10.1. Правовая основа концессионной деятельности
В соответствии с «Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг.» (Постановление СМ № 1475 от 04 ноября 2006 г.) п. 6 «Инвестиционная политика» установлено, что «активизация инвестиционной деятельности будет базироваться на дальнейшей реализации мер по созданию универсальных общеэкономических условий хозяйствования, обеспечивающих стабильные и предсказуемые правила для всех участников инвестиционного процесса (зарубежных инвесторов и отечественных товаропроизводителей), развития лизинга и таких перспективных форм инвестирования, как ипотечное кредитование, облигационные займы, венчурное финансирование, концессии и др.».
Необходимость использования концессионного механизма модернизации производственной инфраструктуры промышленных предприятий обусловлена рядом преимуществ этой формы партнерства государства и частного бизнеса. Концессия, являясь по существу квазиприватизацией, позволяет государству привлекать масштабные инвестиционные ресурсы частного бизнеса для реализации инфраструктурных проектов в условиях недостатка бюджетных средств.
Существуют различные формы государственно-частного партнерства: государственные контракты, аренда, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия и, наконец, концессии.
Отличительными чертами концессии являются:
-предмет концессии – исключительно объекты государственной собственности;
- один из субъектов концессии – государство в лице различных органов власти;
- основная цель – привлечение инвестиций в технико-технологическую модернизацию производства;
- основа концессии – договорная;
- государство (концедент) не вмешивается в текущую инвестиционную, производственную и административно-хозяйственную деятельность концессионера;
- частный сектор обладает высокой степенью самостоятельности в принятии решений.
В Беларуси делаются первые шаги к переходу на концессионные формы управления государственной собственностью. Понятие «концессия» для белорусского законодательства является сравнительно новым. В 1991г. Законами Республики Беларусь «Об инвестиционной деятельности», «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» инвесторам было дано право вкладывать финансовые и материальные средства в определенные указанными законами объекты, среди которых значились земля и другие ресурсы. При этом термин «концессия» не использовался, также отсутствовал правовой механизм передачи объектов в концессию. С принятием Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, вступившего в силу с 1 октября 2001г., был законодательно закреплен институт концессий: введен термин «концессия», определен порядок заключения и выполнения условий концессионных договоров, сроки концессий, а также ряд других положений. В настоящее время в соответствии с Инвестиционным кодексом разрабатывается нормативно-правовая база, регламентирующая концессионную деятельность, готовится перечень объектов, которые могут быть переданы в концессию национальным и зарубежным инвесторам. В законотворческой деятельности в области концессий Беларусь не может в полной мере ориентироваться на опыт развитых стран, поскольку концессионное законодательство в них разрабатывалось в течение длительного времени, постепенно входило в общий кодекс административных законов, которые регламентировали формы государственного регулирования предпринимательской деятельности и приводили к эволюционному изменению отношений государства и бизнеса. На сегодняшний день важным является создание замкнутой правовой базы по концессиям – разработка правовых документов республиканского и местного уровня в контексте единой концепции с использованием одного понятийного аппарата, согласованной терминологии и унифицированных подходов к отдельным аспектам проблемы (сроки концессий, размеры концессионных платежей, субъекты их присвоения и т. п.). Основные признаки концессии объектов государственной собственности в контексте Инвестиционного кодекса представлены в таблице 10.1.
