3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
Госкомстат России обеспечивает официальной статистической информацией, являющейся частью государственных информационных ресурсов о социально-экономическом положении страны, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждан и организации. В своей деятельности он руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
Госкомстат России осуществляет возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через свои территориальные органы и находящиеся в его ведении организации. Свою деятельность Госкомстат России осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Госкомстат России ежегодно разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации Программу статистических работ, которая формируется на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других пользователей статистической информации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны представлять документированную информацию в Госкомстат России и другие федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выполнение Федеральной программы статистических работ.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Госкомстата России производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на государственное управление. Работы, предусмотренные Федеральной программой статистических работ и выполняемые дополнительно по поручениям Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации, финансируются за счет средств федерального бюджета.
Работы, не входящие в Федеральную программу статистических работ, выполняются территориальными органами Госкомстата России и находящимися в его ведении организациями за счет средств заказчика.
Основные функции и задачи Госкомстата России приведены в п.п.1.3 и 2.1 настоящей работы.
Госкомстат России возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Председатель имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
Председатель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций.
Председатель Госкомстата России:
руководит деятельностью Комитета;
распределяет обязанности между своими заместителями;
утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Комитета;
назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Комитета;
решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в центральном аппарате Комитета и его территориальных органах;
утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Комитета в пределах численности и фонда оплаты труда работников, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на его содержание в пределах утвержденных бюджетных ассигнований;
утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Комитета в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Правительством Российской Федерации, а также сметы расходов на их содержание в пределах утвержденных бюджетных ассигнований;
утверждает положения о территориальных органах Комитета, назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке их руководителей;
утверждает уставы (положения) находящихся в ведении Комитета организаций, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей, а также заключает по согласованию с Министерством имущественных отношений Российской Федерации контракты с руководителями указанных организаций;
представляет отличившихся работников центрального аппарата, территориальных органов Госкомстата России и находящихся в его ведении организаций к присвоению почетных званий, награждению государственными наградами Российской Федерации, а также награждает работников ведомственными наградами;
осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Госкомстат России в соответствии с законодательством Российской Федерации издает постановления, приказы, распоряжения, инструкции и иные нормативные правовые акты, в том числе совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
В целях обеспечения эффективной работы системы органов государственной статистики в Госкомстате России образована коллегия. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в нее по должности (председатель Госкомстата России и его заместители), утверждаются Правительством Российской Федерации. Секретарь коллегии назначается председателем Госкомстата России.
Коллегия рассматривает вопросы, связанные с выполнением поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, задач федеральных программ по развитию и реформированию системы государственной статистики Российской Федерации, кадровые и другие вопросы, требующие коллегиального решения.
На заседаниях коллегии присутствуют руководители структурных подразделений центрального аппарата Комитета, подведомственных ему предприятий и организаций, руководитель юридической службы, а также могут приглашаться (по решению председателя коллегии) ответственные работники министерств и ведомств, представители СМИ.
Расширенные заседания коллегии проводятся с участием представителей территориальных органов Госкомстата России, заинтересованных министерств, ведомств, организаций, СМИ и международных организаций.
При председателе Госкомстата России для содействия в выработке решений по совершенствованию деятельности территориальных органов государственной статистики создан Совет руководителей территориальных органов государственной статистики (далее Совет руководителей), который является совещательным органом.
Совет руководителей в своей работе руководствуется законодательством Российской Федерации, Положением о Госкомстате России, приказами, постановлениями, распоряжениями Госкомстата России, решениями его коллегии, указаниями председателя Госкомстата России.
Совет руководителей состоит из руководителей территориальных органов Госкомстата России, включая, прежде всего, председателей статкомитетов, расположенных в центрах федеральных округов.
Решения Совета руководителей носят рекомендательный характер. Совет руководителей:
вырабатывает концептуальные положения по дальнейшему реформированию статистики, развитию региональной и муниципальной статистики как составной части системы государственной статистики Российской Федерации и рекомендации по повышению эффективности деятельности территориальных органов государственной статистики;
рассматривает вопросы Федеральных программ развития государственной статистической системы, вырабатывает предложения по оптимальному составу государственной статистической отчетности.
Совет руководителей содействует межрегиональной интеграции и координации работ территориальных органов государственной статистики в вопросах обеспечения экономико-статистической информацией органов управления, аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации; вырабатывает рекомендации по внедрению несплошных методов сбора информации и переписей, по ведению Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) и его статистического использования, по совершенствованию программ подготовки и переподготовки кадров с использованием международного опыта, по распространению положительного опыта работы государственных комитетов статистики, районных, межрайонных и городских отделов статистики.
Функции Госкомстата России практически соответствуют функциям стандартного статистического агентства, которые приведены в «Руководстве ООН по организации статистической деятельности» 2003 г. Это – разработка системы статистических показателей, научно обоснованной статистической методологии, обеспечение официальной статистической информацией различных пользователей (потребителей). Однако, помимо этого, Госкомстат России выполняет функцию координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов, а также принятия нормативных правовых актов по вопросам государственной статистики, обязательных для выполнения всеми респондентами. В число респондентов включаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические лица с их филиалами и представительствами, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Госкомстат России в пределах своих полномочий определяет соответствующие приоритетные направления научно-методологической деятельности, осуществляет ее межотраслевую координацию, разрабатывает и реализует научные и научно-технические программы и проекты, развивает формы интеграции науки и практической статистической деятельности, реализует в статистике достижения науки и техники.
Понятия, основные цели и задачи научно-методологической деятельности Госкомстата России рассмотрены в п.2.3.
Научно-консультативным органом по теоретическим и методологическим вопросам статистики является Научно-методологический совет (НМС) Госкомстата России, осуществляющий оценку качества выполнения научно-методологических работ с учетом их актуальности, новизны и практической значимости. Научно-методологический совет Госкомстата России руководствуется в своей деятельности действующим законодательством Российской Федерации, Положением о Госкомстате России, приказами Госкомстата России и Положением о Научно-методологическом совете Госкомстата России.
На Научно-методологический совет Госкомстата России возлагается рассмотрение проблем теории и методологии статистики, выработки соответствующих рекомендаций по вопросам развития статистической науки, повышения теоретического уровня, комплексности и практической значимости научных статистических исследований, а также разработки теории и методологии формирования статистических показателей, характеризующих экономическую систему общества в новых условиях; проблем статистики макроэкономических показателей, системы национальных счетов, межотраслевого и платежного балансов; проблем статистики предприятий, производства и товарного рынка, инвестиций, предпринимательства и инноваций; теории и методологии статистических показателей, характеризующих социальную систему общества, социально-трудовую сферу, уровень жизни населения; проблем социальной инфраструктуры; теории и методологии статистического наблюдения, переписи населения; проблем статистики природных ресурсов и охраны окружающей среды, международной статистики, применения международных сопоставлений; информатизации государственной статистики; повышения уровня квалификации специалистов.
