logo
ehkonomika_predprijatija (1)

36. Нематериальные активы предприятия

Нематериальные активы являются состав­ной частью внеоборотных активов предпри­ятия. Под нематериальными активами по­нимаются учетные объекты, используемые в организации свыше одного года, не облада­ющие физическими свойствами, но обеспе­чивающие возможность получать доход по­стоянно или в течение длительного срока их эксплуатации.

Нематериальные активы как объект учета характеризуются совокупностью таких при­знаков:

Состав нематериальных активов достаточ­но разнообразен и зависит в том числе от уровня развития научно-технического потен­циала предприятия.

В соответствии с выполняемыми функци­ями в общественном производстве нематери­альные активы делятся на следующие группы: объекты интеллектуальной собственности; отложенные расходы; деловая репутация предприятия.

К объектам интеллектуальной собствен­ности нематериальных активов относятся Исключительные права на результаты интел­лектуальной деятельности: патент на изоб­ретение, промышленный образец, авторские права на компьютерные программы, исклю­чительные права на товарный знак и т. д.

К отложенным расходам относятся орга­низационные расходы, возникающие в пери­од создания предприятия: затраты по созда­нию пакета учредительных документов и рас­четов по обоснованию направлений его деятельности, расходы по оплате услуг посред­нических и консультационных фирм и т. д.

Деловая репутация предприятия опреде­ляется в момент продажи (покупки) пред­приятия в виде разницы между уплаченной суммой за объект и его оценочной стоимос­тью. Указанную разницу покупатель будет учитывать в составе нематериальных акти­вов. На величину данной разницы оказыва­ют влияние различные факторы: территори­альное положение продаваемой организа­ции, конкурентоспособность выпускаемой продукции, эффективность организационной структуры предприятия и т. д.