Таблица 10.1.- Характеристика основных признаков концессии объектов государственной собственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь
Признаки | Характеристика |
Понятие | Основанная на договоре концессии передача на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории республики отдельных видов деятельности, на которую распространяется исключительное право государства либо право пользование имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь |
Цель | Действия концессионера (инвестора) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли и (или) иного значимого результата. Государство выступает как гарант соблюдения всех пунктов концессионного договора. |
Объекты | Предприятие как имущественный комплекс в целом либо их части, которые согласно законодательству находятся только в собственности государства в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом, а также земля и ее недра |
Субъекты | Национальные инвесторы, в том числе юридические лица частной формы собственности и юридические лица, в имуществе которых доля Республики Беларусь составляет менее 25%, или (и) иностранные инвесторы |
Сроки | До 99 лет |
Заключение договора на основе конкурса или аукциона | Концессионер определяется путем проведения конкурсов или аукционов. В случае, если поступила единственная заявка либо по решению Президента, заключение договоров допускается без проведения конкурса или аукциона. Регистрация договора осуществляется на основе Постановления СМ от 29.11.2001г. № 1430 |
Концессионные платежи | Устанавливаются в совокупности за все объекты или отдельно за каждый объект согласно договору |
Объектами концессии могут являться:
- право на осуществление отдельных видов деятельности, на которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь закреплено исключительное право государства, - по решению Президента Республики Беларусь;
- недра, воды, леса, земли, а также объекты (в том числе предприятия как имущественные комплексы либо их части), которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь могут находиться только в собственности государства, – в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом Республики Беларусь.
По одному концессионному договору концессионеру может быть передано одновременно несколько разных объектов.
Разнообразие объектов концессии позволяет привлекать дополнительные инвестиции в самые различные секторы экономики. В частности, исходя из положений Закона Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства» от 5 мая 1998г., в сферу применения концессионных договоров можно включить пользование объектами государственной собственности перечисленными в таблице 10.2.
Таблица 10.2. - Объекты, находящиеся только в собственности государства и которые могут быть переданы в концессию национальным и иностранным инвесторам
Наименование объектов | Нормативные документы |
Земли сельскохозяйственного назначения | Ст.2 Закона РБ «Об объектах, находящихся только в собственности государства» Ст.51 Инвестиционного кодекса РБ |
Объекты инженерной инфраструктуры общего пользования, строительство которых осуществлялось за счет республиканского и местных бюджетов, целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственных предприятий | Ст.2 п. 15 Закона РБ « Об объектах, находящихся только в собственности государства» |
Хлебные базы по хранению ресурсов зерна и продуктов его переработки | Ст.2 п. 16 Закона РБ « Об объектах, находящихся только в собственности государства» |
Водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения, имеющие межхозяйственное значение | Ст.2 п. 23 Закона РБ « Об объектах, находящихся только в собственности государства» |
Семеноводческие станции, экспериментальные и опытные хозяйства | Постановление СМ № 1456 от 03.11. 2006 г. « Об утверждении перечня не подлежащих приватизации организаций, имущество которых находится в республиканской собственности» |
Предприятия как имущественные комплексы в целом либо их части, в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом Республики Беларусь | Ст.51 Инвестиционного кодекса РБ
|
Сторонами в концессионном договоре выступают:
- с одной стороны – Республика Беларусь в лице Правительства Республики Беларусь или уполномоченного им республиканского органа государственного управления (концессионный орган);
- с другой стороны – национальные инвесторы, в том числе юридические лица частной формы собственности либо (и) юридические лица, в имуществе которых доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также государственных организаций составляет не более 25%, или (и) иностранные инвесторы (концессионеры).
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь выделяет следующие виды концессионных договоров:
- полный концессионный договор;
- концессионный договор о разделе продукции;
- концессионный договор об оказании услуг (выполнении работы).
Заключение и выполнение концессионных договоров регулируются Инвестиционным кодексом, условиями концессионных договоров, а также международными договорами Республики Беларусь.
Таким образом, действенная государственная инвестиционная политика, направленная на привлечение частных инвестиций в реальный сектор экономики в форме концессий, может стать не только основой модернизации производства, но и выдвинет республику на роль ведущего партнера в привлечении прямых частных инвестиций.
