logo
ehkonomika_predprijatija (1)

3. Предприятие в различных рыночных структурах

На поведение каждого предприятия влия­ет тип рынка, на котором оно функциониру­ет. Различают следующие основные типы рынков, или рыночных структур: совер­шенная конкуренция, монополия, монополи­стическая конкуренция, олигополия.

Совершенная конкуренция возникает при следующих условиях:

Полной противоположностью совершен­ной конкуренции является чистая монопо­лия. В условиях чистой монополии в отрасли действует только одно предприятие, т. е. гра­ницы фирмы и отрасли совпадают. Чистая монополия обычно возникает там, где выпус­каемый предприятием продукт является в известном смысле уникальным, отсутствуют его аналоги или близкие заменители. Причи­ной возникновения монополии может быть наличие барьеров для вступления в отрасль. Барьеры могут носить экономический или административный характер.

Монополистическая конкуренция возника­ет там, где в отрасли действуют десятки пред­приятий, производящих разнообразную диф­ференцированную продукцию. Дифференци­ация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслу­живанием. Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: рек­лама, условия продажи, наличие или отсут­ствие гарантийного ремонта, возможность покупки в рассрочку и т. п.

Олигополия — рыночная структура, при которой в отрасли действует ограниченное число продавцов, а вход в отрасль новых предприятий ограничен высокими барьера­ми. Олигополия может возникать в отраслях, производящих как стандартизованные това­ры (алюминий, медь), так и дифференциро­ванные (автомобили, электробытовые прибо­ры).