logo search
Учебник по оп Карпов

10.1. Правовая основа концессионной деятельности

В соответствии с «Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг.» (Постановление СМ № 1475 от 04 ноября 2006 г.) п. 6 «Инвестиционная политика» установлено, что «активизация инвестиционной деятельности будет базироваться на дальнейшей реализации мер по созданию универсальных общеэкономических условий хозяйствования, обеспечивающих стабильные и предсказуемые правила для всех участников инвестиционного процесса (зарубежных инвесторов и отечественных товаропроизводителей), развития лизинга и таких перспективных форм инвестирования, как ипотечное кредитование, облигационные займы, венчурное финансирование, концессии и др.».

Необходимость использования концессионного механизма модернизации производственной инфраструктуры промышленных предприятий обусловлена рядом преимуществ этой формы партнерства государства и частного бизнеса. Концессия, являясь по существу квазиприватизацией, позволяет государству привлекать масштабные инвестиционные ресурсы частного бизнеса для реализации инфраструктурных проектов в условиях недостатка бюджетных средств.

Существуют различные формы государственно-частного партнерства: государственные контракты, аренда, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия и, наконец, концессии.

Отличительными чертами концессии являются:

-предмет концессии исключительно объекты государственной собственности;

- один из субъектов концессии – государство в лице различных органов власти;

- основная цель – привлечение инвестиций в технико-технологическую модернизацию производства;

- основа концессии – договорная;

- государство (концедент) не вмешивается в текущую инвестиционную, производственную и административно-хозяйственную деятельность концессионера;

- частный сектор обладает высокой степенью самостоятельности в принятии решений.

В Беларуси делаются первые шаги к переходу на концессионные формы управления государственной собственностью. Понятие «концессия» для белорусского законодательства является сравнительно новым. В 1991г. Законами Республики Беларусь «Об инвестиционной деятельности», «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» инвесторам было дано право вкладывать финансовые и материальные средства в определенные указанными законами объекты, среди которых значились земля и другие ресурсы. При этом термин «концессия» не использовался, также отсутствовал правовой механизм передачи объектов в концессию. С принятием Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, вступившего в силу с 1 октября 2001г., был законодательно закреплен институт концессий: введен термин «концессия», определен порядок заключения и выполнения условий концессионных договоров, сроки концессий, а также ряд других положений. В настоящее время в соответствии с Инвестиционным кодексом разрабатывается нормативно-правовая база, регламентирующая концессионную деятельность, готовится перечень объектов, которые могут быть переданы в концессию национальным и зарубежным инвесторам. В законотворческой деятельности в области концессий Беларусь не может в полной мере ориентироваться на опыт развитых стран, поскольку концессионное законодательство в них разрабатывалось в течение длительного времени, постепенно входило в общий кодекс административных законов, которые регламентировали формы государственного регулирования предпринимательской деятельности и приводили к эволюционному изменению отношений государства и бизнеса. На сегодняшний день важным является создание замкнутой правовой базы по концессиям – разработка правовых документов республиканского и местного уровня в контексте единой концепции с использованием одного понятийного аппарата, согласованной терминологии и унифицированных подходов к отдельным аспектам проблемы (сроки концессий, размеры концессионных платежей, субъекты их присвоения и т. п.). Основные признаки концессии объектов государственной собственности в контексте Инвестиционного кодекса представлены в таблице 10.1.

Таблица 10.1.- Характеристика основных признаков концессии объектов государственной собственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь

Признаки

Характеристика

Понятие

Основанная на договоре концессии передача на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории республики отдельных видов деятельности, на которую распространяется исключительное право государства либо право пользование имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь

Цель

Действия концессионера (инвестора) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли и (или) иного значимого результата. Государство выступает как гарант соблюдения всех пунктов концессионного договора.

Объекты

Предприятие как имущественный комплекс в целом либо их части, которые согласно законодательству находятся только в собственности государства в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом, а также земля и ее недра

Субъекты

Национальные инвесторы, в том числе юридические лица частной формы собственности и юридические лица, в имуществе которых доля Республики Беларусь составляет менее 25%, или (и) иностранные инвесторы

Сроки

До 99 лет

Заключение договора на основе конкурса или аукциона

Концессионер определяется путем проведения конкурсов или аукционов. В случае, если поступила единственная заявка либо по решению Президента, заключение договоров допускается без проведения конкурса или аукциона. Регистрация договора осуществляется на основе Постановления СМ от 29.11.2001г. № 1430

Концессионные платежи

Устанавливаются в совокупности за все объекты или отдельно за каждый объект согласно договору

Объектами концессии могут являться:

- право на осуществление отдельных видов деятельности, на которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь закреплено исключительное право государства, - по решению Президента Республики Беларусь;

- недра, воды, леса, земли, а также объекты (в том числе предприятия как имущественные комплексы либо их части), которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь могут находиться только в собственности государства, – в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом Республики Беларусь.

По одному концессионному договору концессионеру может быть передано одновременно несколько разных объектов.

Разнообразие объектов концессии позволяет привлекать дополнительные инвестиции в самые различные секторы экономики. В частности, исходя из положений Закона Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства» от 5 мая 1998г., в сферу применения концессионных договоров можно включить пользование объектами государственной собственности перечисленными в таблице 10.2.

Таблица 10.2. - Объекты, находящиеся только в собственности государства и которые могут быть переданы в концессию национальным и иностранным инвесторам

Наименование объектов

Нормативные документы

Земли сельскохозяйственного назначения

Ст.2 Закона РБ «Об объектах, находящихся только в собственности государства»

Ст.51 Инвестиционного кодекса РБ

Объекты инженерной инфраструктуры общего пользования, строительство которых осуществлялось за счет республиканского и местных бюджетов, целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственных предприятий

Ст.2 п. 15 Закона РБ « Об объектах, находящихся только в собственности государства»

Хлебные базы по хранению ресурсов зерна и продуктов его переработки

Ст.2 п. 16 Закона РБ « Об объектах, находящихся только в собственности государства»

Водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения, имеющие межхозяйственное значение

Ст.2 п. 23 Закона РБ « Об объектах, находящихся только в собственности государства»

Семеноводческие станции, экспериментальные и опытные хозяйства

Постановление СМ № 1456 от 03.11. 2006 г. « Об утверждении перечня не подлежащих приватизации организаций, имущество которых находится в республиканской собственности»

Предприятия как имущественные комплексы в целом либо их части, в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом Республики Беларусь

Ст.51 Инвестиционного кодекса РБ

Сторонами в концессионном договоре выступают:

- с одной стороны – Республика Беларусь в лице Правительства Республики Беларусь или уполномоченного им республиканского органа государственного управления (концессионный орган);

- с другой стороны – национальные инвесторы, в том числе юридические лица частной формы собственности либо (и) юридические лица, в имуществе которых доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также государственных организаций составляет не более 25%, или (и) иностранные инвесторы (концессионеры).

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь выделяет следующие виды концессионных договоров:

- полный концессионный договор;

- концессионный договор о разделе продукции;

- концессионный договор об оказании услуг (выполнении работы).

Заключение и выполнение концессионных договоров регулируются Инвестиционным кодексом, условиями концессионных договоров, а также международными договорами Республики Беларусь.

Таким образом, действенная государственная инвестиционная политика, направленная на привлечение частных инвестиций в реальный сектор экономики в форме концессий, может стать не только основой модернизации производства, но и выдвинет республику на роль ведущего партнера в привлечении прямых частных инвестиций.