logo
ehkonomika_predprijatija (1)

13. Дивизиональная структура управления предприятием

Необходимость в использовании дивизиональной структуры управления организацией возникла во второй половине XX века и была вызвана резким увеличением размеров пред­приятий, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов в условиях динамично меняющейся внешней среды. Данный тип структуры определяют как сочетание централизованной координа­ции с децентрализованным управлением (де­централизация при сохранении координации и контроля). Ключевыми фигурами в управле­нии организациями с дивизиональной струк­турой становятся не руководители функцио­нальных подразделений, а управляющие, воз­главляющие производственные отделения.

Структуризация организации по отделе­ниям производится обычно по одному из трех критериев:

Продуктовая структура позволяет лег­ко справиться с разработкой новых видов продукции, исходя из соображений конку­ренции, совершенствования технологии или удовлетворения потребностей покупателей. Структура, ориентированная на потреби­теля, дает возможность наиболее эффек­тивно учитывать запросы тех потребителей, от которых предприятие более всего зави­сит. Региональная структура позволяет бо­лее эффективно учитывать местное законо­дательство, социально-экономическую сис­тему и рынки по мере географического расширения рыночных зон.

Дивизиональная структура существенно ускоряет реакцию предприятия на измене­ния, происходящие во внешней среде. В ре­зультате расширения границ оперативно-хо­зяйственной самостоятельности отделения рассматриваются как центры прибыли, актив­но использующие предоставленную им сво­боду для повышения эффективности рабо­ты. В то же время дивизиональные структу­ры управления приводят к росту вертикали управления. Они требуют формирования про­межуточных уровней управления для коор­динации общей работы, что приводит к росту затрат на содержание управленческого ап­парата.