- Предисловие
- 1. Предмет, задачи и методы дисциплины
- 1.1. Сущность, закономерности и задачи организации производства
- Элементы
- Преобразования
- Полезные продукты
- Элементы производства
- Рабочая сила
- 1.2. Предмет и содержание дисциплины
- 1.3. Методы дисциплины
- 2. Предприятие как хозяйствующий субъект и как производственная система
- 2.1. Понятие предприятия, его признаки и задачи как хозяйствующего субъекта
- 2.2. Предприятие как производственная система, его признаки и функции
- 2.3. Классификация предприятий
- 2.4. Содержание основных этапов развития предприятия
- 3. Организация предпринимательства
- 3.1. Сущность и основные признаки предпринимательства
- 3.2. Субъекты и формы предпринимательской деятельности
- 3.3. Организация и выбор области предпринимательства
- 4. Организация создания, регистрации, деятельности и ликвидации предприятия.
- 4.1. Последовательность создания и критерии выбора организационной формы коммерческой организации
- 4.2. Регистрация коммерческой организации
- 4.3. Организация деятельности предприятия
- 4.4.Стратегия развития предприятия
- 4.5. Ликвидация предприятия
- 5. Организационно-правовые формы предприятий
- 5.1. Классификация и характеристика организационно-правовых форм
- 5.2. Организационно - экономические основы и управление хозяйственных обществ
- 5.3. Организационно- экономические основы и система управления унитарных предприятий
- 6. Реорганизация предприятия как коммерческой организации
- 6.1. Сущность, формы и способы реорганизации
- 6.2. Функциональная модель реструктуризации предприятия
- 6.3 Методика комплексной оценки эффективности реструктуризации предприятий
- 7. Механизм приватизации государственных унитарных предприятий
- 7.1. Сущность приватизации государственного имущества
- 7.2. Способы, формы и механизм приватизации государственных унитарных предприятий
- 8. Продажа предприятий как имущественных комплексов
- 8.1. Продажа на аукционе
- 8.2. Продажа по конкурсу
- 9. Оценка стоимости предприятия как имущественного комплекса
- 9.1 Регулирование оценочной деятельности в Республике Беларусь
- 9.2 Оценка стоимости предприятия как имущественного комплекса
- 9.3 Оценка стоимости зданий и сооружений
- 9.4 Оценка стоимости машин и оборудования
- 9.5 Оценки стоимости транспортных средств
- 9.6 Оценка стоимости нематериальных активов
- 9.7.Оценка стоимости деловой репутации организации
- 9.8. Оценка стоимости земельных участков
- 9.9. Оценка части предприятия, акции, пакета акций, доли в уставном фонде юридического лица
- 9.10 Особенности оценки стоимости имущества в процедуре экономической несостоятельности (банкротства)
- 10. Концессия предприятия в системе привлечения инвестиций
- 10.1. Правовая основа концессионной деятельности
- 10.2. Порядок и механизм передачи объектов государственной собственности в концессию отечественным и иностранным частным инвесторам
- 11. Аренда предприятия как имущественного комплекса
- 11.1 Понятие и сущность аренды
- 11.2. Арендная плата за производственные здания и сооружения
- 11.3. Определение размера арендной платы за оборудование и транспортные средства.
- Алгоритм расчета арендных платежей за здания и сооружения**)
- 11.4. Особенности аренды предприятия в целом как имущественного комплекса
- 12. Доверительное управление предприятием в контексте либерализации имущественных отношений
- 12.1. Сущность доверительного управления
- 12.2. Доверительное управление ценными бумагами
- 12.3. Доверительное управление предприятием как имущественным комплексом
- 13. Организационно-экономические основы объединения предприятий
- 13.1. Понятие и мотивы объединения предприятий в зарубежных странах
- 13.2. Организационно-правовые основы объединения организаций в Республике Беларусь
- Финансово- промышленная группа
- 13.3. Организационно-экономические основы ассоциаций (союзов)
- 14. Производственная структура предприятия
- 14.1. Понятие производственной структуры предприятия и факторы, воздействующие на нее
- 14.2. Структура основного, вспомогательного и обслуживающего производства
- 14.3. Организация предприятия в пространстве и условия его построения
- 14.4. Показатели и пути совершенствования производственной структуры предприятия