Научно-методологический совет Госкомстата России имеет в своем составе секции, сформированные в соответствии с перечнем проблем, возлагаемых для рассмотрения на НМС.
Научно-методологический совет Госкомстата России формируется из числа ученых и высококвалифицированных специалистов системы Госкомстата России, министерств и ведомств, научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений. Персональный состав Научно-методологического совета Госкомстата России рассматривается на коллегии и утверждается председателем Госкомстата России. Председатель Научно-методологического совета Госкомстата России, председатели секций и ученый секретарь утверждаются председателем Госкомстата России.
Ученый секретарь подготавливает проект плана работы Совета и отчеты о его работе, обеспечивает своевременное получение и рассылку материалов на Совет, осуществляет связь с научными советами стран СНГ, контролирует выполнение плана и принятых решений.
Рассмотрение материалов и подготовка проекта рекомендаций для Научно-методологического совета Госкомстата России проводится в его секциях.
Научно-методологический совет Госкомстата России и его секции по результатам обсуждения вопроса принимают решения и вырабатывают соответствующие рекомендации, которые являются обязательными для исполнения после их утверждения председателем Госкомстата России.
Научно-методологический совет Госкомстата России в целях обмена информацией по вопросам совершенствования статистической методологии осуществляет сотрудничество с советами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, публикует доклады, имеющие научное значение, и рекомендации по важнейшим вопросам статистической методологии, а также подготавливает для издания другие материалы по методологическим вопросам, информирует через журнал «Вопросы статистики» о проводимой Советом научно-методологической работе.
Важное место в организации государственной статистики в Российской Федерации, научно-методологической деятельности Госкомстата России занимает такая конкретная форма взаимосвязи с научной общественностью, как секции статистики в составе Российской Академии наук. В настоящее время они существуют в Центральном Доме ученых в Москве, Петербургском Доме ученых в Санкт-Петербурге, Новосибирском Доме ученых в Новосибирске.
Секция статистики Центрального дома ученых Российской академии наук организована в 1939 году. У истоков ее создания стояли такие известные ученые, как академики В.С.Немчинов и С.Г.Струмилин. Членами секции являются члены Центрального дома ученых – работники Российской академии наук, научные работники министерств и ведомств, профессорско-преподавательский состав вузов, техникумов и другие специалисты по статистике, имеющие ученые степени и звания Российской Федерации или зарубежных стран. В работе секции принимают также участие специалисты, не являющиеся ее членами – научные и практические работники предприятий и организаций, аспиранты и студенты, представители секций по другим общественным наукам (политэкономии, управления экономикой) и т.п.
За более чем 60-летнюю историю своего существования секция статистики Центрального дома ученых Российской академии наук накопила богатый опыт обсуждения научных и практических проблем развития статистики в России и, в частности, самых актуальных проблем методологии статистики и практики организации статистического наблюдения. Этому в немалой степени способствовало непосредственное участие организаторов секции – ученых, занимавшихся исследованиями теоретических проблем методологии статистики, В.С. Немчинова, С.Г. Струмилина, Д.В. Савинского.
По материалам секции статистики в исторической ретроспективе можно проследить, как смещался центр внимания от общих проблем и методов статистики к вопросам автоматизации государственной статистики: к использованию ЭВМ, ПЭВМ, математико-статистических методов и современных информационных технологий; к совершенствованию системы статистических показателей и организации выборочного статистического наблюдения, внедрению системы национального счетоводства и международных статистических стандартных классификаций в отечественную статистическую практику.
На разных этапах работы секции статистики Центрального дома ученых Российской академии наук ее возглавляли председатели, чей вклад в развитие статистики в России хорошо известен. Кроме организаторов секции, это – Н.К. Дружинин, А.Я. Боярский, Г.И. Бакланов, В.Е. Адамов, И.К. Беляевский, ныне действующий председатель М.Г. Назаров. В разные периоды в работе секции статистики Центрального дома ученых Российской академии наук участвовали такие крупные экономисты, как А.Л. Вайнштейн, М.А. Королев, П.П. Маслов, И.А. Погосов, Т.В. Рябушкин, Д.В. Савинский, М.Р. Эйдельман и др.
Основная организационная, методологическая и координационная деятельность в области государственной статистики возлагается на структурные подразделения центрального аппарата Госкомстата России (схема 3.). Ниже в кратком виде излагаются функции структурных подразделений центрального аппарата Госкомстата России.
Схема 3
СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА ГОСКОМСТАТА РОССИИ (на 01.11.2003 г.)
Председатель Госкомстата России – Соколин Владимир Леонидович
Два первых заместителя председателя | Статс-секретарь, заместитель председателя |
Заместители |
Управление статистического планирования и организации статистического наблюдения | Управление национальных счетов |
Управление статистики предприятий и структурных обследований | Управление сводной информации |
Управление статистики зарубежных стран и международного сотрудничества | Управление статистики уровня жизни и обследований населения |
Управление статистики труда | Управление переписи населения и демографической статистики |
Управление ресурсного обеспечения и автоматизированной обработки материалов переписи населения | Управление статистики услуг, транспорта и связи |
Управление статистики основных фондов и строительства | Управление статистики внутренней и внешней торговли |
Управление статистики окружающей среды и сельского хозяйства | Управление статистики цен и финансов |
Финансово-экономическое управление | Управление государственной службы, кадров и территориальных органов |
Административное управление | Производственно-технологическое управление |
Управление информационных ресурсов | Отдел по защите государственной тайны |
Управление статистического планирования и организации статистического наблюдения в соответствии с Положением о нем:
ежегодно разрабатывает Федеральную программу статистических работ, формирует долгосрочные программы развития государственной статистической системы Российской Федерации, федеральные целевые программы по вопросам статистики, план научно-методологической работы Госкомстата России, осуществляет координацию этих работ и контроль за ходом их выполнения;
осуществляет работы по разработке и утверждению статистического инструментария государственных статистических наблюдений (включая электронные версии форм статнаблюдения) и порядка обеспечения им отчитывающихся хозяйствующих субъектов, стандартов на статистический инструментарий, согласованию форм ведомственных статистических наблюдений, проводимых федеральными органами исполнительной власти;
организует работы по разработке, согласованию и утверждению унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий, условий предоставления пользователям этих форм и версий, согласованию специализированных форм первичной учетной документации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти на основе унифицированных форм;
разрабатывает методологию ведения и осуществляет координацию работ по формированию Каталога статистических показателей (КСП) как системы метаинформации;
обеспечивает координацию, организационное и методологическое руководство работами по ведению, развитию и применению в системе органов государственной статистики Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;
обеспечивает организацию разработки и ведения закрепленных за Госкомстатом России общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, предоставления пользователям информации о них;
организует работу по систематизации методологических разработок; осуществляемых подразделениями Госкомстата России;
разрабатывает методы статистического наблюдения, адаптированных к условиям формирования рыночной экономики и направленные на расширение
применения выборочных методов наблюдения при оптимальном их сочетании со сплошными обследованиями, и координирует деятельность структурных подразделений Комитета по этим вопросам;
осуществляет координацию работ и подготовку нормативно-методических материалов по вопросам учета и идентификации субъектов хозяйственной деятельности в ЕГРПО, присвоению кодов этим субъектам по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации, использованию регистра для формирования генеральной совокупности объектов статистического наблюдения;
подготавливает совместно с юридической службой проекты нормативных правовых актов и документов, регламентирующих деятельность в сфере государственной статистики хозяйствующих субъектов, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственные статистические наблюдения и обобщения их результатов в системе органов государственной статистики;
принимает участие в осуществляемых по линии Госкомстата России программах сотрудничества с национальными и международными статистическими и экономическими организациями с целью изучения и практического использования прогрессивного опыта по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
согласовывает проекты нормативных правовых актов по вопросам, связанным с созданием и ведением государственных информационных систем и ресурсов, в части обязательного применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;
взаимодействует с подразделениями федеральных органов исполнительной власти, подразделениями Госкомстата России по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
проводит организационно-технические мероприятия по обеспечению деятельности Госкомстата России по размещению заказов на выполнение научно-методологических работ, финансируемых за счет бюджетных средств;
участвует в проведении в средствах массовой информации разъяснительной
работы по вопросам, связанным с организацией государственного статисти-
ческого наблюдения и другими вопросами, находящимися в компетенции Управления.
