Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
йй Федеральная программа статистиче-ских работ
ИВС Госкомстата России представляет собой совокупность методов и средств современной информационной технологии и предназначена для комплексной автоматизации статистических работ, включающих процессы сбора, обработки, хранения, накопления, актуализации, анализа, представления, распространения и использования статистической информации на федеральном, региональном и районном уровнях. Архитектура ИВС включает в себя следующие компоненты:
информационные ресурсы федерального, регионального и районного уровней в виде собственно статистической информации, системы метаинформации и совокупности методологических материалов;
технические ресурсы в составе вычислительных средств, средств телекоммуникаций и связи, информационно-издательских и полиграфических средств;
программно-технологические ресурсы, включающие базовое и прикладное программное обеспечение, проектно-технологическую документацию, стандарты и соглашения.
Информационные потоки в статистике постоянно преобразуются за счет совершенствования телекоммуникаций, средств связи, внедрения передовых информационных технологий, которые позволяют уменьшать нагрузку на технический компонент системы. Но более кардинальный эффект в плане сокращения затрат системы дает совершенствование самой государственной статистики, совершенствование методологии статистических наблюдений и в соответствии с этим оптимизация структуры ИВС Госкомстата России.
В середине 90-х годов преобладающим технологическим средством в системе Госкомстата России были КЭОИ – комплексы электронной обработки (статистической) информации. При такой технологии сбор и обработка форм первичной регламентной статистической отчетности предприятий осуществлялись на районном и региональном уровнях, передача данных первичных отчетов по уровням системы производилась по почте, нарочным, по телетайпу, телеграфу и по телефонным каналам связи. Достаточно трудоемкая подготовка данных осуществлялась на магнитных носителях в соответствии с макетами подготовки данных для ЕС ЭВМ или ПЭВМ, в основном, на региональном уровне. Там же производились контроль и обработка подготовленной информации с помощью специализированных программных комплексов на ЕС ЭВМ и/или ПЭВМ, в результате которых получали выходные своды и разрезы для передачи на федеральный уровень. При этом, на районном уровне, ввиду почти повсеместного отсутствия ЭВМ (ПЭВМ), собираемая информация, как правило, обрабатывалась вруч-
ную, в связи с чем практически невозможно было оперативно получать выходные отчеты, интересующие местные органы управления, и накапливать информацию для аналитической работы.
На региональном уровне действовал достаточно мощный по производительности, но очень энергоемкий комплекс средств электронной обработки данных. Комплексы электронной обработки информации спроектированы, как правило, так, что они не оставляют после себя каких-либо систематизированных баз данных, которые могли бы способствовать проведению оперативного анализа и получению необходимых разрезов и сведений, кроме тех, которые заранее предусмотрены программой разработки.
Достаточно большое распространение имели локальные каталоги и справочники. Это вызывало известные затруднения при попытках обеспечения сопоставимости статистической информации на региональном уровне. Отсутствие систематизированных баз данных после обработки с помощью КЭОИ осложняло проведение работ по региональной статистике. В отдельных случаях в регионах предпринимались дополнительно к программно предусмотренным в КЭОИ меры по извлечению информации на выходе и размещению ее в региональной базе данных для социально-экономического анализа.
Во второй половине 90-х годов ХХ столетия происходил переход, продолжающийся и в настоящее время от технологий, которые обеспечивались программно в среде DOS, к технологиям в среде Windows при развитии собственной технической базы, средств связи, телекоммуникаций, кооперирования с информационными системами других ведомств.
Произошедшие за последнее время изменения в информационных технологиях как в производительности отдельных вычислительных комплексов, так и в телекоммуникациях позволили проводить дальнейшее развитие существующих процессов сбора, обработки и распространения статистической информации.
Развитие информационно-вычислительной системы проводилось в связи со стратегическими задачами внедрения технологических новшеств, определенными Федеральной целевой программой реформирования статистики 1997-2000 годов, и с учетом накопленного Госкомстатом России опыта.
В 1998 г. был осуществлен полный переход на региональном уровне от затратной и трудоемкой технологии обработки данных на морально и физически устаревших ЕС ЭВМ к современным технологиям работы в среде локально-вычислительных сетей (ЛВС).
На базе разрабатываемой унифицированной системы сбора и обработки статистических данных и разработанной технологической схемы электронной обработки статистической информации осуществляется перевод в среду Windows действующего и разрабатываемого прикладного программного обеспечения.
Проведены работы по внедрению методов и средств сбора статистических данных в электронной форме непосредственно с предприятий, в том числе с использованием Интернет-технологий, и по внедрению средств автоматизированного ввода данных с использованием сканирования.
В целях сокращения сроков технологической обработки статистической информации, повышения качества и увеличения пропускной способности регулярно осуществляется замена морально и физически устаревшей вычислительной техники и программного обеспечения.
Проведены работы по реализации банковской технологии для электронной обработки данных. Процесс перехода от технологии решения отдельных статистических задач к банковской технологии электронной обработки данных, при которой формируются и ведутся базы данных в среде ЛВС, выдвинул новые требования к программно-технологическому обеспечению, которое при совершенствовании технической базы ИВС позволяет унифицировать сбор, обработку и накопление информации за счет более широкого применения типовых программных средств, особенно по управлению базами данных. При этом произошел перевод программирования задач из среды DOS в Windows.
Основные информационные потоки в системе государственной статистики определяются процессами сбора, обработки, хранения и передачи информации. Направление информационных потоков в системе, в основном, определяется иерархической организационной структурой Госкомстата России и принятой технологией обработки данных (схема 8).
В ИВС федерального уровня входят: ИВС центрального аппарата Госкомстата России, на базе которой ведутся, в частности, информационные фонды статистических показателей и готовых документов; ИВС ГМЦ Госкомстата России, осуществляет обработку статистической информации и ведение статистических регистров; ИВС подведомственных организаций, включая НИПИстатинфрорм, обеспечивает проектирование, разработку и сопровождение программно-технологических решений.
На региональном уровне в состав ИВС входят ИВС территориальных органов Госкомстата России, которые обеспечивают сбор, предварительную обработку статистической информации в регионах, предоставление информации для региональных администраций и других потребителей, ведение части регистров и классификаторов по соответствующему региону.
Схема 8
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации