2Виды анализа хозяйственной деятельности и их характеристика.
финансовый анализ – процесс исследования финансового механизма деятельности фирмы.
технико-экономический анализ - ориентирован на изучение организационного и научно-технического уровня фирмы. Направлен на внедрение инноваций в области совершенствования техники и технологии производства. Предмет исследования – причинно-следственные связи технических и экономических явлений.
социально-экономический анализ – изучение причинно-следственных взаимосвязей социальных и экономических явлений, их взаимное влияние и влияние на рез. деятельности фирмы.
экономико-экологический анализ - составная часть управления природоохранной деятельностью предприятия. Исследуются взаимодействие экономических и экологических процессов, связанных с сохранением окружающей среды.
маркетинговый анализ – применяется службой маркетинга для изучения внешней среды функционирования фирмы. Для изучения рынков сырь и сбыта готовой продукции, конкурентоспособности фирмы, спроса, предложения, ценовой политики и пр. Для разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
инвестиционный анализ – для разработки программы развития фирмы, оценки эффективности инвестиционной деятельности, для обоснования оптимального варианта инвестиционного проекта.
функционально-стоимостной анализ – это метод системного исследования объекта на стадии проектирования, направленный на оптимизацию соотношения между потребительскими свойствами изделия и затратами на его разработку, пр-во, реализацию.
логистический анализ – с его помощью исследуются товарные потоки. логистика координирует сферы: снабжение, пр-во и сбыт готовой продукции и способствует ускорению материальных и денежных потоков.
институциональный анализ – оценивается организация, правовая и политическая обстановка, в рамках которой действует данное предприятие. анализируется нормативная база, отношения с гос., с партнерами и контрагентами, вырабатывается стратегия и тактическая политика фирмы в области делового сотрудничества.
качественный анализ – способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках изучаемых явлений и процессов.
Количественный (факторный) анализ - основан на количественных сопоставлениях и исследованиях степени чувствительности экономического явления к изменению различных факторов.
экспресс-анализ – способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для данного экономического явления.
фундаментальный анализ – углубленное комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата.
ситуационный анализ – процесс подготовки информации для управления конкретной ситуацией. Этот вид анализа позволяет, исходя из понимания ситуации и динамики развития этой ситуации выработать обоснованное управленческое решение. Возможность предвидеть ситуацию, проанализировать ее, предвидеть ожидаемые изменения, принять соответствующие меры по снижению отрицательных последствий.
маржинальный анализ – это методы оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли при разделении затрат на постоянные и переменные, приходящиеся на ед. продукции. С пом. этого анализа определяется критический объем продаж, критический уровень цены, критический уровень переменных и постоянных затрат для безубыточного объема производства, определяется точка безубыточности, зона безопасности предприятия.
экономико-математический анализ – с пом. этого анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения эк. задачи, определяются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования потенциала предприятия.
SWOT-анализ – (сила, слабость, возможности угрозы) – используется в стратегическом анализе, его функции – установить потенциальные внутренние сильные, слабые стороны предприятия, потенциальные внешние возможности, угрозы для бизнеса.
потенциальные сильные внутренние стороны фирмы:
наличие необходимых финансовых ресурсов
позитивный имидж предприятия
позиция лидерства на рынке
умение избежать давления со стороны конкурентов
преимущество в затратах
современные технологии
эффективность рекламы и др.
слабые стороны предприятия:
устаревшее оборудование
снижение прибыльности
снижение профессионального уровня
снижение имиджа
плохая стратегия развития
плохая сбытовая сеть
повышение себестоимости продукции
отсутствие финансовых резервов
внешние возможности:
способность обслуживать дополнительные группы потребителей
возможность выхода на новые рынки сбыта
расширение ассортимента продукции
возможность быстрого развития при резком повышении спроса
появление новых технологий
внешние угрозы:
выход на рынок иностранных конкурентов с более низкой себестоимостью
медленный рост рынка
неблагоприятное изменение курса валют, таможенного законодательства
смена потребностей потребителей
рост спроса на товары-заменители
АВС-анализ – является важным инструментом для определения ключевых моментов и приоритетов в области управленческих задач. Классификация управленческих задач в соответствии с их приоритетом – способ концентрации усилий на наиболее важных направлениях. При этом решение менее важных задач делегируется сотрудникам звена более низкого уровня. Менеджеры более высокого ранга имеют возможность больше времени уделять решению важных вопросов.
и др. виды анализа, в зависимости от применяемой классификации (см. вопрос № 3)
- 1Понятие и значение технико–экономического анализа деятельности предприятия.
- 2Виды анализа хозяйственной деятельности и их характеристика.
- 3Классификация анализа хозяйственной деятельности.
- По отраслевому признаку:
- По пространственному признаку:
- По признаку времени:
- По методике изучения объектов:
- 4Что является предметом и объектом анализа хозяйственной деятельности.
- 5Каковы основные задачи анализа хозяйственной деятельности?
- 6Назовите основные принципы анализа хозяйственной деятельности и дайте их характеристику.
- 7Какой вид анализа имеет большее значение: ретроспективный, или перспективный, оперативный или итоговый. Дайте их характеристику.
- 9Основные методы проведения анализа.
- 10Система показателей комплексного анализа хозяйственной деятельности.
- 11Что представляет собой факторный и результативный показатели.
- 12Что понимается под факторным анализом? Каковы его задачи?
- 13Что такое детерминированный и стохастический факторный анализ?
- 14Для чего производится систематизация факторов? Как создается детерминированная факторная система?
- 15Какие основные типы факторных моделей в детерминированном анализе вы знаете?
- 16Чем может быть вызвана несопоставимость показателей? Каковы основные способы приведения показателей в сопоставимый вид?
- 17Как производится преобразование факторных моделей методами расширения, удлинения, сокращения?
- 18В чем сущность приема сравнения? Какие типы сравнений применяют в анализе и какова их цель?
- 19В чем сущность многомерного сравнительного анализа и какова методика определения рейтинга предприятий?
- 20Каковы основные виды относительных величин? в чем сущность и каковы виды средних величин? Для чего они используются в ахд?
- 21В чем сущность и какова роль аналитических группировок в ахд, а также алгоритм их построения?
- 22Для чего используется балансовый метод в анализе хозяйственной деятельности?
- 23Какие виды графиков используются в анализе и какова их роль? Какова роль табличного отражения данных? Каковы основные типы таблиц, используемых в ахд?
- 24Назовите основные способы, используемые для измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе.
- 25Охарактеризуйте сущность, область применения, и процедуру расчета способом цепной подстановки.
- 26Охарактеризуете сущность, область применения, и процедуру расчета способом абсолютных разниц.
- 27Охарактеризуйте сущность, область применения, и процедуру расчета способом относительных разниц.
- 28Охарактеризуете сущность, область применения, и процедуру расчета способом пропорционального деления.
- 29Охарактеризуете сущность, область применения, и процедуру расчета интегральным способом.
- 30Охарактеризуете сущность, область применения, и процедуру расчета способом логарифмирования.
- 31Основные задачи корреляционного анализа.
- 32Как решается уравнение связи при прямолинейной зависимости? Как интерпретируются его коэффициенты?
- 33Как решается уравнение связи при криволинейной зависимости? Как интерпретируются его коэффициенты?
- 34Как проводится многофакторный корреляционный анализ?
- 35Основные принципы и правила организации ахд на предприятии.
- 36Организация информационного обеспечения анализа.
- 37Документальное оформление результатов анализа.
- 38Какова роль автоматизации аналитических расчетов, арм экономиста-аналитика.
- 39Как анализируется обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами. Основные задачи анализа.
- 40Какие показатели используются для характеристики движения трудовых ресурсов предприятия.
- 41Как определяются сверхплановые потери рабочего времени (целодневные, внутрисменные). Назовите причины их образования.
- 42Как определяются резервы увеличения производства продукции за счет сокращения потерь рабочего времени.
- 43Охарактеризуете обобщающие и частные показатели производительности труда и методику их расчета.
- Структурно- логическая схема факторной модели производительности труда.
- 44Как определяются резервы увеличения среднечасовой выработки продукции.
- 45Как определяется трудоемкость единицы продукции, удельная трудоемкость, резервы сокращения трудоемкости продукции.
- 46Анализ использования фонда заработной платы.
- 47Какова взаимосвязь темпов роста заработной платы и темпов роста производительности труда.
- 48Каковы задачи и источники информации анализа использования основных средств.
- 49Показатели, характеризующие техническое состояние основных средств.
- 50Фондоотдача основных производственных фондов. Методика расчета влияния факторов.
- 51Определение фондорентабельности.
- 52Характеристики использования парка установленного оборудования.
- 53Резервы увеличения выпуска продукции за счет более полного использования основных средств.
- 54Задачи и источники информации анализа использования материальных ресурсов и их состояния.
- 55Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами.
- 56Методика определения оптимальной партии заказа и запаса.
- 57Показатели эффективности использования материальных ресурсов.
- 58Определение неиспользованных резервов увеличения выпуска продукции за счет недопоставки материалов, плохого их качества, и нарушения графика поставки.
- 59Анализ выполнения плана материально-технического снабжения по объему, ассортименту, качеству материалов и ритмичности поставки.
- 60Факторная модель материалоемкости продукции.
- 61Основные задачи анализа производства продукции, объекты исследования.
- 62Методика анализа структуры продукции.
- 63Анализ качества продукции.
- 64Анализ ритмичности производства продукции.
- 65Анализ отгрузки и реализации продукции.
- 66Резервы увеличения выпуска и реализации продукции.
- 67Методика анализа общей суммы затрат на производство продукции.
- 68Анализ затрат на рубль произведенной продукции.
- 69Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
- 70Анализ прямой заработной платы.
- 71Методика определения резервов снижения себестоимости продукции.
- 72Основные задачи и источники данных для анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
- 73Анализ состава и динамики прибыли.
- 74Методика расчета влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
- 75Основные показатели рентабельности и методика их расчета.
- 76Факторная модель рентабельности производственной деятельности.
- 77Факторная модель рентабельности оборота.
- 78Факторная модель рентабельности совокупного капитала.
- 79Основные источники резервов увеличения прибыли и методика их расчета.
- 80Методика расчета резервов повышения уровня рентабельности.
- 81Методика маржинального анализа прибыли.
- 82Факторная модель маржинального анализа прибыли в целом по предприятию.
- 83Методика маржинального анализа показателей рентабельности.
- 84Факторная модель маржинального анализа рентабельности в целом по предприятию.
- 85Безубыточны объем продаж и зона безопасности предприятия.
- 86Графически способ определения зоны безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.
- 87Аналитический способ определения зоны безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.
- 88Анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.
- 89Критическая сумма постоянных затрат и переменных расходов на единицу продукции.
- 90Срок окупаемости постоянных затрат предприятия.