74Методика расчета влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
В процессе анализа изучаются: динамика, выполнение анализа прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения её суммы (рис. 6.2).
Рис. 6.2. Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от основной (операционной) деятельности
Прибыль от реализации продукции зависит от 4-х факторов 1-го уровня соподчиненности:
Объема реализации продукции (VPП)
Её структуры (Удi)
Себестоимости (Сi)
Уровня среднереализационных цен (Цi)
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция убыточна, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастает. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшается.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок (таб.6.1).
Изменение суммы прибыли за счет объема реализации продукции:
ΔПVРП = ПУСЛ1 – П0 = 13930 – 15477 = –1547 тыс. руб.;
Структуры товарной продукции:
ΔПСТР = ПУСЛ2 – ПУСЛ1 = 15498 – 13930 = +1568 тыс. руб.;
Средних цен реализации:
ΔПЦ = ПУСЛ3 – ПУСЛ2 = 31586 – 15798 = +16088 тыс. руб.;
Себестоимости реализованной продукции:
ΔПС = П1 –ПУСЛ3 = 18597 – 31586 = –12989 тыс. руб.
Итого +3120 тыс. руб.
Таблица 6.1. Расчет влияния факторов 1-го уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции.
Показатель прибыли | 74.1.1.1Факторы | Порядок расчета | Прибыль тыс. руб. | |||
Объем продаж | Структура прибыли | Цена | Себесто- имость | |||
П0 | t0 | t0 | t0 | t0 | В0 – З0 | 15477 |
ПУСЛ1 | t1 | t0 | t0 | t0 | П0 КРП | 13930 |
ПУСЛ2 | t1 | t1 | t0 | t0 | ВУСЛ – ЗУСЛ | 15498 |
ПУСЛ3 | t1 | t1 | t1 | t0 | В1 – ЗУСЛ | 31586 |
П1 | t1 | t1 | t1 | t1 | В1 – З1 | 18597 |
Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:
где ППП – сумма прибыли на единицу продукции,
VPПОБЩ.Ф – фактический объем реализованной продукции в условно-натуральном выражении.
Удi – удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации, %.
Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему реализации продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель:
где Ri0 – плановая рентабельность i – го вида продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции (VPПi), себестоимости (Ci), среднереализованных цен (Цi).
Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:
П = VPПi × (Цi – Ci)
Методика расчета влияния факторов способом ценных подстановок:
П0 = VPП0 × (Ц0 – C0); ΔПОБЩ = П1 – П0;
ПУСЛ1 = VPП1 × (Ц0 – С0); ΔПVРП = ПУСЛ1 – П0;
ПУСЛ2 = VPП1 × (Ц1 – С0); ΔПЦ = ПУСЛ2 – ПУСЛ1;
П1 = VPП1 × (Ц1 – С1). ΔПС = П1 – ПУСЛ2.
Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц (таб.6.2):
ΔПVРП = (VРП1 – П0) × (Ц0 – С0) = (12546 – 10455) × (5,0 – 4,0) = +2091 тыс. руб.;
ΔПЦ = (Ц1 – Ц0) × VРП1 = (6,0 – 5,0) × 12546 = +12546 тыс. руб.;
ΔПС = – (С1 – С0) ×VРП1 = – (4,8 – 4,0) × 12546 = – 10037 тыс. руб.
Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.
Таблица 6.2. Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции.
Изделие | Объем продаж, шт. | Цена изделия, тыс. руб. | Себестоимость изделия, тыс. руб. | Сумма прибыли, тыс. руб. | Изменение суммы прибыли, тыс. руб. | |||||||
Общее | В том числе | |||||||||||
t0 | t1 | t0 | t1 | t0 | t1 | t0 | t1 | Объема продаж | цены | себестоимости | ||
А | 10455 | 12546 | 5,0 | 6,0 | 4,0 | 4,8 | 10455 | 15055 | +4600 | +2091 | +12546 | –10037 |
Б | 10045 | 5904 | 3,1 | 3,7 | 2,6 | 3,1 | 5022 | 3542 | –1480 | –2070 | +3542 | –2952 |
и т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого | 20500 | 18450 | – | – | – | – | 15477 | 18597 | +3120 | +21 | +16088 | –12989 |
- 1Понятие и значение технико–экономического анализа деятельности предприятия.
- 2Виды анализа хозяйственной деятельности и их характеристика.
- 3Классификация анализа хозяйственной деятельности.
- По отраслевому признаку:
- По пространственному признаку:
- По признаку времени:
- По методике изучения объектов:
- 4Что является предметом и объектом анализа хозяйственной деятельности.
- 5Каковы основные задачи анализа хозяйственной деятельности?
- 6Назовите основные принципы анализа хозяйственной деятельности и дайте их характеристику.
- 7Какой вид анализа имеет большее значение: ретроспективный, или перспективный, оперативный или итоговый. Дайте их характеристику.
- 9Основные методы проведения анализа.
- 10Система показателей комплексного анализа хозяйственной деятельности.
- 11Что представляет собой факторный и результативный показатели.
- 12Что понимается под факторным анализом? Каковы его задачи?
- 13Что такое детерминированный и стохастический факторный анализ?
- 14Для чего производится систематизация факторов? Как создается детерминированная факторная система?
- 15Какие основные типы факторных моделей в детерминированном анализе вы знаете?
- 16Чем может быть вызвана несопоставимость показателей? Каковы основные способы приведения показателей в сопоставимый вид?
- 17Как производится преобразование факторных моделей методами расширения, удлинения, сокращения?
- 18В чем сущность приема сравнения? Какие типы сравнений применяют в анализе и какова их цель?
- 19В чем сущность многомерного сравнительного анализа и какова методика определения рейтинга предприятий?
- 20Каковы основные виды относительных величин? в чем сущность и каковы виды средних величин? Для чего они используются в ахд?
- 21В чем сущность и какова роль аналитических группировок в ахд, а также алгоритм их построения?
- 22Для чего используется балансовый метод в анализе хозяйственной деятельности?
- 23Какие виды графиков используются в анализе и какова их роль? Какова роль табличного отражения данных? Каковы основные типы таблиц, используемых в ахд?
- 24Назовите основные способы, используемые для измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе.
- 25Охарактеризуйте сущность, область применения, и процедуру расчета способом цепной подстановки.
- 26Охарактеризуете сущность, область применения, и процедуру расчета способом абсолютных разниц.
- 27Охарактеризуйте сущность, область применения, и процедуру расчета способом относительных разниц.
- 28Охарактеризуете сущность, область применения, и процедуру расчета способом пропорционального деления.
- 29Охарактеризуете сущность, область применения, и процедуру расчета интегральным способом.
- 30Охарактеризуете сущность, область применения, и процедуру расчета способом логарифмирования.
- 31Основные задачи корреляционного анализа.
- 32Как решается уравнение связи при прямолинейной зависимости? Как интерпретируются его коэффициенты?
- 33Как решается уравнение связи при криволинейной зависимости? Как интерпретируются его коэффициенты?
- 34Как проводится многофакторный корреляционный анализ?
- 35Основные принципы и правила организации ахд на предприятии.
- 36Организация информационного обеспечения анализа.
- 37Документальное оформление результатов анализа.
- 38Какова роль автоматизации аналитических расчетов, арм экономиста-аналитика.
- 39Как анализируется обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами. Основные задачи анализа.
- 40Какие показатели используются для характеристики движения трудовых ресурсов предприятия.
- 41Как определяются сверхплановые потери рабочего времени (целодневные, внутрисменные). Назовите причины их образования.
- 42Как определяются резервы увеличения производства продукции за счет сокращения потерь рабочего времени.
- 43Охарактеризуете обобщающие и частные показатели производительности труда и методику их расчета.
- Структурно- логическая схема факторной модели производительности труда.
- 44Как определяются резервы увеличения среднечасовой выработки продукции.
- 45Как определяется трудоемкость единицы продукции, удельная трудоемкость, резервы сокращения трудоемкости продукции.
- 46Анализ использования фонда заработной платы.
- 47Какова взаимосвязь темпов роста заработной платы и темпов роста производительности труда.
- 48Каковы задачи и источники информации анализа использования основных средств.
- 49Показатели, характеризующие техническое состояние основных средств.
- 50Фондоотдача основных производственных фондов. Методика расчета влияния факторов.
- 51Определение фондорентабельности.
- 52Характеристики использования парка установленного оборудования.
- 53Резервы увеличения выпуска продукции за счет более полного использования основных средств.
- 54Задачи и источники информации анализа использования материальных ресурсов и их состояния.
- 55Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами.
- 56Методика определения оптимальной партии заказа и запаса.
- 57Показатели эффективности использования материальных ресурсов.
- 58Определение неиспользованных резервов увеличения выпуска продукции за счет недопоставки материалов, плохого их качества, и нарушения графика поставки.
- 59Анализ выполнения плана материально-технического снабжения по объему, ассортименту, качеству материалов и ритмичности поставки.
- 60Факторная модель материалоемкости продукции.
- 61Основные задачи анализа производства продукции, объекты исследования.
- 62Методика анализа структуры продукции.
- 63Анализ качества продукции.
- 64Анализ ритмичности производства продукции.
- 65Анализ отгрузки и реализации продукции.
- 66Резервы увеличения выпуска и реализации продукции.
- 67Методика анализа общей суммы затрат на производство продукции.
- 68Анализ затрат на рубль произведенной продукции.
- 69Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
- 70Анализ прямой заработной платы.
- 71Методика определения резервов снижения себестоимости продукции.
- 72Основные задачи и источники данных для анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
- 73Анализ состава и динамики прибыли.
- 74Методика расчета влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
- 75Основные показатели рентабельности и методика их расчета.
- 76Факторная модель рентабельности производственной деятельности.
- 77Факторная модель рентабельности оборота.
- 78Факторная модель рентабельности совокупного капитала.
- 79Основные источники резервов увеличения прибыли и методика их расчета.
- 80Методика расчета резервов повышения уровня рентабельности.
- 81Методика маржинального анализа прибыли.
- 82Факторная модель маржинального анализа прибыли в целом по предприятию.
- 83Методика маржинального анализа показателей рентабельности.
- 84Факторная модель маржинального анализа рентабельности в целом по предприятию.
- 85Безубыточны объем продаж и зона безопасности предприятия.
- 86Графически способ определения зоны безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.
- 87Аналитический способ определения зоны безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.
- 88Анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.
- 89Критическая сумма постоянных затрат и переменных расходов на единицу продукции.
- 90Срок окупаемости постоянных затрат предприятия.