Управление национальных счетов в соответствии с Положением о нем:
разрабатывает национальные счета, включая таблицы «Затраты-Выпуск» по Российской Федерации для последующего их представления Госкомстатом России Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, средствам массовой информации, научной общественности, международным организациям, а также другим пользователям;
проводит методологическую и организационную работу по внедрению элементов национальных счетов на региональном уровне, готовит сводные показатели по регионам России по методологии национальных счетов;
исследует макроэкономические пропорции, тенденции, межотраслевые связи, структуры издержек, соотношения спроса и предложения по секторам и отраслям экономики на основе разрабатываемых показателей национальных счетов и таблиц «Затраты-Выпуск», участвует в программе международных сопоставлений валового внутреннего продукта;
разрабатывает совместно с другими структурными подразделениями Комитета научно обоснованную методологию составляемых в Управлении показателей и статистических моделей на основе международных стандартов формирования системы национальных счетов;
проводит работы по расчету макроэкономических показателей с учетом особенностей современного этапа социально-экономического развития Российской Федерации;
координирует работы по сбору, обработке и получению статистической информации, необходимой для построения национальных счетов и таблиц «Затраты-Выпуск», подготавливает предложения по совершенствованию статистических наблюдений, являющихся информационной базой для построения национальных счетов и таблиц «Затраты-Выпуск»;
участвует в установленном порядке в осуществляемых по линии Госкомстата России программах сотрудничества с национальными и международными статистическими и экономическими организациями с целью изучения и практического использования прогрессивного опыта по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
участвует в подготовке соответствующего раздела проекта Федеральной программы статистических работ, в разработке системы взаимоувязанных общероссийских классификаторов, гармонизированных с требованиями международных стандартов и классификаций, в реализации современных методов формирования информационных ресурсов и технологий в области статистической деятельности, подготавливает информацию разрабатываемую в Управлении, для опубликования в статистических изданиях.
Управление статистики предприятий и структурных обследований в соответствии с Положением о нем:
готовит официальную статистическую информацию по выпуску продукции и затратам на ее производство, показателям деятельности малых предприятий, демографии предприятий, финансово-промышленных групп и деловой активности промышленных организаций для последующего представления Госкомстатом России Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, общественности, а также международным организациям;
разрабатывает совместно с другими структурными подразделениями Комитета научно обоснованную статистическую методологию, соответствующую международным статистическим стандартам, по формированию первичных, сводных систем статистических показателей, характеризующих выпуск продукции, затрат на ее производство, основные технико-экономические показатели промышленности, конверсии военного производства, уровню монополизации, деятельность финансово-промышленных групп, деловую активность промышленных организаций, а также балансы производственных мощностей, топливно-энергетический и электробаланс;
разрабатывает методологию и осуществляет координацию работ по проведению структурных обследований и текущего статистического наблюдения за деятельностью предприятий и организаций на основе унифицированных форм, готовит предложения по совершенствованию форм федерального государственного статистического наблюдения и инструкций по их составлению, введению их в действие, а также форм и программ единовременных учетов, обследований и переписей по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
участвует в разработке методологии комплексного анализа социально-экономического развития России и регионов, системы взаимоувязанных общероссийских классификаторов, гармонизированных с требованиями международных стандартов и классификаций, реализации современных методов формирования информационных ресурсов и технологий в области статистической деятельности;
готовит материалы, освещающие вопросы научно-методологической и информационно-статистической деятельности Управления на страницах журнала «Вопросы статистики»;
участвует в осуществляемых по линии Госкомстата России программах сотрудничества с национальными и международными статистическими и экономическими организациями с целью изучения и практического использования прогрессивного опыта по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
участвует в подготовке проекта раздела Федеральной программы статистических работ по текущим показателям деятельности организаций, финансово-промышленных групп, показателям выпуска продукции, затрат на ее производство, деловой активности организаций;
обеспечивает полноту и объективность статистической информации по выпуску продукции и затратам на ее производство, статистике малых предприятий и финансово-промышленных групп;
готовит в пределах своей компетенции материалы для включения в официальные доклады о социально-экономическом положении Российской Федерации, а также другие экономико-статистические материалы и информационно-аналитические издания, соблюдая государственную и коммерческую тайну, конфиденциальность данных;
взаимодействует с подразделениями министерств и ведомств, с отраслевыми подразделениями Комитета для обеспечения увязки статистических данных и других материалов, характеризующих социально-экономические процессы и явления в области выпуска продукции и затрат на ее производство, статистике малых предприятий, финансово-промышленных групп, деловой активности промышленных организаций;
рассматривает и подготавливает ответы на письма и запросы юридических и физических лиц по вопросам, относящихся к компетенции Управления.
