8.2. Становление и развитие статистического образования в России
Статистическое образование в России формировалось на протяжении длительного исторического времени. В древней Руси и Российской империи статистического образования как такового вообще не существовало, вся работа в этой области сводилась к элементарному статистическому просвещению, венцом которого явилась земская статистика второй половины XIX в.
Становление специального статистического образования в России относится к концу XIX – началу ХХ вв. Именно в этот период появляются в стране учебные заведения по статистике, издаются учебные пособия (монографии А.И. Чупрова, Ю.Э. Янсона, А.А. Кауфмана, А.А. Чупрова и др.), на регулярной основе читаются лекции по статистике на юридических, экономических и политехнических факультетах в ряде университетов страны.
К началу первой мировой войны курс статистики как обязательный изучается на экономическом отделении Петербургского политехнического института (организатор и руководитель курса А.А. Чупров), на Высших женских курсах (руководитель А.А. Кауфман), в Московском университете (курс статистики читал Н.А. Каблуков), в Московской сельскохозяйственной академии (курс организовал и вел А.Ф. Фортунатов).
В первые годы советской власти подготовка и переподготовка статистических кадров в стране организуется на специальных курсах (центральных, межгубернских и губернских). Учебными планами и программами изучения отдельных дисциплин предусматривалось повышение не только профессионального уровня обучающихся, но и общего образовательного уровня статистических кадров. Особое внимание уделялось разработке учебных программ по отраслям статистики, приобретению не только общих, но и специальных статистических знаний, что раньше практически в России не предпринималось.
На базе сети статистических курсов в стране, несмотря на известные трудности, порождавшиеся интервенцией и гражданской войной, в кратчайшие сроки удалось наладить полноценную систему статистического образования, создать целую сеть высших учебных заведений по подготовке статистиков высокой квалификации.
В 1921 г. открывается статистическое отделение факультета общественных наук Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в 1924 г. – статистическое отделение при Московском институте народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, в 1930 г. – факультет народнохозяйственного учета в Московском плановом институте, преобразованном в 1932 г. (в соответствии с Постановлением СНК СССР от 13 августа 1932 г.) в Московский институт народнохозяйственного учета (МИНХУ) ЦУНХУ СССР, который впоследствии (в 1941 г.) был преобразован в Московский экономико-статистический институт (МЭСИ). В то же время в Москве создается Заочный институт народнохозяйственного учета, который впоследствии вливается в состав Всесоюзного (с 1991 г. Всероссийского) заочного финансово-экономического института.
Кроме того, в стране формируется сеть территориальных статистических учебных заведений: институты нархозучета в Воронеже, Киеве, Львове, Харькове, Новосибирске, Ташкенте и др.; при Московском институте нархозучета и Харьковском плановом институте создается аспирантура; в Самаре, Киеве, Волгограде (тогда в Сталинграде) и Воронеже организуются техникумы нархозучета; создается заочный техникум нархозучета в Москве; расширяется сеть курсов по подготовке и переподготовке кадров для районных и городских органов народнохозяйственного учета.
С формированием сети учебных заведений совершенствуются учебные планы и программы, разрабатываются новые учебные курсы по статистике промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, транспорта и связи. Углубляется практика преподавания отраслевой статистики, улучшается содержание издаваемых учебников и учебных пособий, увеличиваются объемы научно-исследовательских работ и численность ученых-статистиков (кандидатов и докторов наук).
Новый подъем статистического образования в стране отмечается после второй мировой войны. На базе переподчинения всех ведомственных учебных заведений Министерству высшего и среднего специального образования СССР в стране создается единая унифицированная система учебных дисциплин, планов и программ, позволившая организовать подготовку и переподготовку кадров, в том числе статистических кадров, по единым образовательным стандартам.
На протяжении многих лет (с 1939 по 1956 гг.) в стране доминировал учебник по статистике А.Я. Боярского, Б.С. Ястремского, В.Н. Старовского и В.И. Хотимского, который со временем, естественно, потребовал существенного дополнения. В этой связи в стране появляются новые учебники по сельскохозяйственной статистике с основами общей теории статистики (автор акад. В.С. Немчинов) и по промышленной статистике Д.В. Савинского, Г.И. Бакланова, А.И. Ежова, Л.М. Володарского, А.И. Ротштейна, учебники Н.Н. Ряузова и Н.П. Тительбаума – по статистике торговли, С.Б. Бакулева – по статистике внешней торговли, А.Я. Боярского и П.П. Шушерина – по демографической статистике, И.М. Богданова – по статистике культуры, учебники по экономической статистике – под редакцией А.И. Петрова, А.И. Гозулова, И.Г. Малого и др., по математической статистике – А.А. Маркова, Ю.В. Прохорова, Я.И. Лукомского, А.К. Митропольского, по статистике – Л.Н. Некраша, С.А. Первушина, П.П. Маслова, С.Г. Струмилина, Д.И. Опарина и др.
В 1954 г. состоялось Всесоюзное научное совещание по вопросам статистики, организованное Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР, которое сыграло значительную роль в развитии статистического образования. После этого совещания издание статистической литературы, в том числе учебной, значительно расширилось.
С 1956 г. издается статистический ежегодник «Народное хозяйство СССР», с того же года на регулярной основе выходит в свет журнал «Вестник статистики» (с 1991 г. – «Вопросы статистики»).
В результате всего этого статистическое образование значительно приблизилось к практике: публикуемые данные стали шире использоваться на лекциях, практических занятиях и в самостоятельной учебной работе, увеличилось число и улучшилась методическая работа кафедр, в учебном процессе шире стали практиковаться компьютерные занятия и дистанционное обучение.
В наиболее полном виде общий прогресс в развитии статистического образования характеризуется ростом численности специализированных техникумов, вузов и факультетов, численностью студентов в них, выпуском специалистов. Так, начало 1967/68 учебного года подготовку специалистов по статистике в СССР вели 17 вузов, а по организации механизированной обработки экономической информации – 28 вузов страны, в которых по этим специальностям обучалось более 19 тыс. студентов, в том числе более 6,8 тыс. студентов – заочно и 5,8 тыс. – по вечерней форме образования.
О резком увеличении выпуска дипломированных специалистов по статистике и особенно по механизированной обработке экономической информации в 1960-х годах свидетельствуют следующие обобщенные данные (см. табл. 4).
таблица 4
Выпуск в СССР студентов с высшим образованием по специальности статистика и смежным специальностям в 1940-1967 гг. (человек)
Год | Специальности | |
Статистика | Организация механизированной обработки экономической информации | |
1940 | 214 | – |
1960 | 570 | 170 |
1961 | 583 | 198 |
1962 | 481 | 248 |
1963 | 444 | 364 |
1964 | 621 | 507 |
1965 | 713 | 739 |
1966 | 640 | 746 |
1967 | 987 | 1111 |
В 1970-е и 1980-е годы преподавание статистики в стране приобрело всеобщий характер, ее изучение стало обязательным во всех вузах, которые выпускали экономистов, инженеров-экономистов, кибернетиков, медиков, биологов, агрономов, специалистов многих других профессий. На эти годы в стране приходится максимальный рост статистических кафедр (общее число которых в 1985/86 гг. достигло 78) и численности преподавателей по статистике (высшая отметка – 4,3 тыс. человек, включая статистические техникумы), рост объемов научно-исследовательских работ и статистических публикаций.
В первой половине 1990-х годов в России по разным причинам наблюдается заметный спад в организации и развитии статистического образования. С 45 до 5 уменьшается число вузов, занимающихся подготовкой студентов по специальности «Статистика», в три раза (с 78 до 26) сокращается число статистических кафедр, в 5 раз – число преподавателей и более, чем в 10 раз - численность студентов и их годовой выпуск (с 19,7 тыс. в 1970 г. до 1,9 тыс. в 1995 г.).
В последние годы общее положение дел в области статистического образования в стране начинает улучшаться. Численность студентов по специальности статистика возрастает и в 2001/2002 учебном году составила 2389 человек (выпуск – 356 человек); студентов по специальности «Экономическая кибернетика» и смежным специальностям – 6355 человек (выпуск – 820 человек), численность студентов в статистических техникумах – 2584 (выпуск – 777 человек), подготовка и особенно переподготовка статистических кадров стала все больше приближаться к международным образовательным стандартам, возросла общая востребованность статистиков (ученых, практиков).
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации