S и тд.
Условно натуральные показатели применяются для обобщающей характеристики объёма производства и реализации продукции различного ассортимента. # Условная пара обуви
Стоимостные показатели отражают величину сложных по составу явлений в денежном измерении.
При изучении причинно - следственных связей показатели делятся на: результативный и факторный.
По функциональному признаку различают:
Нормативные показатели, нормы расхода, сырья, топлива и т.д.;
Плановые, это данные оперативных, текущих и перспективных планов;
Учетные, это данные бух., стат. и оперативного учёта;
Отчётные, это данные бух., стат. и оперативной отчётности;
Аналитические, исчисляются в ходе анализа хоз. деятельности для оценки и прогнозирования результатов и эффективности деятельности предприятия. Являются вторичными и, как правило, это относительные величины как темповые, структурные, удельные и т.д.
Комплексное изучение экономики предприятия предполагает систематизацию показателей, т.к. совокупность показателей без учёта их взаимосвязей, соподчинённости не могут дать полного представления от эффективности ХД.
Необходимо чтобы конкретные данные о разных видах деятельности были органически увязаны между собой в единой комплексной системе.
Все показатели, в зависимости от объекта анализа, группируются в подсистемы.
Показатели исходных условий деятельности предприятия (1) характеризуют:
а) наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов для нормальной деятельности предприятия и выполнение его производственной программы;
б) организационно-технический уровень предприятия, его производственную структуру, структуру управления, уровень концентрации и специализации производства, продолжительность производственного цикла, техническую и энергетическую вооруженность ит.д.
в) уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукцию, исследование рынков сбыта, рекламная деятельность и т.д.
Показатели данной подсистемы оказывают влияние на все остальные показатели ХД предприятия. Поэтому АХД рекомендуется начинать с исследования этой подсистемы.
Основными показателями (2) подсистемы являются:
1. фондорентабельность; 2. фондоотдача; 3. фондоемкость;
4. среднегодовая стоимость ОПФ(основные производственные фонды); 5. амортизация.
В (3) подсистеме основные показатели:
Материалоемкость; 2. Материалоотдача; 3. Стоимость используемых предметов труда.
Эти показатели непосредственно связаны с (5,6,7 и 8) подсистемами, они зависят от экономического использования материальных ресурсов подсистемы (3).
(4) подсистема включает показатели:
обеспеченность предпр. трудовыми ресурсами;
показатели использования фонда рабочего времени;
показатели фонда оплаты труда;
показатели производительности труда;
показатели прибыли приходящейся на 1 работника;
показатели прибыли приходящиеся на рубль з/п и т.д.
(5) подсистема содержит показатели производительности реализуемой продукции:
V валовой продукции;
V реализованной продкции;
ритмичность производства;
структура производства;
V отгрузки и реализации продукции.
Показатели (6) подсистемы:
общая сумма затрат на производство и реализацию продукции, в т.ч. по элементам и статьям затрат, по центрам ответственности;
затраты на рубль продукции;
себестоимость отдельных изделий.
(7) подсистема включает абсолютные и относительные показатели, характеризующие финансовый результат деятельности предприятия, т.е. результаты инвестиционной, операционной и финансовой деятельности.
К (8) подсистеме относятся показатели, характеризующие наличие и структуру капитала предприятия по составу источников и форм размещения, эффективность и интенсивность использования собственного и заёмного капитала.
Кроме того, к этой подсистеме относятся показатели, отражающие:
платежеспособность;
кредитоспособность;
инвестиционная привлекательность;
риск банкротства;
финансовую устойчивость предприятия.
Таким образом, все показатели находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, которую необходимо учитывать при проведении комплексного анализа.
Взаимосвязь основных показателей определяет последовательность проведения анализа, т.е. от изучения первичных показателей до обобщающих. Такая последовательность соответствует объективной основе формирования экономических показателей.
В такой последовательности формируются показатели при составлении плана социального и экономического развития предприятия, в той же последовательности рекомендуется проводить АХД, но это не исключает обратную последовательность проведения АХД, т.е. от обобщающих к частным.
- 1Понятие и значение технико–экономического анализа деятельности предприятия.
- 2Виды анализа хозяйственной деятельности и их характеристика.
- 3Классификация анализа хозяйственной деятельности.
- По отраслевому признаку:
- По пространственному признаку:
- По признаку времени:
- По методике изучения объектов:
- 4Что является предметом и объектом анализа хозяйственной деятельности.
- 5Каковы основные задачи анализа хозяйственной деятельности?
- 6Назовите основные принципы анализа хозяйственной деятельности и дайте их характеристику.
- 7Какой вид анализа имеет большее значение: ретроспективный, или перспективный, оперативный или итоговый. Дайте их характеристику.
- 9Основные методы проведения анализа.
- 10Система показателей комплексного анализа хозяйственной деятельности.
- 11Что представляет собой факторный и результативный показатели.
- 12Что понимается под факторным анализом? Каковы его задачи?
- 13Что такое детерминированный и стохастический факторный анализ?
- 14Для чего производится систематизация факторов? Как создается детерминированная факторная система?
- 15Какие основные типы факторных моделей в детерминированном анализе вы знаете?
- 16Чем может быть вызвана несопоставимость показателей? Каковы основные способы приведения показателей в сопоставимый вид?
- 17Как производится преобразование факторных моделей методами расширения, удлинения, сокращения?
- 18В чем сущность приема сравнения? Какие типы сравнений применяют в анализе и какова их цель?
- 19В чем сущность многомерного сравнительного анализа и какова методика определения рейтинга предприятий?
- 20Каковы основные виды относительных величин? в чем сущность и каковы виды средних величин? Для чего они используются в ахд?
- 21В чем сущность и какова роль аналитических группировок в ахд, а также алгоритм их построения?
- 22Для чего используется балансовый метод в анализе хозяйственной деятельности?
- 23Какие виды графиков используются в анализе и какова их роль? Какова роль табличного отражения данных? Каковы основные типы таблиц, используемых в ахд?
- 24Назовите основные способы, используемые для измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе.
- 25Охарактеризуйте сущность, область применения, и процедуру расчета способом цепной подстановки.
- 26Охарактеризуете сущность, область применения, и процедуру расчета способом абсолютных разниц.
- 27Охарактеризуйте сущность, область применения, и процедуру расчета способом относительных разниц.
- 28Охарактеризуете сущность, область применения, и процедуру расчета способом пропорционального деления.
- 29Охарактеризуете сущность, область применения, и процедуру расчета интегральным способом.
- 30Охарактеризуете сущность, область применения, и процедуру расчета способом логарифмирования.
- 31Основные задачи корреляционного анализа.
- 32Как решается уравнение связи при прямолинейной зависимости? Как интерпретируются его коэффициенты?
- 33Как решается уравнение связи при криволинейной зависимости? Как интерпретируются его коэффициенты?
- 34Как проводится многофакторный корреляционный анализ?
- 35Основные принципы и правила организации ахд на предприятии.
- 36Организация информационного обеспечения анализа.
- 37Документальное оформление результатов анализа.
- 38Какова роль автоматизации аналитических расчетов, арм экономиста-аналитика.
- 39Как анализируется обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами. Основные задачи анализа.
- 40Какие показатели используются для характеристики движения трудовых ресурсов предприятия.
- 41Как определяются сверхплановые потери рабочего времени (целодневные, внутрисменные). Назовите причины их образования.
- 42Как определяются резервы увеличения производства продукции за счет сокращения потерь рабочего времени.
- 43Охарактеризуете обобщающие и частные показатели производительности труда и методику их расчета.
- Структурно- логическая схема факторной модели производительности труда.
- 44Как определяются резервы увеличения среднечасовой выработки продукции.
- 45Как определяется трудоемкость единицы продукции, удельная трудоемкость, резервы сокращения трудоемкости продукции.
- 46Анализ использования фонда заработной платы.
- 47Какова взаимосвязь темпов роста заработной платы и темпов роста производительности труда.
- 48Каковы задачи и источники информации анализа использования основных средств.
- 49Показатели, характеризующие техническое состояние основных средств.
- 50Фондоотдача основных производственных фондов. Методика расчета влияния факторов.
- 51Определение фондорентабельности.
- 52Характеристики использования парка установленного оборудования.
- 53Резервы увеличения выпуска продукции за счет более полного использования основных средств.
- 54Задачи и источники информации анализа использования материальных ресурсов и их состояния.
- 55Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами.
- 56Методика определения оптимальной партии заказа и запаса.
- 57Показатели эффективности использования материальных ресурсов.
- 58Определение неиспользованных резервов увеличения выпуска продукции за счет недопоставки материалов, плохого их качества, и нарушения графика поставки.
- 59Анализ выполнения плана материально-технического снабжения по объему, ассортименту, качеству материалов и ритмичности поставки.
- 60Факторная модель материалоемкости продукции.
- 61Основные задачи анализа производства продукции, объекты исследования.
- 62Методика анализа структуры продукции.
- 63Анализ качества продукции.
- 64Анализ ритмичности производства продукции.
- 65Анализ отгрузки и реализации продукции.
- 66Резервы увеличения выпуска и реализации продукции.
- 67Методика анализа общей суммы затрат на производство продукции.
- 68Анализ затрат на рубль произведенной продукции.
- 69Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
- 70Анализ прямой заработной платы.
- 71Методика определения резервов снижения себестоимости продукции.
- 72Основные задачи и источники данных для анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
- 73Анализ состава и динамики прибыли.
- 74Методика расчета влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
- 75Основные показатели рентабельности и методика их расчета.
- 76Факторная модель рентабельности производственной деятельности.
- 77Факторная модель рентабельности оборота.
- 78Факторная модель рентабельности совокупного капитала.
- 79Основные источники резервов увеличения прибыли и методика их расчета.
- 80Методика расчета резервов повышения уровня рентабельности.
- 81Методика маржинального анализа прибыли.
- 82Факторная модель маржинального анализа прибыли в целом по предприятию.
- 83Методика маржинального анализа показателей рентабельности.
- 84Факторная модель маржинального анализа рентабельности в целом по предприятию.
- 85Безубыточны объем продаж и зона безопасности предприятия.
- 86Графически способ определения зоны безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.
- 87Аналитический способ определения зоны безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.
- 88Анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.
- 89Критическая сумма постоянных затрат и переменных расходов на единицу продукции.
- 90Срок окупаемости постоянных затрат предприятия.