logo search
ehkonomika_predprijatija (1)

52. Инновационная деятельность и виды инноваций

Инновационная деятельность предпри­ятия — это система мероприятий по исполь­зованию научного, научно-технического и ин­теллектуального потенциала с целью получе­ния нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в целом.

Целесообразность выбора способа и ва­рианта технико-технологического обновле­ния зависит от конкретной ситуации, харак­тера нововведения, его соответствия профи­лю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рын­ка, стадиям жизненного цикла техники и тех­нологии, особенностям отраслевой принад­лежности.

Различают два типа технологических ин­новаций: продуктовые и процессные. Внедре­ние нового продукта определяется как ради­кальная продуктовая инновация. Такие нов­шества основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существую­щих технологий в новом их применении. Усо­вершенствование продукта связано с суще­ствующим продуктом, когда меняются его качественные или стоимостные характери­стики.

Процессная инновация — это освоение новых или значительно усовершенствован­ных способов производства и технологий, изменения в оборудовании или организации производства.

По степени новизны инновации подраз­деляются на принципиально новые, т. е. не имеющие аналогов в прошлом, и на новше­ства относительной новизны. Принципиаль­но новые виды продукции, технологии и ус­луг обладают приоритетностью, абсолютной новизной и являются оригинальными образ­цами, на основании которых тиражирова­нием получают новшества-имитации, копии.

Среди инноваций-имитаций различают нов­шества сравнительной новизны (имеющие аналоги на зарубежных или отечественных предприятиях) и нововведения-усовершен­ствования. В свою очередь нововведения-усо­вершенствования по предметно-содержательной структуре подразделяются на вытесняю­щие, замещающие, дополняющие, улучшающие и др.