logo
Экзамен по ТЭАДП

82Факторная модель маржинального анализа прибыли в целом по предприятию.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

Маржинальный доход (МД ) – это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия (Н):

МД=П+Н,

откуда: П=МД - Н.

Очень часто при определении суммы прибыли вместо маржинального дохода используется выручка (ВР) и удельный вес маржинального дохода в ней (Ду):

При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять модифицированную формулу определения прибыли: если известны количество проданной продукции и ставка маржинального дохода (Дс) в цене за единицу продукции:

П=К-ДС - Н;

ДС=Ц - V;

П=К(Ц -V) - Н,

где V - переменные затраты на единицу продукции.

Формула позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.

Средняя доля маржинального дохода в выручке в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (Удi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене):

.

После этого факторная модель прибыли от реализации продукции будет иметь вид

.

Она позволяет установить изменение прибыли за счет количества (объемов) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.

Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволяет более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Однако это станет возможным только при условии организации планирования и учета издержек предприятий по системе директ-костинг, т.е. их разделение на постоянные и переменные.