По признаку времени:
предварительный (перспективный) – проводится до осуществления хоз. операций, необходим для обоснования планов, прогнозов, управленческих решений. Используется для предупреждения плохих последствий на основе оценки чувствительности результативных показателей к изменению факторов внешней среды.
В зависимости от длины временного промежутка делится на:
краткосрочный (до 1 года) – используется для выработки тактики.
долгосрочный (стратегический) – свыше 1 года. для выработки стратегии развития фирмы.
последующий (ретроспективный) – проводится после совершения хоз. операций, используется для изучения тенденций развития, контроля за выполнением оперативных и стратегических планов, для объективной оценки деятельности фирмы. Является основой для перспективного планирования.
Делится на:
оперативный – проводится сразу после совершения операции, за короткое время. Цель: оценить изменения относительно заданных параметров, выявить причины нежелательных отклонений и устранить их, приняв управленческие решения.
итоговый – изучение работы фирмы за отчетный период. Здесь проводится комплексный анализ деятельности фирмы, этим обеспечивается более полная оценка деятельности фирмы за отчетный период.
по периодичности проведения:
периодический – проводится регулярно, за соотв. промежутки времени.
разовый – проводится в связи с единовременными обстоятельствами.
по субъектам (пользователям) анализа:
внутренний (управленческий) – осуществляется непосредственно на фирме для нужд оперативного управления.
внешний – проводится на основании финансовой, статистической отчетности, может проводится банками, инвесторами, аудиторами.
по степени охвата изучаемых объектов:
сплошной – выводы делаются после изучения всех объектов.
выборочный - выводы делаются по результатам обследования только части объектов.
по содержанию программы:
комплексный – деятельность фирмы изучается всесторонне.
тематический – изучаются отдельные стороны деятельности фирмы.
по аспектам исследования:
финансовый анализ – процесс исследования финансового механизма деятельности фирмы.
технико-экономический анализ - ориентирован на изучение организационного и научно-технического уровня фирмы. Направлен на внедрение инноваций в области совершенствования техники и технологии производства. Предмет исследования – причинно-следственные связи технических и экономических явлений.
социально-экономический анализ – изучение причинно-следственных взаимосвязей социальных и экономических явлений, их взаимное влияние и влияние на рез. деятельности фирмы.
экономико-экологический анализ - составная часть управления природоохранной деятельностью предприятия. Исследуются взаимодействие экономических и экологических процессов, связанных с сохранением окружающей среды.
маркетинговый анализ – применяется службой маркетинга для изучения внешней среды функционирования фирмы. Для изучения рынков сырья и сбыта готовой продукции, конкурентоспособности фирмы, спроса, предложения, ценовой политики и пр. Для разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
инвестиционный анализ – для разработки программы развития фирмы, оценки эффективности инвестиционной деятельности, для обоснования оптимального варианта инвестиционного проекта.
функционально-стоимостной анализ – это метод системного исследования объекта на стадии проектирования, направленный на оптимизацию соотношения между потребительскими свойствами изделия и затратами на его разработку, пр-во, реализацию.
логистический анализ – с его помощью исследуются товарные потоки. Логистика координирует сферы: снабжение, пр-во и сбыт готовой продукции и способствует ускорению материальных и денежных потоков.
институциональный анализ – оценивается организация, правовая и политическая обстановка, в рамках которой действует данное предприятие. анализируется нормативная база, отношения с гос., с партнерами и контрагентами, вырабатывается стратегия и тактическая политика фирмы в области делового сотрудничества.
- 1Понятие и значение технико–экономического анализа деятельности предприятия.
- 2Виды анализа хозяйственной деятельности и их характеристика.
- 3Классификация анализа хозяйственной деятельности.
- По отраслевому признаку:
- По пространственному признаку:
- По признаку времени:
- По методике изучения объектов:
- 4Что является предметом и объектом анализа хозяйственной деятельности.
- 5Каковы основные задачи анализа хозяйственной деятельности?
- 6Назовите основные принципы анализа хозяйственной деятельности и дайте их характеристику.
- 7Какой вид анализа имеет большее значение: ретроспективный, или перспективный, оперативный или итоговый. Дайте их характеристику.
- 9Основные методы проведения анализа.
- 10Система показателей комплексного анализа хозяйственной деятельности.
- 11Что представляет собой факторный и результативный показатели.
- 12Что понимается под факторным анализом? Каковы его задачи?
- 13Что такое детерминированный и стохастический факторный анализ?
- 14Для чего производится систематизация факторов? Как создается детерминированная факторная система?
- 15Какие основные типы факторных моделей в детерминированном анализе вы знаете?
- 16Чем может быть вызвана несопоставимость показателей? Каковы основные способы приведения показателей в сопоставимый вид?
- 17Как производится преобразование факторных моделей методами расширения, удлинения, сокращения?
- 18В чем сущность приема сравнения? Какие типы сравнений применяют в анализе и какова их цель?
- 19В чем сущность многомерного сравнительного анализа и какова методика определения рейтинга предприятий?
- 20Каковы основные виды относительных величин? в чем сущность и каковы виды средних величин? Для чего они используются в ахд?
- 21В чем сущность и какова роль аналитических группировок в ахд, а также алгоритм их построения?
- 22Для чего используется балансовый метод в анализе хозяйственной деятельности?
- 23Какие виды графиков используются в анализе и какова их роль? Какова роль табличного отражения данных? Каковы основные типы таблиц, используемых в ахд?
- 24Назовите основные способы, используемые для измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе.
- 25Охарактеризуйте сущность, область применения, и процедуру расчета способом цепной подстановки.
- 26Охарактеризуете сущность, область применения, и процедуру расчета способом абсолютных разниц.
- 27Охарактеризуйте сущность, область применения, и процедуру расчета способом относительных разниц.
- 28Охарактеризуете сущность, область применения, и процедуру расчета способом пропорционального деления.
- 29Охарактеризуете сущность, область применения, и процедуру расчета интегральным способом.
- 30Охарактеризуете сущность, область применения, и процедуру расчета способом логарифмирования.
- 31Основные задачи корреляционного анализа.
- 32Как решается уравнение связи при прямолинейной зависимости? Как интерпретируются его коэффициенты?
- 33Как решается уравнение связи при криволинейной зависимости? Как интерпретируются его коэффициенты?
- 34Как проводится многофакторный корреляционный анализ?
- 35Основные принципы и правила организации ахд на предприятии.
- 36Организация информационного обеспечения анализа.
- 37Документальное оформление результатов анализа.
- 38Какова роль автоматизации аналитических расчетов, арм экономиста-аналитика.
- 39Как анализируется обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами. Основные задачи анализа.
- 40Какие показатели используются для характеристики движения трудовых ресурсов предприятия.
- 41Как определяются сверхплановые потери рабочего времени (целодневные, внутрисменные). Назовите причины их образования.
- 42Как определяются резервы увеличения производства продукции за счет сокращения потерь рабочего времени.
- 43Охарактеризуете обобщающие и частные показатели производительности труда и методику их расчета.
- Структурно- логическая схема факторной модели производительности труда.
- 44Как определяются резервы увеличения среднечасовой выработки продукции.
- 45Как определяется трудоемкость единицы продукции, удельная трудоемкость, резервы сокращения трудоемкости продукции.
- 46Анализ использования фонда заработной платы.
- 47Какова взаимосвязь темпов роста заработной платы и темпов роста производительности труда.
- 48Каковы задачи и источники информации анализа использования основных средств.
- 49Показатели, характеризующие техническое состояние основных средств.
- 50Фондоотдача основных производственных фондов. Методика расчета влияния факторов.
- 51Определение фондорентабельности.
- 52Характеристики использования парка установленного оборудования.
- 53Резервы увеличения выпуска продукции за счет более полного использования основных средств.
- 54Задачи и источники информации анализа использования материальных ресурсов и их состояния.
- 55Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами.
- 56Методика определения оптимальной партии заказа и запаса.
- 57Показатели эффективности использования материальных ресурсов.
- 58Определение неиспользованных резервов увеличения выпуска продукции за счет недопоставки материалов, плохого их качества, и нарушения графика поставки.
- 59Анализ выполнения плана материально-технического снабжения по объему, ассортименту, качеству материалов и ритмичности поставки.
- 60Факторная модель материалоемкости продукции.
- 61Основные задачи анализа производства продукции, объекты исследования.
- 62Методика анализа структуры продукции.
- 63Анализ качества продукции.
- 64Анализ ритмичности производства продукции.
- 65Анализ отгрузки и реализации продукции.
- 66Резервы увеличения выпуска и реализации продукции.
- 67Методика анализа общей суммы затрат на производство продукции.
- 68Анализ затрат на рубль произведенной продукции.
- 69Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
- 70Анализ прямой заработной платы.
- 71Методика определения резервов снижения себестоимости продукции.
- 72Основные задачи и источники данных для анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
- 73Анализ состава и динамики прибыли.
- 74Методика расчета влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
- 75Основные показатели рентабельности и методика их расчета.
- 76Факторная модель рентабельности производственной деятельности.
- 77Факторная модель рентабельности оборота.
- 78Факторная модель рентабельности совокупного капитала.
- 79Основные источники резервов увеличения прибыли и методика их расчета.
- 80Методика расчета резервов повышения уровня рентабельности.
- 81Методика маржинального анализа прибыли.
- 82Факторная модель маржинального анализа прибыли в целом по предприятию.
- 83Методика маржинального анализа показателей рентабельности.
- 84Факторная модель маржинального анализа рентабельности в целом по предприятию.
- 85Безубыточны объем продаж и зона безопасности предприятия.
- 86Графически способ определения зоны безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.
- 87Аналитический способ определения зоны безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.
- 88Анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.
- 89Критическая сумма постоянных затрат и переменных расходов на единицу продукции.
- 90Срок окупаемости постоянных затрат предприятия.