logo search
ehkonomika_predprijatija (1)

5. Правовая самостоятельность предприятия

Предприятие обладает самостоятельнос­тью в организации производства и коммер­ческой свободой. Оно определяет пути и спо­собы реализации своей продукции, выбира­ет контрагентов, с которыми будет иметь дело; экономические связи закрепляются до­говорами. Важным условием коммерческой свободы является также свободное ценооб­разование.

Предприятие имеет полную самостоятель­ность в том смысле, что над ним нет инстан­ции, управляющей его хозяйственной дея­тельностью. В то же время оно не свободно от требований рынка и действий государ­ственных органов, наделенных полномочия­ми контролировать его деятельность в опре­деленных законодательством сферах (нало­говой, таможенной, природоохранной и т. д.). Предприятие, осуществляя самостоятельное хозяйствование, связано через систему ры­ночных связей (рынки ресурсов и готовой продукции) с другими предприятиями, по­ставщиками и потребителями.

Обладая самостоятельностью, предприятие берет на себя ответственность за результаты своей деятельности. Оно отвечает за нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательств, продажу товаров, пользование которыми может причинить вред здоровью, и за нарушение иных правил, пре­дусмотренных законодательством. Помимо этого, предприятие должно быть организо­вано таким образом, чтобы рационально ис­пользовать имеющиеся в его распоряжении землю и другие природные ресурсы, не за­грязнять окружающую среду, не нарушать правил безопасности производства.

Ключевой момент, лежащий в основе хо­зяйственной деятельности предприятия, — соотношение между предполагаемыми за­тратами и результатами. Если цены произве­денных продуктов не возмещают затрат, это значит, что либо предприниматель не сумел эффективно организовать деятельность сво­его предприятия, либо неблагоприятно сло­жилась конъюнктура. Необходимость посто­янно контролировать рыночную ситуацию, ус­ловия производства заставляет предприятия изыскивать новые технологические решения, снижать себестоимость продукции и т. д.