5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
Госкомстат России организует проведение государственных статистических наблюдений на основе утверждаемой Госкомстатом России официальной статистической методологии по формам федерального государственного статистического наблюдения, которые являются статистическими стандартами Российской Федерации.
Форма государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности) – это формуляр установленного образца, предназначенный для сбора первичных статистических данных от отчитывающихся субъектов в виде документированной информации, содержащий вопросы программы наблюдения, информацию о периодичности представления данных, круге респондентов, адресах и сроках представления отчетности.
Статистическая информация, полученная при проведении государственных статистических наблюдений по формам государственной статистической отчетности, включает данные, обеспечивающие формирование сводной официальной статистической информации о социально-экономическом и демографическом положении страны, ее регионов, отраслей и секторов экономики, включенной в Федеральную программу статистических работ на соответствующий год, а также Программу развития государственной статистической системы до 2005 г.
Органы государственной власти и местного самоуправления, юридические лица, их филиалы и представительства, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны представлять в Госкомстат России, его территориальные органы и находящиеся в ведении Комитета организации статистическую информацию, необходимую для проведения государственных статистических наблюдений, по формам государственного статистического наблюдения на безвозмездной основе.
Формы федерального государственного статистического наблюдения, утверждаемые Госкомстатом России, предназначены для сбора и обработки статистической информации в системе Госкомстата России, – централизованные, а также для сбора и обработки статистической информации в системе других федеральных органов исполнительной власти в соответствии с предметом их ведения – нецентрализованные.
Централизованные формы государственной статистической отчетности, утверждаемые Госкомстатом России, подразделяются на периодические, предназначенные для сбора статистической информации за определенный период (месяц, квартал, полугодие, год и пр.), и единовременные. Информация по формам может собираться как нарастающим итогом, так и за конкретный период, указанный в форме.
Единые требования к оформлению и построению форм государственного статистического наблюдения устанавливаются Госкомстатом России в отраслевом (ведомственном) стандарте на формуляр-образец государственного статистического наблюдения.
Указанный стандарт предполагает наличие на титульном листе каждой формы наименования и индекса формы, периодичности и сроков представления информации, адресной части с установленной схемой информационных потоков, реквизитов об утверждении формы Госкомстатом России, кодовой зоны с указанием кодов по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации, на основе которых осуществляется разработка показателей формы, а также текстовой части об обеспечении органами государственной статистики конфиденциальности представляемой отчитывающимися субъектами информации и требования к обязательности представления ими информации.
Состав и методология исчисления показателей, круг субъектов, представляющих статистическую информацию, адреса, сроки и способы ее представления, которые указываются на бланках форм государственного статистического наблюдения и в инструктивных материалах по их заполнению, являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов и не могут быть изменены без санкций Госкомстата России.
Заполненные формы государственного статистического наблюдения подписываются руководителем организации (в случае отсутствия руководителя – лицом его замещающим), лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Госкомстат России обеспечивает в пределах своей компетенции защиту первичных статистических данных, представляемых отчитывающимися субъектами по формам федерального государственного статистического наблюдения, что соответствует Основополагающим принципам официальной статистики, принятым Статистической комиссией ООН в 1994 г. (см. приложение 4).
Госкомстат России гарантирует отчитывающимся субъектам конфиденциальность полученной от них статистической информации по формам государственного статистического наблюдения и предусматривает соответствующую запись об обеспечении гарантии обеспечения конфиденциальности на бланках форм. Соблюдение конфиденциальности индивидуальных данных организации является основой поддержания доверия респондентов к органам статистики и залогом достоверности формируемой сводной информации.
Сбор первичной статистической информации осуществляется в целях получения сводных (агрегированных) статистических данных. Собранная статистическая информация не предназначена для использования в контрольных или фискальных целях.
Основными принципами формирования статистической информационной базы при разработке и утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения являются их унификация и упрощение, оптимизация состава показателей, устранение фактов дублирования информации, снижение нагрузки на отчитывающиеся организации.
Сбор статистической отчетности осуществляется органами государственной статистики как на основе базовых унифицированных форм, содержащих наиболее общие экономические и структурные показатели и представляемых всеми юридическими лицами (кроме субъектов малого предпринимательства), так и на основе специализированных форм отраслевой статистики по расширенному перечню показателей и установленному кругу отчитывающихся субъектов. Учитывая типологическое деление предприятий (крупные и средние, малые) и установленый действующим законодательством упрощенный порядок представления отчетности субъектами малого предпринимательства, отдельные формы предназначены для статистического наблюдения за деятельностью этих хозяйствующих субъектов.
Информационная совместимость статистических ресурсов обеспечивается путем внедрения в статистический инструментарий общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, удовлетворяющих требованиям гармонизации с международными классификациями и стандартами.
Госкомстат России ежегодно осуществляет пересмотр форм федерального государственного статистического наблюдения, централизованных в органах государственной статистики, с целью актуализации и совершенствования системы показателей, характеризующих социально-экономические и демографические процессы в обществе, с учетом требований построения системы национальных счетов и в соответствии с международными стандартами, а также потребностями федеральных органов государственной власти и других пользователей.
Следует заметить, что важной задачей Госкомстата России является опубликование постановлений об утверждении форм и своевременное обеспечение бланками форм отчитывающихся субъектов.
В соответствии с действующим порядком постановления об утверждении форм, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в журнале «Вопросы статистики» и являются официальной публикацией Госкомстата России.
Работа по актуализации и совершенствованию форм государственной статистической отчетности – одно из основных направлений деятельности Госкомстата России. В 2003 г. информационные ресурсы Госкомстата России формировались на основе 260 форм федерального государственного статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым централизованы в органах государственной статистики. Из них 110 форм (42,3%) – с годовой периодичностью представления данных, 62 формы (23,8%) – с квартальной и 57 (21,9%) – с месячной периодичностью, 20 (7,7%) – единовременные и представляемые раз в несколько лет, 11 (4,3%) – прочие. Общий объем входной статистической информации в расчете на год по всем этим формам (с учетом периодичности) составляет около 117 тыс. показателей.
Федеральное государственное статистическое наблюдение осуществляется также на основе форм, нецентрализованных в органах государственной статистики. Сбор и обработку информации по указанным формам осуществляют министерства и ведомства в соответствии с предметом их ведения с представлением сводных итогов в Госкомстат России.
В рамках межотраслевой координации и функционального регулирования в сфере государственной статистики Госкомстат России осуществляет работу по переутверждению нецентрализованных в органах государственной статистики форм федерального государственного статистического наблюдения по представлению их федеральными органами исполнительной власти.
Так, за период с 1 января по 1 ноября 2003 г., по представлению 9 министерств и ведомств, пересмотрены 27 форм, в т.ч. введены 4 новые формы. Общее число форм федерального государственного статистического наблюдения, нецентрализованных в органах государственной статистики, по состоянию на 1 ноября 2003 г. составило 358.
Нарушение порядка представления статистической информации, а равно и представление недостоверной статистической информации, влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195‑ФЗ «Об административных правонарушениях», а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 30 мая 1992 г. № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности».
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации