logo
Экзамен по ТЭАДП

88Анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия зависят от постоянных и переменных затрат, приходящихся на единицу продукции, и цены единицы продукции.

При повышении цен необходимо реализовать меньше изделий чтобы получить необходимую сумму выручки для капитализации затрат предприятия, а при снижении цен, наоборот, необходимо реализовать больше продукции.

Пример. Предположим, что цена единицы продукции снизилась с 20 до 19 тыс. рублей, переменные затраты снизились с 12 до 10 тыс. рублей, постоянные затраты снизились с 4 до 3,6 млн. рублей, объем производства снизился с 1000 до 920 шт. Определить безубыточный объем реализации продукции в штуках.

VРПкр = А/(Ц - b) = А/Смд = 400 шт.

Используя способ цепной подстановки проведем анализ факторов влияния на изменение объема реализации:

VРПусл1= А1/(Ц0 - b0) = 3600000/(20000 - 12000) = 450 штук

VРПусл2 = А1/(Ц1 - b0) = 3600000/(19000 - 12000) = 514 штук

VРП0 = 500 штук

VРП1 = 400 штук

VРПА = VРПусл1 VРП0 = 450 – 500 = -50

VРПЦ = VРПусл2VРПусл1 = 514 – 450 = 64

VРПb = VРП1VРПусл2 = 400 – 514 = -114

ЗБ =( VРП – VРПкр) / VРП = (920 – 400) / 920 = 56,5%

Для факторного анализа зоны безопасности предприятия может быть использована следующая формула:

ЗБ = (VПР – VПРкр) / VПР = (VПР – А/(Ц – b)) / VПР

При многопродуктовом производстве безубыточный объем продаж определяется в стоимостном выражении, и для факторного анализа безубыточного объема продаж может быть использована следующая формула:

В кр = А / Дмд = А / ∑(Удi * Дмдi) = А / ∑(Удi * (Цi – bi) / Цi)