logo
ehkonomika_predprijatija (1)

19. Планирование деятельности предприятия

Важнейшей функцией управления на пред­приятии является планирование.

Основные принципы планирования: 1) не­прерывность — планирование должно осу­ществляться постоянно, без перерывов, а раз­рабатываемые планы должны приходить на смену друг другу; 2) достоверность — пла­нирование должно осуществляться на дос­товерной информации, научно проверенных методах, с учетом передового опыта ведущих предприятий; 3) гибкость— планирование должно адекватно отражать изменения во внутренней и внешней среде предприятий; 4) нацеленность на достижение конечных результатов.

Основные методы планирования: 1) балан­совый (с его помощью разрабатываются ма­териальные, трудовые и финансовые балан­сы); 2) нормативный (основан на использо­вании системы норм и нормативов расхода ресурсов); 3) программно-целевой (исполь­зуется при планировании решения много­сложных задач с включением многовариант­ных расчетов на базе экономико-математи­ческих методов).

На предприятиях разрабатывается и реа­лизуется несколько видов планов: 1) страте­гические — носят вероятностный характери основываются на прогнозах будущей дея­тельности; 2) долгосрочные (10-15 лет) — основываются в основном на прогнозах и частично на заказах потребителей продук­ции; 3) среднесрочные (5 лет) — строятся на заказах потребителей и прогнозах; 4) те­кущие — основой их являются преимуще­ственно заказы потребителей; Б) оператив­но-календарные — используются для внут­рипроизводственных подразделений.

При составлении планов экономического и социального развития предприятия раз­рабатывают следующие разделы (перечень их определяют сами предприятия) — планы: