Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
(условный пример)
Площадь сельско-хозяйственных угодий, га (1-й группировочный признак) | Среднегодовая численность работников, человек (2-й группировочный признак) | Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. (3-й группировочный признак) |
1-я группа до 2000 |
1 до 200 | 1 до 10000 2 10000 – 15000 3 свыше 15000 |
|
2 200-600 | 4 5 6 |
|
3 свыше 600 | 7 8 9 |
2-я группа 2000-6000 |
1 | 10 11 12 |
|
2 | 13 14 15 |
|
3 | 16 17 18 |
3-я группа свыше 6000 |
1 | 19 20 21 |
|
2 | 22 23 24 |
|
3 | 25 26 27 |
Количество групп | x | 27 |
Генеральная совокупность – сельскохозяйственные организации региона, включенные в субрегистр «Сельскохозяйственные товаропроизводители». Сельскохозяйственные организации, не имеющие сельхозугодий (первый группировочный признак), из совокупности исключаются. Единица отбора и единица наблюдения – сельскохозяйственная организация. Основа выборки – список сельхозорганизаций региона, ранжированных в порядке формирования трехмерной вложенной группировки по третьему группировочному признаку – среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Тип выборки – стратифицированная по трем признакам случайная выборка.
Внутри каждой типической группы построенного распределения по показателю «Площадь сельскохозяйственных угодий» строятся распределения по показателю «Среднегодовая численность работников» методом бинарного деления.
Внутри каждой группы по второму признаку «Среднегодовая численность работников» проводится бинарное деление по третьему признаку «Среднегодовая стоимость основных производственных фондов» (аналогично построению по первому группировочному признаку).
Многоцелевая выборка по сравнению с одноцелевым обследованием имеет ряд особенностей при оценке ее репрезентативности. Если при одноцелевом обследовании можно проверить репрезентативность выборочной совокупности по одному или нескольким признакам, то при многоцелевом обследовании сложно составить перечень всех показателей, необходимых для этого.
Для предварительной оценки репрезентативности отобранной совокупности сельскохозяйственных организаций проверяется соответствие генеральных и выборочных распределений путем расчета критерия согласия К. Пирсона 2 (хи-квадрат). Критерий 2 характеризует вероятностную оценку расхождения между генеральным и выборочным распределениями. Для определения меры расхождения между ними применяется критерий согласия Б.С. Ястремского.
Выборочная сеть хозяйств населения. В последние годы, в связи с перераспределением земель, интенсивным выделением земельных участков собственникам личных подсобных хозяйств, владельцам садов и огородов, изменилась структура сельскохозяйственных производителей в сторону расширения индивидуального сектора в экономике сельского хозяйства.
Населением производится более половины объема продукции сельского хозяйства. На долю хозяйств населения приходится свыше 90% производства картофеля, 80% овощей, 55% мяса, 50% молока и около трети яиц.
В 1997 г. в целях совершенствования статистического наблюдения за сельскохозяйственным производством в индивидуальном секторе, обеспечения полноты и объективности информации принято решение о создании выборочной сети хозяйств населения в сельской местности взамен ранее используемой сети бюджетного обследования.
В качестве основы выборки хозяйств населения используются списки плательщиков земельного налога, отбор производится непосредственно по показателю, составляющему основу сельскохозяйственного производства – общей земельной площади.
Многочисленность генеральной совокупности хозяйств населения (более 16 миллионов хозяйств) требует применения многоступенчатого отбора, который эффективен в случаях отсутствия полного перечня генеральной совокупности и характеризуется достаточно простой процедурой организации отбора, позволяющей пользоваться существующим естественным или административным делением исходной совокупности на группы.
При многоступенчатом отборе извлечение единиц, подлежащих обследованию, происходит лишь на заключительной стадии, после нескольких последовательных случайных отборов. Соответственно различают единицы отбора первой ступени (первичные единицы), второй ступени (вторичные единицы) и т.д.
Для формирования выборочной совокупности хозяйств населения используется метод 4 - ступенчатой территориальной выборки для региона, где на каждой ступени отбора (район, сельский округ, населенный пункт, хозяйство населения) проводится выборка с вероятностью, пропорциональной величине показателя, лежащего в основе отбора (общая площадь земли, выделенной хозяйствам населения).
Для построения многоступенчатой выборки используются географические или топографические карты, позволяющие обеспечить равновозможность попадания в выборку хозяйств всех природно-климатических зон региона. Карты используются во всех регионах на первой ступени при формировании выборочной совокупности административных районов, а в отдельных регионах и на второй ступени (районном уровне) – при отборе сельских округов.
Генеральная совокупность определяется для каждой из четырех ступеней отбора: I ступень – совокупность административных районов на 1 января; II ступень – совокупность сельских округов в отобранных административных районах; III ступень – совокупность населенных пунктов в отобранных сельских округах; IV ступень – совокупность хозяйств населения в отобранных населенных пунктах.
Единица отбора: I ступень – административный район; II ступень – сельский округ; III ступень – населенный пункт; IV ступень – хозяйство населения.
Единица наблюдения (единица, подлежащая статистическому наблюдению) – хозяйство населения.
Для каждой из четырех генеральных совокупностей строится своя основа выборки:
I ступень – список административных районов на начало отчетного года, сформированный по географической или топографической карте административно-территориального деления путем движения по «серпантину» с севера на юг, с указанием количества личных подсобных хозяйств каждого района и общей площади предоставленной им земли;
II ступень – список сельских округов районов, попавших в выборку на I ступени отбора, расположенных в принятом для каждого района порядке, с указанием количества личных подсобных хозяйств каждого сельского округа и общей площади предоставленной им земли;
III ступень – список населенных пунктов сельских округов, попавших в выборку на II ступени отбора, расположенных в принятом для каждого округа порядке, с указанием количества личных подсобных хозяйств каждого населенного пункта и общей площади предоставленной им земли;
IV ступень – список хозяйств населения населенных пунктов, попавших в выборку на III ступени отбора, построенный в принятом для каждого населенного пункта порядке, с указанием площади выделенной им земли.
Шаг отбора на каждой ступени рассчитывается как отношение общей площади земли, выделенной хозяйствам населения на каждой ступени, к объему выборки данной ступени.
Выборочная совокупность хозяйств населения формируется на IV ступени отбора из полного списка хозяйств, отобранных на III ступени населенных пунктов, с указанием площади выделенной земли.
После проведения выборочного обследования хозяйств населения проводится оценка данных на уровне региона. Распространение выборочных данных производится следующими методами: простое распространение (по средней); распространение по общей вероятности отобранного хозяйства населения; распространение по расчетной вероятности на каждой из четырех ступеней отбора; распространение по доле общей площади выделенной земли отобранных хозяйств района в общей площади земли региона (оценка по отношению).
Для регионов с численностью хозяйств населения менее 50 тысяч разработана и внедрена: методика трехступенчатой выборки (число административных районов менее 20, сельских округов более 20), в которой I ступень – сельские округа, II ступень – населенные пункты, III ступень – хозяйства населения, и методика двухступенчатой выборки (число сельских округов менее 20), в которой I ступень – населенные пункты, II ступень – хозяйства населения.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации