logo
ehkonomika_predprijatija (1)

8. Типы промышленного производства

Тип производства — классификационная категория производства, выделяемая по при­знакам широты номенклатуры, регулярности, стабильности объема выпуска изделий, типа применяемого оборудования, квалификации кадров, трудоемкости операций и длитель­ности производственного цикла. Обычно раз­личают единичное, серийное и массовое про­изводства.

Единичное производство отличается ши­роким ассортиментом продукции и малым объемом выпуска одинаковых изделий. Дан­ный тип производства характеризуется на­личием значительного незавершенного про­изводства, отсутствием закрепления опера­ций за рабочими местами, применением уникального оборудования, частой перена­ладкой оборудования, высокой квалифика­цией рабочих, значительным удельным весом ручных операций, общей высокой трудоем­костью изделий и длительным циклом их изготовления, высокой себестоимостью выпус­каемой продукции.

Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченного ассортимента продукции. Партии изделий повторяются че­рез определенные промежутки времени. Уро­вень себестоимости продукции снижается за счет специализации рабочих мест, широкого применения труда рабочих средней квали­фикации, эффективного использования оборудования и производственных площадей, уменьшения, по сравнению с единичным про­изводством, расходов на заработную плату.

Массовое производство характеризуется изготовлением отдельных видов продукции в больших количествах на узкоспециализи­рованных рабочих местах в течение продол­жительного периода. Для массового произ­водства характерны неизменная номенкла­тура изготовляемых изделий, специализация рабочих мест на выполнении одной постоян­но закрепленной операции, применение спе­циального оборудования, небольшая трудо­емкость и длительность производственного процесса, высокая автоматизация и механи­зация. Себестоимость продукции массового производства по сравнению с продукцией единичного и серийного производства ми­нимальна. Необходимым условием массово­го производства является наличие устойчи­вого и значительного спроса на продукцию.