logo
ehkonomika_predprijatija (1)

41. Выбор метода ценообразования

Правильно установленная предприятием цена на продукцию должна полностью возмещать все издержки производства, распределения и сбыта товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли.

Самым простым способом ценообразова­ния является методика «средние издержки плюс прибыль», которая заключается в на­числении наценки на себестоимость товара. Величина наценки может быть стандартной для каждого вида товара или дифференци­роваться в зависимости от вида товара, сто­имости единицы изделия, объемов продаж и т.д. Недостаток метода заключается в том, что использование стандартной наценки не позволяет в каждом конкретном случае учесть особенности покупательского спроса и конкуренцию, а, следовательно, определить и оптимальную цену. В качестве преимуществ данного метода необходима отметить его простоту, отсутствие необходимости часто корректировать цены в зависимости от ко­лебаний спроса, уменьшение уровня цено­вой конкуренции в целом по отрасли, т. к. большинство фирм рассчитывает цены по одному принципу, поэтому все цены очень близки друг к другу.

Другой метод ценообразования, основан­ный на издержках, направлен на получение целевой прибыли. Этот метод дает возмож­ность сравнить размеры прибыли, получае­мой при различных ценах, и позволяет фир­ме, которая уже определила для себя норму прибыли, продавать свой товар по такой цене, которая при определенной программе выпус­ка позволила бы в максимальной степени добиться выполнения этой задачи. В этом случае цена сразу устанавливается фирмой из расчета желаемого объема прибыли.

Однако для возмещения издержек произ­водства необходимо реализовать определен­ный объем продукции по данной цене или же по более высокой цене, но не меньшее ее количество. Здесь особую важность приоб­ретает ценовая эластичность спроса. Такой метод ценообразования требует от фирмы рассмотрения разных вариантов цен, их вли­яния на объем сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточности и получе­ния целевой прибыли, а также анализа веро­ятности достижения запланированных показателей при каждой возможной цене то­вара.