- 15. Организация производственного процесса на предприятиях
- 15.1. Составные части процесса производства и его структура
- 15.2. Принципы рациональной организации производственного процесса
- 15.3. Время производства и производственный цикл
- 15.4. Виды движения предметов труда в пространстве
- 15.5. Пути сокращения длительности производственного цикла
- 16. Организация основного производства
- 16.1. Задачи организации основного производства
- 16.2. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- 16.3. Методы организации производства
- 16.4. Виды поточных линий
- 16.5. Параметры поточных линий и их расчет
- 16. 6. Виды заделов в поточном производстве и их расчет
- 17. Производственная мощность предприятия
- 17.1. Понятие производственной мощности предприятия
- 17.2. Факторы, определяющие производственную мощность и ее использование
- 17.3. Методика расчета производственной мощности
- 17.4. Резервы использования производственной мощности и порядок их выявления
- 18. Организация ремонтного хозяйства
- 18.1 Задачи, значение и состав ремонтного хозяйства
- 18.2. Организация ремонта и технического обслуживания оборудования
- 18.3. Нормативная база и планирование ремонтных работ
- 18.4. Пути совершенствования организации ремонта и технического обслуживания
- 19. Организация энергетического хозяйства
- 19.1 Значение и задачи энергетического хозяйства
- 19.2. Состав, структура и функции энергетического хозяйства
- 19.3. Энергообеспечение и энергосбережение на предприятии
- 19.4. Планирование потребности в энергии
- 20. Организация транспортного хозяйства
- 20.1 Состав, значение и задачи транспортного хозяйства
- 20.2. Организация внутризаводского транспорта
- 20.3. Планирование работы внутрихозяйственного транспорта
- 20.4. Пути совершенствования транспортного хозяйства
- 21. Организация складского хозяйства на предприятии
- 21.1 Задачи и функции складского хозяйства
- 21.2. Организация складского хозяйства предприятия
- 21.3 Тарное хозяйство
- 21.4. Совершенствование деятельности складского хозяйства
- 22. Организация технико-химического контроля качества продукции
- 22.1. Понятие и показатели качества продукции
- 22.2. Элементы системы управления качеством продукции
- 22.3 Сертификация продукции
- 22.4 Организация технико-химического контроля
- 23. Организация материально-технического обеспечения предприятия.
- 23.1 Состав и функции материально-технического обеспечения на предприятии
- 23.2 Организация поставок материальных ресурсов на предприятие
- 23.3 Организация снабжения производственных подразделений
- 23.4. Управление производственными запасами
- 24. Организация сбыта продукции на предприятии
- 24.1. Служба сбыта на предприятии и организация ее деятельности
- 24.2 Принципы сбытовой деятельности и экономическое значение каналов сбыта
- 24.3. Стратегия организации сбыта
- 24.4. Стимулирование сбытовой деятельности
- 25. Организация труда
- 25.1. Понятие, сущность и задачи рациональной организации труда
- 25.2. Разделение и кооперация труда
- 25.3. Виды производственных бригад
- 25.4. Способы совершенствования приемов и методов труда
- 25.5. Показатели эффективности организации труда и резервы роста его производительности
- 25.6. Планирование роста производительности труда
- 25.7. Планирование численности работников предприятия
- 26. Нормирование труда
- 26.1. Роль технического нормирования и норм труда
- 26.2. Методы нормирования и классификация затрат рабочего времени
- 26.3. Назначение и методика проведения хронометража и фотографии рабочего дня
- 26.4. Виды норм труда и методы их установления
- 27. Организация оплаты труда
- 27.1. Принципы организации оплаты труда
- 27.2. Тарифная система оплаты труда
- 27.3. Сдельная и повременная формы оплаты труда
- 27.4. Организация основной заработной платы
- 27.5. Организации премирования работников
- 27.6. Оплата труда руководителя организации
- 28. Коммерческий и хозяйственный расчет на предприятии
- 28.1. Сущность коммерческого и хозяйственного расчета
- 28.2. Принципы коммерческого и хозяйственного расчета
- 28.3. Организация внутризаводских отношений
- 28.4. Планирование производственной деятельности на внутризаводском уровне
- 28.5. Экономические взаимоотношения при внутризаводском расчете
- Литература