Управление сводной информации в соответствии с Положением о нем:
осуществляет подготовку, выпуск и распространение официальных статистических публикаций Госкомстата России с применением современных технологий, в соответствии с действующим законодательством и порядком хранения и защиты статистической информации, организует взаимодействие со структурными подразделениями Госкомстата России по этим вопросам;
координирует деятельность структурных подразделений центрального аппарата, подведомственных организаций Госкомстата России и территориальных органов государственной статистики по вопросам подготовки и выпуска официальных информационно-аналитических материалов, статистических сборников и бюллетеней, информационного наполнения и функционирования Банка данных «Паспорт территорий» и Регистра городов;
осуществляет разработку, формирование и совершенствование систем статистических показателей на федеральном и региональном уровнях для информационного обеспечения прогнозов социально-экономического развития России и регионов, отражения социально-экономического развития России, федеральных округов, субъектов федерации, муниципальных образований, хода реформ местного самоуправления, закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО);
взаимодействует с Управлением информационных ресурсов по вопросам распространения официальных статистических публикаций Госкомстата России с применением современных технологий (Интернет, e-mail, БГД «Статистика России»);
участвует совместно с ИИЦ «Статистика России» на книжных ярмарках и выставках, представляя официальные статистические издания Госкомстата России;
участвует в осуществлении по линии Госкомстата России программ сотрудничества с национальными и международными статистическими и экономическими организациями с целью изучения прогрессивного мирового опыта по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
Управление статистики зарубежных стран и международного сотрудничества в соответствии с Положением о нем:
анализирует мировую экономику, изучает тенденции развития и интеграции России в мирохозяйственные связи, организует работы по проведению в Госкомстате России международных статистических сопоставлений, обеспечивает реализацию в Госкомстате России требований и методических рекомендаций международных организаций по статистике и изучение зарубежной статистической методологии, осуществляет обмен статистическими данными Госкомстата России с международными организациями и национальными статистическими службами других стран, обеспечивает информационно-статистические потребности отечественных, зарубежных и международных пользователей статистической информации;
разрабатывает и организует выполнение программ международного сотрудничества Госкомстата России и обеспечивает взаимодействие с международными организациями и национальными статистическими службами в области статистики;
организует сбор, обобщение и анализ статистической информации из зарубежных источников;
подготавливает предложения об участии специалистов Госкомстата России в работе экспертных групп международных организаций и обеспечивает контроль за их деятельностью;
контролирует ход реализации мероприятий по присоединению к Специальному стандарту распространения данных МВФ и обеспечивает внедрение иных стандартов международных организаций в области статистической деятельности;
обеспечивает взаимодействие с МИД России, представительствами иностранных государств в России по вопросам сотрудничества в области статистики, организует международное сотрудничество территориальных органов Госкомстата России и контролирует соблюдение ими установленного порядка этого сотрудничества; осуществляет контроль за соблюдением государственной и коммерческой тайны при международном обмене статистическими данными и контактах с зарубежными специалистами;
обеспечивает взаимодействие со Статкомитетом СНГ, исполнительными органами Таможенного союза и Союза Беларуси и России, Министерством статистики Республики Беларусь, контроль за реализацией договоренностей;
подготавливает с другими структурными подразделениями Комитета материалы для участия представителей Госкомстата России в деятельности международных организаций и в совместных с национальными статистическими службами других стран мероприятиях, организует командирование за границу специалистов Госкомстата России и прием зарубежных делегаций, осуществляет контроль за соблюдением норм протокольной практики;
обеспечивает работу Комиссии по международному сотрудничеству, реализацию планов международного сотрудничества, норм протокольной практики, коммерческой и государственной тайны в подведомственных организациях и территориальных органах Госкомстата России;
подготавливает материалы, освещающие вопросы международного сотрудничества в области статистики в средствах массовой информации.
Управление статистики уровня жизни и обследований населения в соответствии с Положением о нем:
готовит официальную статистическую информацию по уровню жизни и обследованиям населения для последующего представления Госкомстатом России Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, средствам массовой информации, научной общественности, международным организациям, а также другим пользователям;
разрабатывает статистическую методологию, обеспечивающую получение полной и научно обоснованной статистической информации по уровню жизни и обследованиям населения;
формирует систему статистических показателей, характеризующих различные аспекты уровня жизни населения, готовит предложения по совершенствованию и утверждению форм федерального государственного статистического наблюдения и первичного учета, введению их в действие, а также форм и программ единовременных учетов, обследований, переписей по вопросам уровня жизни;
разрабатывает и совершенствует методики формирования выборочной совокупности и организационно-методологических принципов для проведения обследования бюджетов домашних хозяйств, потребительских ожиданий населения, других выборочных обследований по вопросам уровня жизни;
организует разработку экономико-статистической информации об уровне жизни и обследовании населения, ее анализ и подготовку статистических материалов на основе данных обследования бюджетов домашних хозяйств и других социально-экономических обследований населения, пенсионной статистики, балансовых расчетов доходов и расходов населения, систематических расчетов социально-экономических индикаторов уровня жизни: показателей дифференциации доходов населения, прожиточного минимума и уровня бедности, реальных денежных доходов населения и индекса потребительских ожиданий населения;
организует и контролирует проведение территориальными органами госстатистики обследования бюджетов домашних хозяйств по программе, формам и методологии, разработанным и утвержденным Госкомстатом России;
совершенствует методологии расчета основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения, обследования бюджетов домашних хозяйств, составления счетов сектора домашних хозяйств, баланса денежных доходов и расходов населения;
участвует в разработке методологии комплексного анализа социально-экономического развития России и региона, системы взаимоувязанных общероссийских классификаторов, реализации современных методов формирования информационных ресурсов и технологий в области статистической деятельности;
подготавливает в пределах своей компетенции материалы для включения в официальные доклады о социально-экономическом положении Российской Федерации и официальные статистические публикации, участвует в подготовке проектов федеральных законов, программы статистических работ, целевых программ по вопросам статистики уровня жизни и обследования населения;
организует сбор данных о величине прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации, ежемесячно направляет в Минтруд России данные об уровне потребительских цен для расчета величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, ежеквартально подготавливает проект совместного протокола Минтруда России и Госкомстата России о расчете величины прожиточного минимума на душу населения и основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации, подготавливает и вносит совместно с Минтрудом России на рассмотрение в Правительство Российской Федерации проект постановления о величине прожиточного минимума за квартал, участвует в разработке предложений по составу потребительской корзины в целом по Российской Федерации и методических рекомендаций по ее определению;
участвует в осуществляемых по линии Госкомстата России программах сотрудничества с национальными и международными статистическими и экономическими организациями с целью изучения прогрессивного опыта по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
Управление статистики труда в соответствии с Положением о нем:
готовит официальную статистическую информацию по труду для последующего представления Госкомстатом России Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, средствам массовой информации, научной общественности, международным организациям, а также другим пользователям;
разрабатывает статистическую методологию, обеспечивающую получение полной и научно обоснованной статистической информации по труду, организует ее сбор, разработку и анализ, формирует систему статистических показателей, готовит предложения по совершенствованию форм федерального государственного статистического наблюдения и первичного учета, введению их в действие, а также форм и программ единовременных учетов, обследований, переписей по труду и материалы для согласования программ проведения ведомственных государственных статистических наблюдений;
организует освещение вопросов научно-методологической, информационно-статистической деятельности Управления на страницах журнала «Вопросы статистики»;
участвует в разработке методологии комплексного анализа социально-экономического развития России и регионов, системы взаимоувязанных общероссийских классификаторов, гармонизированных с требованиями международных стандартов и классификаций, в реализации современных методов формирования информационных ресурсов и технологий в области статистической деятельности;
участвует в пределах своей компетенции в подготовке проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов, Федеральной программы (плана) статистических работ, федеральных целевых программ и планов их реализации, плана научно-методологических работ, а также реализации принятых федеральных законов, нормативных правовых актов, федеральных программ; взаимодействует с подразделениями федеральных органов исполнительной власти, учебных и научных учреждений, подразделениями Госкомстата России;
участвует в осуществляемых по линии Госкомстата России программах сотрудничества с национальными и международными статистическими и экономическими организациями с целью изучения и практического использования прогрессивного опыта по вопросам статистики труда.
