logo search
шпоры к госу 2 группа (1)

4. Современные концепции управления маркетингом

Концепция маркетинга — это система целей, принципов и методов управления, лежащих в основе работы предприятия, ориентированная на определенный способ деятельности на рынке и достижения целей предприятия.

Современная маркетинговая теория представлена разнообразными концепциями:

  1. понятийные концепции маркетинга (как философии бизнеса, как науки, как управленческой концепции), которые предопределили многообразие определений сущности маркетинга (более 200 определений);

  2. концепции маркетинга в зависимости от состояния спроса (противодействующий маркетинг, демаркетинг, ремаркетинг и т.д.);

  3. прикладные концепции маркетинга в зависимости от сферы его применения (прикладные концепции коммерческого маркетинга - промышленный, торговый, банковский маркетинг, маркетинг гостиниц, предприятий массового питания и других коммерческих субъектов; и прикладные концепции некоммерческого маркетинга - предвыборный, религиозный, социальный маркетинг, макромаркетинг, глобальный маркетинг, маркетинг политических партий и общественных движений и других некоммерческих субъектов);

  4. управленческие концепции маркетинга (концепции стратегического маркетинга, конкурентной рациональности, максимаркетинга, маркетингового управления и др.).

Анализ различных управленческих концепций маркетинга на протяжении всей, почти вековой истории их формирования в теории и практике позволяет выделить основные этапы эволюции маркетингового управления (табл. 1.):

  1. домаркетинговый производственно-сбытовой этап формирования рыночного инструментария;

  2. этап формирования и развития концепций управления маркетингом субъекта;

  3. этап формирования и развития концепций маркетингового управления деятельностью субъекта.

Таблица 1 Эволюция концепций управления маркетингом

Наименование концепций

Определение

/. Концепции без маркетинговой идеологии (производственно-сбытовая ориентация)

1. Производственная концепция

Одна из старейших бизнес-теорий. Ориентируется на достижении высокой эффективности производства, снижении издержек и массовом распределении продукции. Основным инструментом расширения доли рынка является снижение цен на продукцию

2. Товарная концепция

Имеет большое число сторонников. Ориентируется на производстве высококачественной продукции и ее постоянном совершенствовании. По словам Т. Левитта, товарная концепция может привести к маркетинговой близорукости

3. Сбытовая концепция (стимулирование сбыта)

Ориентируется на агрессивную политику продаж и интенсивный сбыт

//. Концепции управления маркетингом (маркетинговая ориентация)

4. Концепция маркетинга

Залог достижения целей предприятия заключается в определении нужд и потребностей целевых рынков и удовлетворении покупателей более эффективными, чем у конкурентов, способами

5. Концепция маркетинга отношений (максимаркетинг)

Ориентация на максимальное укрепление индивидуальных отношений с потребителями с широким использованием современных телекоммуникационных средств

6. Концепция социально-ответственного (социально-этичного) маркетинга

Провозглашает задачей предприятия установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и удовлетворение пользователей более эффективными, чем у конкурентов, способами при сохранении или повышении благосостояния как потребителей, так и общества в целом

///. Концепции маркетингового управления деятельностью субъектами (философия бизнеса)

7. Концепция стратегического маркетинга

Основывается на ориентации на потребителей и конкурентов. Удовлетворение нужд потребителей при одновременном достижении превосходства над конкурентами путем создания товара с лучшими потребительскими параметрами или установления более низкой цены

8. Концепция глобального маркетинга

Этот процесс характерен для транснациональных компаний. Глобализация рынка означает общее стремление стран и отдельных регионов к экономической активности вне своих границ (либерализация торговли, снятие инвестиционных барьеров, создание зон свободного предпринимательства и др.)

9. Концепция бенч-маркинга

Предприятия выбирают лидирующие в соответствующих товарных классах мировые компании, выявляют свои позиции относительно лидеров мирового класса

10. Концепция конкурентной рациональности

Получение прибыли предприятием, ее сотрудников и акционеров посредством производства товаров, удовлетворяющих запросы покупателей. Конкурентоспособность выступает как основная концепция маркетинга. При этом под конкурентной рациональностью понимается организация обмена с покупателями на постоянно насыщенном конкурентами рынке

11. Концепция интегрированного маркетинга

Создание межфункциональных команд. Выбор в пользу развития нематериальных активов, поддержка и углубление партнерских отношений с клиентурой, наращивание организационной активности с группами покупателей, персонала, поставщиками и дистрибьюторами, активное использование деловых связей и интеллектуальный капитал

12. Концепция мега-маркетинга

Координация экономических, психологических и общественных воздействий, направленная на установление сотрудничества с политиками (политическими партиями) для выхода и работы на определенном рынке

Однако не смотря на их многообразие выделяют пять основных концепций маркетинга: совершенствования производства; совершенствования товара; интенсификации коммерческих усилий; традиционного маркетинга (рыночная); социально-этичного маркетинга.