Управление переписи населения и демографической статистики в соответствии с Положением о нем:
готовит официальную статистическую информацию по населению для последующего представления Госкомстатом России Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, средствам массовой информации, научной общественности, международным организациям, а также другим пользователям;
разрабатывает статистическую методологию и методологию демографических прогнозов, обеспечивающих получение полной и научно обоснованной статистической информации о населении и перспективах его развития;
организует проведение государственного статистического наблюдения за демографическими процессами в Российской Федерации по программам, формам и методологии, утвержденным Госкомстатом России, организует сбор и разработки социально-демографической информации, ее анализ, подготовку статистических данных для составления демографических прогнозов, составления национальных счетов, других балансовых расчетов;
подготавливает предложения по совершенствованию форм федерального государственного статистического наблюдения и первичного учета, введению их в действие, а также форм и программ единовременных учетов, обследований, переписей населения, согласовывает программы статистических наблюдений, проводимые другими ведомствами;
разрабатывает методологические и организационные положения Всероссийской переписи населения, ее программу, осуществляет руководство и координацию организационных, финансовых, материальных и проектно-технологических работ по переписи населения и осуществляет контроль за их исполнением внештатной Службой по Всероссийской переписи населения 2002 года, ГМЦ Госкомстата России и территориальными органами государственной статистики;
координирует работу по подготовке и проведению переписи населения, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляет техническое обеспечение работы Государственной комиссии по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2002 года, организует разработку и анализ статистической информации по населению;
участвует в разработке методологии комплексного анализа социально-экономического развития России и ее регионов, системы взаимоувязанных общероссийских классификаторов, гармонизированных с требованиями международных стандартов и классификаций, реализации современных методов формирования информационных ресурсов и технологий в области статистической деятельности;
подготавливает материалы и организует освещение вопросов научно-методологической, информационно-статистической деятельности Управления на страницах журнала «Вопросы статистики», в других средствах массовой информации;
участвует в подготовке проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов, обеспечивающих проведение переписи населения и статистического демографического наблюдения, выполнение Федеральной программы (плана) статистических работ, федеральных целевых программ по вопросам статистики и планов их реализации, плана научно-методологических работ, а также реализации принятых федеральных законов, нормативных правовых актов, федеральных программ;
взаимодействует с подразделениями федеральных органов исполнительной власти, учебными и научными учреждениями, подразделениями Госкомстата России по вопросам, находящимся в компетенции Управления;
участвует в осуществляемых по линии Госкомстата России программах сотрудничества с национальными и международными статистическими и экономическими организациями с целью изучения и практического использования прогрессивного опыта по вопросам статистики населения.
Управление ресурсного обеспечения и автоматизированной обработки материалов переписи населения в соответствии с Положением о нем:
создается в период активной подготовки к переписи населения и осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение и организацию автоматизированной обработки материалов Всероссийской переписи населения, организует контроль за ходом ее подготовки и проведения;
подготавливает материалы на рассмотрение Государственной комиссией по проведению Всероссийской переписи населения и Переписной комиссией Госкомстата России в части финансового, материально-технического и хозяйственного обеспечения, автоматизированной обработки материалов переписи населения;
готовит предложения по распределению ассигнований из бюджета на подготовку и проведение Всероссийской переписи населения, обработку и публикацию ее результатов;
производит расчеты и согласование условий привлечения и размеров оплаты труда лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении;
совместно с Управлением государственной службы, кадров и территориальных органов разрабатывает проекты типовых трудовых соглашений и договора-подряда с лицами, привлекаемыми к сбору сведений о населении;
организует и проводит маркетинг и конкурсы на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Всероссийской переписи населения;
разрабатывает конкурсную документацию, в том числе технических требований, на поставляемые товары (работы, услуги), проекты государственных контрактов и другую документацию согласно требованиям законодательства;
осуществляет контроль за исполнением государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Всероссийской переписи населения;
готовит разнарядки к контрактам на доставку грузов Всероссийской переписи населения, осуществляет контроль за приемкой грузов территориальными органами Госкомстата России;
осуществляет контроль за изготовлением и поставкой отпечатанных тиражей машиночитаемых переписных бланков и не машиночитаемых документов в территориальные органы Госкомстата России, а также за приемкой ими поставленной продукции;
разрабатывает расчеты по материально-техническому и хозяйственному обеспечению переписи населения, включая специальные контингенты населения;
совместно с Управлением переписи населения и демографической статистики, а также министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся специальные контингенты населения, готовит указания по материально-техническому и хозяйственному обеспечению переписи указанных контингентов населения;
разрабатывает рекомендации территориальным органам Госкомстата России о порядке оплаты труда лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении;
разрабатывает и внедряет новейшие технологии обработки материалов Всероссийской переписи населения;
организует и осуществляет контроль за ходом подготовки, проведением и обработкой материалов переписи населения с помощью автоматизированной системы обработки материалов Всероссийской переписи населения;
разрабатывает Технические требования на создание аппаратно-программного комплекса обработки материалов переписи населения на региональном уровне, на формирование федеральной базы данных и получения итоговых таблиц Всероссийской переписи населения;
разрабатывает конкурсную документацию и проводит конкурсы по созданию аппаратно-программного комплекса обработки материалов переписи населения на региональном уровне, по формированию федеральной базы данных и получению итоговых таблиц Всероссийской переписи населения;
обеспечивает внедрение и методическое сопровождение системы «Контроль за ходом подготовки и проведения Всероссийской переписи населения»;
организует и осуществляет контроль за подготовкой к обработке и обработкой материалов Всероссийской переписи населения;
выполняет другие функции в соответствии с решениями Госкомстата России и поручениями руководства Комитета.
Управление статистики услуг, транспорта и связи в соответствии с Положением о нем и возложенными дополнительными функциями:
готовит официальную статистическую информацию по услугам, транспорту и связи для последующего представления Госкомстатом России Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, средствам массовой информации, научной общественности, международным организациям, а также другим пользователям;
разрабатывает статистическую методологию, обеспечивающую получение полной и научно обоснованной статистической информации по платным услугам населению, транспорту, дорожному хозяйству, связи, жилищному хозяйству, коммунальному хозяйству, туризму, образованию, здравоохранению, производственному травматизму и инвалидности, культуре, физической культуре и спорту, науке, инновациям и информационным технологиям, преступности и правопорядку;
создает системы статистических показателей по перечисленным направлениям статистики, подготавливает предложения по совершенствованию форм федерального государственного статистического наблюдения и первичного учета, введению их в действие; разрабатывает формы и программы единовременных учетов, обследований, переписей, а также материалы для согласования программ проведения нецентрализованных (ведомственных) федеральных государственных статистических наблюдений;
организует сбор, разработку и анализ экономико-статистической информации по перечисленным направлениям статистики, готовит материалы, освещающие научно-методологическую, информационно-статистическую деятельность Управления на страницах журнала «Вопросы статистики» и других официальных изданий Госкомстата России и федеральных органов исполнительной власти;
производит расчеты выпуска продукции и добавленной стоимости по соответствующим отраслям экономики;
участвует в разработке методологии комплексного анализа социально-экономического развития России и ее регионов, системы взаимоувязанных общероссийских классификаторов, гармонизированных с требованиями международных стандартов и классификаций, реализации современных методов формирования информационных ресурсов и технологий в области статистической деятельности;
участвует в подготовке проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов, Федеральной программы статистических работ, федеральных целевых программ по вопросам статистики и планов их реализации, плана научно-методологических работ в части, относящейся к компетенции Управления, а также реализации принятых федеральных законов, нормативных правовых актов, федеральных программ;
взаимодействует с подразделениями федеральных органов исполнительной власти, учебных и научных учреждений, подразделениями Госкомстата России по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
выпускает сборники «Сфера услуг в России», «Жилищное хозяйство в России», «Транспорт в России», «Связь в России», «Образование в России», «Здравоохранение в России», «Туризм в России», «Наука в России», «Преступность и правопорядок в России. Статистический аспект» и участвует в выпуске тематических сборников других подразделений Госкомстата России;
принимает участие в системе обучения и повышения квалификации работников государственной статистики и других федеральных органов исполнительной власти;
представляет Госкомстат России и разрабатывает статистическую часть при подготовке и выпуске ежегодных и периодических Государственных и Национальных докладов по социальной тематике совместно с Минтрудом России (о положении детей), Минздравом России (о состоянии здоровья населения), Минобразованием России (о положении молодежи), МИД России (по соблюдению Конвенции о правах ребенка и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин), МВД России (о состоянии безопасности дорожного движения) и участвует в подготовке доклада МПР России о состоянии и охране окружающей среды;
представляет Госкомстат России в работе совместных с другими федеральными органами исполнительной власти Межведомственных рабочих групп, разрабатывающих отдельные социальные проблемы, находящиеся в компетенции Управления;
участвует в установленном порядке в осуществляемых по линии Госкомстата России программах сотрудничества с национальными и международными статистическими и экономическими организациями с целью изучения и практического использования прогрессивного опыта по вопросам, относящимся к компетенции Управления, проводит консультирование специалистов статистических служб зарубежных стран, подготавливает и выпускает совместные с отдельными странами сборники.
Управление статистики основных фондов и строительства в соответствии с Положением о нем:
готовит официальную статистическую информацию по основным фондам и строительству и инвестициям в нефинансовые активы для последующего представления Госкомстатом России Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, средствам массовой информации, научной общественности, международным организациям, а также другим пользователям;
разрабатывает и совершенствует научно-обоснованную, соответствующую международным стандартам официальную статистическую методологию для проведения государственных статистических наблюдений и формирования статистических показателей;
организует проведение государственных статистических наблюдений за объемами инвестиций в нефинансовые активы, состоянием основных фондов и строительства и обработку их результатов в соответствии с официальной статистической методологией, разработку системы статистических показателей, характеризующих эти процессы;
организует разработку экономико-статистической информации по основным фондам и строительству, ее анализ, готовит материалы, освещающие научно-методологическую и информационно-статистическую деятельность Управления на страницах журнала «Вопросы статистики»;
подготавливает предложения по совершенствованию и унификации форм федерального государственного статистического наблюдения и первичного учета, введению их в действие, а также форм и программ единовременных учетов, обследований, переписей по основным фондам, инвестициям в нефинансовые активы и строительству, а также материалов по согласованию специализированных форм первичной учетной документации, разработанной федеральными органами исполнительной власти на основе унифицированных форм;
участвует в разработке методологии комплексного анализа социально-экономического развития России и ее регионов, системы взаимоувязанных общероссийских классификаторов, гармонизированных с требованиями международных стандартов и классификаций, реализации современных методов формирования информационных ресурсов и технологий в области статистической деятельности;
участвует в подготовке проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов, Федеральной программы (плана) статистических работ, федеральных целевых программ по вопросам статистики и планов их реализации, плана научно-методологических работ в части основных фондов и строительства, а также реализации принятых федеральных законов, нормативных правовых актов, федеральных программ, взаимодействует с подразделениями федеральных органов исполнительной власти, учебными и научными учреждениями, подразделениями Госкомстата России по вопросам статистики основных фондов и строительства;
участвует в установленном порядке в осуществляемых по линии Госкомстата России программах сотрудничества с национальными и международными статистическими и экономическими организациями с целью изучения и практического использования прогрессивного опыта по вопросам статистики основных фондов и строительства.
Управление статистики внутренней и внешней торговли в соответствии с Положением о нем:
готовит официальную экономико-статистическую информацию по внутренней и внешней торговле для последующего представления в установленном порядке Госкомстатом России Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам прокуратуры, суда, средствам массовой информации, научной общественности, международным организациям, а также другим пользователям;
разрабатывает статистическую методологию, обеспечивающую получение полной и научно обоснованной статистической информации по внутренней и внешней торговле, систему статистических показателей по внутренней и внешней торговле, предложения по совершенствованию форм федерального государственного статистического наблюдения, введению их в действие, а также форм и программ единовременных обследований, переписей по внутренней и внешней торговле, материалы для согласования программ проведения ведомственных государственных статистических наблюдений;
участвует в разработке методологии комплексного анализа социально-экономического развития России и ее регионов, системы взаимоувязанных общероссийских классификаторов, гармонизированных с требованиями международных стандартов и классификаций, реализации современных методов формирования информационных ресурсов и технологий в области статистической деятельности;
участвует в подготовке проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов, Федеральной программы статистических работ, федеральных целевых программ по вопросам статистики и планов их реализации, плана научно-методологических работ в части внутренней и внешней торговли, а также реализации принятых федеральных законов, нормативных правовых актов, федеральных программ;
взаимодействует с подразделениями федеральных органов исполнительной власти, учебных и научных учреждений, подразделениями Госкомстата России по вопросам статистики внутренней и внешней торговли;
участвует в установленном порядке в осуществляемых по линии Госкомстата России программах сотрудничества с национальными и международными статистическими и экономическими организациями с целью изучения и практического использования прогрессивного опыта по вопросам статистики внутренней и внешней торговли;
организует разработку экономико-статистической информации по внутренней и внешней торговле, ее анализ, готовит материалы, освещающие научно-методологическую, информационно-статистическую деятельность Управления на страницах журнала «Вопросы статистики».
Управление статистики окружающей среды и сельского хозяйства в соответствии с Положением о нем:
готовит официальную статистическую информацию по окружающей среде и сельскому хозяйству, итогам сельскохозяйственных переписей для последующего представления Госкомстатом России Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, средствам массовой информации, научной общественности, международным организациям, а также другим пользователям;
разрабатывает и совершенствует научно-обоснованную официальную статистическую методологию проведения государственных статистических наблюдений, сельскохозяйственных переписей и обследований, формирует статистические показатели, обеспечивает соответствие официальной статистической методологии международным стандартам в области статистики сельского хозяйства, природных ресурсов, окружающей среды и балансовых расчетов;
осуществляет работы по созданию и актуализации показателей форм федерального государственного статистического наблюдения и программ единовременных учетов и обследований по вопросам сельского хозяйства, окружающей среды, а также программ сельскохозяйственных переписей;
участвует в разработке методологии комплексного анализа социально-экономического развития России и ее регионов, системы взаимоувязанных общероссийских классификаторов, гармонизированных с требованиями международных стандартов и классификаций, реализации современных методов формирования информационных ресурсов и технологий в области статистической деятельности;
разрабатывает методологию и осуществляет координацию работ по организации, проведению и обработке материалов сельскохозяйственных переписей;
участвует в создании информационной статистической базы для формирования банков данных, регистров сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, организации ведения мониторинга по наиболее актуальным вопросам функционирования сельского хозяйства, внедрения несплошных методов статистического наблюдения, разработке балансов продовольственных ресурсов и их использования;
участвует в подготовке проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов, Федеральной программы (плана) статистических работ, федеральных целевых программ по вопросам статистики и планов их реализации, плана научно-методологических работ в части статистики окружающей среды и сельского хозяйства, а также реализации принятых федеральных законов, нормативных правовых актов, федеральных программ;
участвует в установленном порядке в осуществляемых по линии Госкомстата России программах сотрудничества с национальными и международными статистическими и экономическими организациями с целью изучения и практического использования прогрессивного опыта по вопросам статистики окружающей среды и сельского хозяйства, организации и проведении сельскохозяйственных переписей;
организует разработку экономико-статистической информации по окружающей среде и сельскому хозяйству, проводит ее анализ, готовит материалы, освещающие научно-методологическую, информационно-статистическую деятельность Управления на страницах журнала «Вопросы статистики».
Управление статистики цен и финансов в соответствии с Положением о нем:
готовит официальную статистическую информацию по ценам и финансам для последующего представления Госкомстатом России Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, средствам массовой информации, научной общественности, международным организациям, а также другим пользователям;
разрабатывает и совершенствует научно обоснованную, соответствующую международным статистическим стандартам, официальную статистическую методологию для проведения государственных статистических наблюдений, формирования системы статистических показателей по ценам и финансам;
организует проведение государственных статистических наблюдений за уровнем и динамикой цен и тарифов на товары и услуги, финансово-хозяйственной деятельностью организаций, результатами приватизации, отдельными показателями государственных финансов в соответствии с официальной статистической методологией;
готовит предложения по совершенствованию форм федерального государственного статистического наблюдения и первичного учета, введению их в действие, а также форм и программ единовременных учетов, обследований по ценам и финансам, материалы для согласования программ проведения ведомственных государственных статистических наблюдений;
организует разработку экономико-статистической информации по ценам и финансам, ее анализ, осуществляет сбор и обработку бухгалтерской отчетности организаций, готовит материалы, освещающие научно-методологическую и информационно-статистическую деятельность Управления на страницах журнала «Вопросы статистики»;
предоставляет в установленном порядке пользователям статистическую информацию о состоянии государственных финансов и кредитно-денежной системы по программе, формам и методологии, разрабатываемыми, утверждаемыми Минфином России, Банком России, Сбербанком России, МНС России и представляемыми Госкомстату России;
участвует в разработке методологии комплексного анализа социально-экономического развития России и ее регионов, системы взаимоувязанных общероссийских классификаторов, гармонизированных с требованиями международных стандартов и классификаций, реализации современных методов формирования информационных ресурсов и технологий в области статистической деятельности, в развитии и применении системы классификации технико-экономической и социальной информации, обеспечивающей межведомственную и международную сопоставимость статистических данных по ценам и финансам, на основе Единого государственного регистра предприятий и организаций;
участвует в подготовке проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов, Федеральной программы (плана) статистических работ, федеральных целевых программ и планов их реализации, плана научно-методологических работ в части статистики цен и финансов, а также реализации принятых федеральных законов, нормативных правовых актов, федеральных программ;
взаимодействует с подразделениями федеральных органов исполнительной власти, учебных и научных учреждений, подразделениями Госкомстата России по вопросам статистики цен и финансов;
участвует в установленном порядке в осуществляемых по линии Госкомстата России программах сотрудничества с национальными и международными статистическими и экономическими организациями с целью изучения и практического использования прогрессивного опыта по вопросам статистики цен и финансов.
Финансово-экономическое управление в соответствии с Положением о нем:
организует экономические и финансовые работы, анализ финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов, подведомственных организаций и центрального аппарата Госкомстата России;
готовит прогнозы финансирования и проводит их защиту в Минфине России по бюджетному содержанию центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций Госкомстата России, а также формирует консолидированный бюджет органов государственной статистики за счет всех источников поступления финансовых ресурсов и осуществляет контроль за его исполнением;
финансирует расходы федерального бюджета, связанные с содержанием территориальных органов и центрального аппарата Госкомстата России, проведением статистических и социологических обследований, переписей, изданием статистических сборников и оперативной статистической информации, проведением целевых программ, выполняемых по заданиям Правительства Российской Федерации, а также проводит оплату работ, выполняемых подведомственными организациями по заданиям Госкомстата России;
организует и ведет бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов центрального аппарата Госкомстата России, составляет бухгалтерскую и статистическую отчетность по данным регистров бухгалтерского учета;
составляет сводную бухгалтерскую и статистическую отчетность территориальных органов, подведомственных организаций и центрального аппарата Госкомстата России;
организует контрольно-ревизионную работу в системе государственной статистики.
Управление государственной службы, кадров и территориальных органов в соответствии с Положением о нем:
готовит материалы руководству Госкомстата России для принятия решений по основным направлениям кадровой политики, развитию федеральной государственной службы в центральном аппарате и территориальных органах Госкомстата России, обеспечению выполнения территориальными органами Госкомстата России задач и функций, определенных приказами, постановлениями и решениями коллегии Госкомстата России;
осуществляет подбор кадров и формирование кадрового резерва для назначения руководящего состава в центральном аппарате Госкомстата России и в системе государственной статистики;
взаимодействует с кадровыми службами Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
обеспечивает проведение анализа уровня профессиональной подготовки работников системы государственной статистики, организацию работы по непрерывному процессу их обучения, переподготовке и повышению квалификации, в том числе обучения и стажировки в рамках программ международного сотрудничества Госкомстата России;
обеспечивает руководство Госкомстата России информацией о состоянии дел в территориальных органах Госкомстата России по выполнению ими задач и функций, определенных положениями о комитетах, а также приказами, постановлениями и решениями коллегии Госкомстата России;
координирует взаимодействие структурных подразделений центрального аппарата и организаций Госкомстата России с территориальными органами Госкомстата России по всем направлениям их деятельности, межрегиональное взаимодействие территориальных органов Госкомстата России;
готовит предложения по совершенствованию структуры центрального аппарата Госкомстата России и его территориальных органов;
участвует в подготовке проектов нормативных актов, разрабатываемых Госкомстатом России в части, касающейся компетенции Управления;
готовит проекты документов по вопросам государственной службы и кадров в системе государственной статистики, ведет консультации государственных служащих в центральном аппарате Госкомстата России по вопросам, связанным с государственной службой, трудового и пенсионного законодательства, по вопросам кадровой политики, развития федеральной государственной службы, кадрового обеспечения системы государственной статистики;
формирует планы работы с территориальными органами Госкомстата России, координирует деятельность региональных советов территориальных органов Госкомстата России, осуществляет проверку организации деятельности территориальных органов Госкомстата России по выполнению Федеральной программы статистических работ, региональных программ реформирования статистики, оптимизации потоков статистической информации, информационному обеспечению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, формированию организационных структур территориальных органов, а также контроль за выполнением ими приказов, указаний, нормативных документов Госкомстата России, организует работу Совета руководителей территориальных органов Госкомстата России.
Административное управление в соответствии с Положением о нем:
организует своевременную и качественную подготовку документов для проведения заседаний, совещаний, симпозиумов, конференций, обеспечивает соблюдение требований нормативных документов по ведению делопроизводства, осуществляет контроль за состоянием исполнительской дисциплины;
организует работы по архивированию документов в соответствии с рекомендациями Архивного фонда Российской Федерации;
осуществляет правовое обеспечение и методическое руководство правовой работой в системе государственной статистики;
координирует деятельность территориальных органов государственной статистики и подведомственных организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, рационального использования зданий и помещений, являющихся федеральной собственностью;
совершенствует условия труда, социально-бытовое и медицинское обслуживание сотрудников центрального аппарата Госкомстата России, организует их лечение и отдых;
осуществляет финансирование работы центрального аппарата и капитальное строительство в системе государственной статистики, обеспечивает ведение реестра собственности недвижимого имущества в системе государственной статистики, оказывает консультативную и практическую помощь организациям системы государственной статистики в вопросах оформления договоров на право оперативного управления, полного хозяйственного ведения и аренды недвижимого имущества;
организует работу с письмами и запросами организаций государственной статистики, министерств, ведомств и отдельных граждан по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
ведет учет поступивших письменных обращений граждан и контроль их исполнения;
осуществляет учет и выдачу гербовых бланков Госкомстата России.
Производственно-технологическое управление в соответствии с Положением о нем:
организует работы по ресурсному обеспечению Производственного плана работ Госкомстата России, разрабатывает на очередной год прогноз объема работ по автоматизированной обработке статинформации, проектно-технологических работ, изготовлению бланочной продукции, а также прочих работ, обеспечивающих выполнение Производственного плана работ Госкомстата России на федеральном уровне;
подготавливает предложения руководству Госкомстата России по распределению выделенных бюджетных ассигнований на эти цели;
организует работы по изготовлению и рассылке бланочной продукции сторонними издательствами, ГМЦ Госкомстата России и территориальными органами Госкомстата России, координирует и организует работы по определению трудоемкости работ в Производственном плане и ведет соответствующую базу данных в территориальном разрезе, оценивает объем финансирования внеплановых работ, разрабатывает ежегодные планы развития информационных технологий и координирует работы НИПИстатинформ Госкомстата России, ГМЦ Госкомстата России и других исполнителей по этому плану;
координирует работы по организации и заключению государственных контрактов на поставки товаров, проводит организационно-технические мероприятия по подготовке и проведению конкурсов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд, организует подготовку отчетов о проведении конкурсов, осуществляет проверку актов сдачи-приемки работ по заключенным Государственным контрактам, ведет базы данных конкурсов и котировок, проводимых в центральном аппарате Госкомстата России, и данных заключенных Государственных контрактов;
осуществляет единую техническую политику в системе Госкомстата России, внедряет новые информационные технологии, подготавливает перспективные и текущие планы поставок в систему государственной статистики технических средств (вычислительной, полиграфической, организационной и другой техники), а также лицензионного программного обеспечения по централизованным закупкам и оценивает необходимый объем финансовых средств;
подготавливает заключения на предложения территориальных органов Госкомстата России по закупке и приобретению техники за счет собственных средств, координирует работы по поставке, внедрению, перераспределению, списанию и техническому обслуживанию современных средств вычислительной, полиграфической, организационной и другой техники в систему государственной статистики, включая центральный аппарат Госкомстата России, взаимодействует с ФАПСИ1) по организации и проведению совместно с НИПИстатинформ и ГМЦ Госкомстата России работ по подключению территориальных органов Госкомстата России к сети коммутации пакетов «Атлас».
Управление информационных ресурсов в соответствии с Положением о нем:
организует работу по освоению современных информационных технологий с целью создания единого информационного пространства государственной статистики, регистрирует информационные ресурсы Госкомстата России и актуализирует сведения о них в государственном регистре баз данных, ведет каталог информационных ресурсов Госкомстата России;
осуществляет методологическое руководство и координацию деятельности структурных подразделений Госкомстата России по вопросам формирования и использования интегрированных информационных ресурсов, организует работу по формированию и ведению Центральной базы статистических данных, отраслевых и проблемно-ориентированных баз данных, предназначенных для работы специалистов структурных подразделений, осуществляет функции системного администрирования локально-вычислительной сети Госкомстата России, обеспечивает разграничение доступа к информационным ресурсам;
организует работы по сопровождению и развитию официального Интернет-сайта Госкомстата России, организует удаленный доступ к информационным ресурсам Госкомстата России, контролирует эффективность использования сети Интернет в центральном аппарате Госкомстата России;
организует работы по защите от несанкционированного доступа к информационным ресурсам Госкомстата России и по технической защите информации от хищения, разрушения, уничтожения и искажения, осуществляет методологическое обеспечение деятельности территориальных органов Госкомстата России и ГМЦ по этим вопросам;
координирует и организует информационное взаимодействие с министерствами и ведомствами на основе разрешительной системы доступа пользователей и использования современных средств связи и информационных технологий;
осуществляет координацию и методологическое руководство работ по применению геоинформационных технологий в практической деятельности Госкомстата России, включая создание, развитие и использование унифицированной геоинформационной системы Госкомстата России;
развивает системы защиты информационных ресурсов локальной вычислительной сети (ЛВС) центрального аппарата Госкомстата России от несанкционированного доступа, ведет разработку, реализацию и сопровождение разрешительной системы доступа эксплуатационного персонала ЛВС и пользователей центрального аппарата, территориальных органов и ГМЦ Госкомстата России к информационным ресурсам;
осуществляет планирование работ в области развития информационных ресурсов Госкомстата России и защиты информации.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации